Вечное и вещное в повести Н.В.Гоголя "Портрет"
презентация к уроку литературы (8 класс) на тему

Данная работа представляет презентацию на основе сопоставления двух художников: слова и живописи - А.Иванова и его работы "Явление Христа народу" и повести Н.В.Гоголя "Портрет". В  работе рассматриваются вопросы творчества и предназначения искусства, ответственности художника перед обществом и эпохой. Также даны тестовые задания по повести "Портрет".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanov_i_gogol_portret.rar1.33 МБ

Подписи к слайдам:

Вечное и вещное в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Иванов Александр Андреевич
Этот художник с ранних лет носил в себе страсть к искусству, оторвался от друзей, от родных и помчался в тот чудный Рим, при имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого". Н. В. Гоголь.
Карл Иванович Брюллов
Карл Иванович Брюллов
«Явление Христа народу»
Огромное историческое значение творчества Иванова не было понято современниками. Картина "Явление Христа народу", с которой Иванов связывал восторженные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства, была принята холодно, с недоверчивым, а подчас и насмешливым равнодушием. Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".
История создания картины
Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в которых сквозило разочарование. Даже самые чуткие зрители признавались, что "Явление Христа народу", особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова "явлением небывалым", равного которому "еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи"
История создания картины
Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и рисунков. Их насчитывается более шестисот, а время их исполнения падает на 1830-е, 1840-е и даже 1850-е годы, когда основные элементы картины, казалось бы, уже определились. Центр тяжести всей работы Иванова переместился из картины в этюды и именно здесь, в этюдах, с наибольшей отчетливостью и силой проявились его огромный живописный дар, его гениальное новаторство и его реализм.
История создания картины
Иванову не было и тридцати лет, когда он приступил к работе над "Явлением Христа народу". В это время он был не только вполне сложившимся, зрелым художником. Творческая зрелость Иванова наступила необычайно рано. Иванов долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения, в котором он мог бы в полной мере выразить свое отношение к миру. Академическая эстетика требовала от него исторической или библейской темы. Он не мог удовлетвориться простым воспроизведением сцены прошлого, а требовал от сюжета всеобъемлющей значительности и глубокой идейности.
История создания картины
В поисках темы, Иванов остановился на евангельской легенде о явлении Мессии (Учителя). Ему казалось, что здесь, на первых страницах Евангелия, он увидел чуть ли не сущность всего христианства. По мнению Иванова, нельзя было найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, ибо "откровением Мессии начался день человечества нравственного совершенства". А. Иванова интересовал не просто церковный рассказ, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Христа.
История создания повести
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в 1835 г. В сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве. Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта рама повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
В. Г Белинский о повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Один из самых значительных критиков того времени В.Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Первую часть этой повести нельзя читать без увлечения; даже в самом деле есть что – то ужасное , роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая – то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам и страшно. Но вторая часть решительно ничего не стоит, в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
Из истории создания повести
Уехав из России после скандала, связанного с постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.
Из истории создания повести
В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Как вы думаете, случайно ли такое местоположение писателя? Что оно символизирует?
Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «приземлённость людей, писатель негодует и поучает».
Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» (к Христу) в тень, которая смущённо укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он? И в чём он состоит?
Из истории создания повести
Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических появлений портрета и заказчиков. Были добавлены и расширены образы второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц.
Из истории создания повести
В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть "Вечный муж" в контексте творчества Ф.М. Достоевского

Повесть "Вечный муж" в контексте творчества Ф.М. Достоевского...

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....

Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....

«Городская» проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Данный материал о жизни, творчестве писателя, сюжете героев произведения "Обмен"...

Интерпретация понятий «вечного» и «вещного» в творчестве поэтов Кольского Севера

В статье прослеживается связь фольклора и региональной литературы, выявляются  аспекты восприятия современными региональными авторами морально-этических идеалов русского народа, обосновывается пр...

Разработка урока по ОПК для 7 класса "История вечной любви. «Повестью о Петре и Февронии Муромских".

Цели: 1. Познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских». 2. Начать обучение анализу литературного произведения. 3. Воспитывать уважение к истории православной культуры,...

Цикл уроков по русской литературе XIX - XXв.в. "Вечное и вещное. Путь к пониманию"

Уроки с применением  кейс-технологии  как метода проблемного обучения на уроках литературы...