Урок ""Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Разработка урока литературы в форме проблемно-поискового семинара с опережающими заданиями с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", проектные технологии, учебно-исследовательской технологии. В методическом описании урока определены цель урока, задачи, планируемый предметный результат, формируемые УУД, тип и форма урока, методы и формы работы, используемые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_n.v._gogol._peterburgskie_povesti._portret.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Овчинникова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 г. Бронницы
Н.В. ГОГОЛЬ. «ПОРТРЕТ». МЕСТО ПОВЕСТИ В СБОРНИКЕ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»
(проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями)
Цель урока:
- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;
- определить место повести «Портрет» в данном цикле.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.
Развивающие:
- формировать умение глубокого анализа текста;
- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
- развивать творческие способности, монологическую речь.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
- формировать нравственные ценности личности.
Предметный результат:
ознакомиться с повестью Н.В. Гоголя “Портрет”, научиться внимательно читать произведение, подмечать важные детали, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю; выяснить, какие типы художников существуют, по мнению Гоголя, и каков высший тип художника; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение; развить навыки размышления по прочтении художественного произведения; воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие; содействовать развитию умения общаться между собой.
УУД:
коммуникативные:
• формирование действий по организации и планированию учебного струдничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
познавательные:
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
личностные: формирование
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Выпускник получит возможность для формирования:
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Тип урока: комбинированный урок с использованием медиаресурсов.
Форма урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями.
Используемые педагогические технологии:
- традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
- информационно-коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;
- приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», логические цепочки, «толстые и тонкие вопросы».
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Продолжительность: 45 мин.
Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя, текст художественных произведений.
Подготовительная работа:
1 группа - Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»).
2 группа - Тема «маленького человека» (повесть «Шинель»).
3 группа - Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).
Этапы подготовительной работы:
- прочитать художественное произведение;
- собрать материал по теме;
- составить мини-презентацию;
- создать слайды.
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
Тема урока. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Место повести «Портрет» в сборнике. ( слайд №1)
Цель нашего урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
Обобщить ранее полученные знания о « петербургских повестях» , определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства. (слайд №2)
«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка):
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!)
и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы:
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег,
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…)
(На экране слайд №3,4)
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?
(На экране слайд №5)
Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.
По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
- Работа по теме урока.
Учитель:
Сегодня на уроке, углубляясь в содержание «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.
-Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».
1.Сообщение учащихся по теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»» (На экране слайд №6)
-Каким предстает гоголевский Петербург?
Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».
2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель». ( слайд №7)
- Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и Саввы Бродского.
- Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский. Он представил мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности, что он будет услышан.)
Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С. Бродского к повести "Шинель".
- Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
3. Учитель:
Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.
-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.
( слайд №8)
- Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)
- Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?
( Нос - это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)
Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
- Анализ текста художественного произведения.
Учитель:
- Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу?
- Обратимся к повести «Портрет». Анализ этого произведения будете проводить в группах, после чего мы должны определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.
Восстановите логическую цепочку.
Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.
А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.
Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.
– модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.
Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.
История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – “украден” – приносит несчастья – монах.
В правильном варианте это будет выглядеть так:
Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть – болезнь ужасна – жизнь прервалась.
Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – “украден”.
Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по её содержанию, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.
Беседа с классом:
– Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?
– Кто ещё являются героями повести? (художники)
– Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?
– Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник-ремесленник, художник-гений, художник-иконописец).
- Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)
- Сколько частей в повести? (две)
- Кто главный герой 1 части?( художник Чартков)
-Кто главный герой 2 части? (художник-самоучка)
Задания
Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.
(ответ данной группы на слайде №9-10)
Вторая группа.
Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей(ответ)
Третья группа:
Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика (ответ-слайд № 11-12)
Вывод: Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.
Четвертая группа.
Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.
Ответ четвертой группы
– Мы считаем, что В.Г. Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:
- «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».
- «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
- «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Учитель:
«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести « Портрет».
-Какие верные мысли на может скрывать Гоголь?
IV. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
1) - Как в повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
- С чем писатель сравнивает истинное произведение? ( с молитвой.) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.
- Каково место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести»?
- К каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?
( Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.
К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)
2) Рефлексия: Оценки. Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».
V. Домашнее задание.
Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".
Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
Используемые педагогические технологии:-традиционная педагогическая технология;- технология метода проекта;-информационно – коммуникационная технология;- элементы технологии исследовательской де...
Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя "Портрет"....
Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя
Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...
Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...
Презентация к уроку "Историческая основа повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя
Презентация к уроку....