Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Используемые педагогические технологии:
-традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации Шипуновского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1
Шипуновского района Алтайского края
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Учитель русского языка
и литературы:
Иванова Оксана Владимировна
Шипуново 2013
Тема урока: Н. В. Гоголь. «Портрет».
Место повести в сборнике «Петербургские повести»
Цель урока:
- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;
-определить место повести «Портрет» в данном цикле.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.
Развивающие:
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь.
Воспитательные:
-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
-формировать нравственные ценности личности.
.
Тип урока: комбинированный урок с использованием медиаресурсов
Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями
Используемые педагогические технологии:
-традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Продолжительность: 45 мин
Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя
Подготовительная работа:
1 группа - Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»).
2 группа - Тема «маленького человека» (повесть «Шинель»).
3 группа - Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).
Этапы подготовительной работы:
- прочитать художественное произведение;
- собрать материал по теме;
- составить мини-презентацию;
- создать слайды.
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
Тема урока: Н. В. Гоголь. «Петербургские повести ». Место повести «Портрет» в сборнике.( слайд №1)
Цель нашего урока: исходя из темы урока, сформулируйте цель урока
Обобщить ранее полученные знания о « петербургских повестях» , определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства. (слайд №2)
«Петербургские повести»- третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!)
и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы:
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег,
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…)
(На экране слайд №3,4)
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?
(На экране слайд №5)
Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.
По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
- Работа по теме урока.
Учитель:
Сегодня на уроке, углубляясь в содержание «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.
-Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».
1.Сообщение учащихся по теме «Образ Петербурга в повести
«Невский проспект» » (На экране слайд №6)
-Каким предстает гоголевский Петербург?
Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».
2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель». ( слайд №7)
-Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и Саввы Бродского.
- Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский. Он представил мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности, что он будет услышан.)
Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С.Бродского к повести "Шинель".
-Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
3. Учитель:
Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.
-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.
( слайд №8)
- Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)
- Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?
( Нос- это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)
Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
- Анализ текста художественного произведения.
Учитель:
- Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу?
-Обратимся к повести «Портрет». Анализ этого произведения будете проводить в группах, после чего мы должны определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.
-Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)
- Сколько частей в повести? (две)
- Кто главный герой 1 части?( художник Чартков)
-Кто главный герой 2 части? (художник –самоучка)
Задания
Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.
( ответ данной группы на слайде №9-10)
Вторая группа.
Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей(ответ)
Третья группа:
Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика (ответ- слайд № 11-12)
Вывод: Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения
Четвертая группа.
Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Подумайте, прав ли В.Г.Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.
Ответ четвертой группы
– Мы считаем, что В.Г.Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:
- «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».
- «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
- «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Учитель:
«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В.Гоголь в ответ на критику В.Г.Белинского относительно второй части повести « Портрет».
-Какие верные мысли на может скрывать Гоголь?
IY. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
1) -Как в повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
-С чем писатель сравнивает истинное произведение? ( с молитвой.) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.
-Каково место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести»?
К каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?
( Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло.
Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком.
Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.
К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)
2) Рефлексия: Оценки! Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».
Спасибо за урок!!!
Y. Домашнее задание.
Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечное и вещное в повести Н.В.Гоголя "Портрет"
Данная работа представляет презентацию на основе сопоставления двух художников: слова и живописи - А.Иванова и его работы "Явление Христа народу" и повести Н.В.Гоголя "Портрет". В работе рассмат...
Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя "Портрет"....
Урок ""Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
Разработка урока литературы в форме проблемно-поискового семинара с опережающими заданиями с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", проектные технологии, уче...
Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Исследовательская работа на тему "Проблема творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" и в романе Оскара Уайда "Портрет Дориана Грея""
Исследовательская работа ученицы 9э класса Чекалиной Ольги...
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...