Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
рабочая программа по русскому языку (7, 8 класс)
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_novyy.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 имени Э.Д. Потапова»
г. Мичуринска Тамбовской области
«Утверждаю».
Директор МБОУ «СОШ №18 имени Э.Д. Потапова»
_______________ /И.А.Тимошкина/
«_____»________________ 2018 г.
Программа
элективного курса
«Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
учителей русского языка и литературы
Тамалинцевой С.П., 1 квалификационная категория,
Капитоновой Н.А., высшая квалификационная категория
- Классы, в которых реализуется программа – 7, 8
Мичуринск, 2018
Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на 1 год в общеобразовательном учреждении. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 8 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 70 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
- По направлению деятельности - научно-техническая,
- по уровню освоения - углубленная,
- по уровню деятельности - продуктивная,
- по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
- по основной направленности - прикладная.
Цель: исследование художественного текста с помощью применения ИКТ; знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
- Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, теле- и радиопередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии
Развивающие:
- Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
- Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
- Художественно-творческие способности
- Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
- Потребность расширять кругозор в изучаемой области
Планируемые результаты освоения элективного курса
В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.
Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.
Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.
Принципы
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
- Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы
- Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В ходе занятий кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
- Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
- Уметь находить необходимые сведения в Интернете
- Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
- Уметь создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, телепередачи в программе Movie Maker
- Уметь создавать флеш-анимации и работать в 3-Д графических редакторах
Актуальность
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
- Компьютер и интерактивная доска
- Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам
Охват учащихся
Занятия кружка рассчитаны на учащихся 7, 8 классов Занятия проводятся по группам.
Автор
Программа разработана и реализуется учителями МБОУ «СОШ №18 имени Э.Д. Потапова» Тамалинцевой С.П. и Капитоновой Н.А . Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует, так как имеет практическую направленность.
Содержание элективного курса
№ | Название раздела | Содержание тем элективного курса |
1. | Инструктаж по ТБ и ОТ | Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы. |
2 | Информационные технологии на службе учителя и ученика | Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ. Обсуждение достоинств и недостатков работ |
3 | Лингвистическая сказка | Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах Power Point и Movie Maker. |
4 | Тест, игра, кроссворд | Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point |
5 | Презентация на литературную тему | Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. |
6 | Документальный фильм | Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker. |
7 | Интерпретация лирического произведения | Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker. |
8 | Заочная экскурсия | Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучивание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker. |
9 | Создание фильма «Судьбы священников Тамбовского края» | Сбор материала по теме. Создание и обсуждение сценария фильма. Приёмы работы с видеокамерой. Подбор иллюстративного материала. Запись озвучивания фильма. Создание фильма в программе Movie Maker . |
10 | Спектакль по литературе | Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция танцев и пения. |
11 | Телепередача о русском языке | Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа. |
12 | Телепередача о литературе | Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа. |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№п/п | Класс | Тема занятия | Количество часов | Виды и формы контроля |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | ||
2 | 7, 8 | Задачи работы кружка. Информационные технологии на службе ученика и учителя | 1 | просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ |
3 | 7, 8 | Сочинение лингвистических сказок | 1 | Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа |
4 | 7, 8 | Озвучивание лингвистических сказок | Декламация | |
5 | 7, 8 | Создание иллюстративного материала к лингвистической сказке | 1 | Рисование, сканирование, подбор иллюстративного материала, создание готового продукта в программе Power Point |
6 | 7, 8 | Настройка анимации лингвистической сказки | 1 | Демонстрация анимационных возможностей программы Power Point |
7 | 7 | Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы | 1 | участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся |
8 | 7 | Сочиняем тест | 1 | Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария |
9 | 7 | Анимация теста | 1 | Создание анимированного теста в программе Power Point |
10 | 7 | Сочиняем сценарий игры | 1 | Деловая игра «Кто придумает интереснее задание». Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры |
11 | 7 | Анимация игры | 1 | Создание анимированной игры в программе Power Point |
12 | 7 | Сочиняем кроссворд | 1 | Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге |
13 | 7 | Анимация кроссворда | 1 | Создание анимированного кроссворда в программе Power Point |
14 | 7 | Как создать кроссворд в программе Excel | 1 | Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в данной программе |
15 | 7, 8 | Презентация в Power Point на литературную тему | 1 | Выбор темы, сбор материалов, создание сценария, распределение на слайды |
16 | 7, 8 | Секреты хорошей презентации | 1 | выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации |
17 | 8 | Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте | 1 | Выбор темы, сбор материала, написание сценария |
18 | 8 | Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте | 1 | Выбор темы, сбор материала, написание сценария |
19 | 8 | Обсуждение сценариев | 1 | Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ, взаимопроверка |
20 | 8 | Запись звуковой части фильма | 1 | Декламация |
21 | 8 | Создание фильма в программе Movie Maker | 1 | Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация учителя |
22 | 8 | Создание фильма в программе Movie Maker | 1 | Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма |
23 | 7 | Анализ лирического произведения и его интерпретация | 1 | Эвристическая беседа |
24 | 7 | Создание иллюстраций к лирическому произведению | 1 | Рисование, сканирование |
25 | 7 | Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению | 1 | Прослушивание и обсуждение музыки |
26 | 7 | Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому стихотворению | 1 | Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
27 | 7 | Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения» | 1 | Просмотр и обсуждение фильмов |
28 | 8 | Проведение уроков в 5 и 6 классах учащимися 8 класса | 1 | |
29 | 8 | Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом. | 1 | Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация работ учащихся и учителя |
30 | 8 | Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии | 1 | Творческая работа |
31 | 8 | Чтение и обсуждение сценариев | 1 | Редактирование, взаимопроверка работ |
32 | 8 | Озвучивание сценария заочной экскурсии | 1 | Декламация |
33 | 8 | Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии | 1 | |
34 | 8 | Монтаж заочной экскурсии | 1 | Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
35 | 8 | Выездная экспедиция для съёмки видеосюжета | 1 | Работа с цифровой видеокамерой |
36 | 8 | Чтение и обсуждение сценария на тему «Судьбы священников Тамбовского края» | 1 | Эвристическая беседа, редактирование работы |
37 | 8 | Чтение и обсуждение готового сценария документального фильма «Судьбы священников Тамбовского края» | 1 | |
38 | 8 | Экспедиция для съёмки интервью со священниками Мичуринска | 1 | Интервью и особенности работы над ним |
39 | 8 | Воссоздание исторических эпизодов | 1 | Обсуждение сценария на предмет воссоздания исторической обстановки |
40 | 8 | Съёмка эпизодов | 1 | |
41 | 8 | Озвучивание фильма Монтаж фильма | 1 | Декламация Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
42 | 8 | Просмотр готового продукта Редактирование готового фильма, его публикация | 1 | Просмотр и обсуждение достоинств и недостатков фильма |
43 | 7,8 | Чтение сценария спектакля по литературе. Распределение ролей | 1 | Декламация |
44 | 7, 8 | Репетиция 1-ой сцены спектакля | 1 | Декламация |
45 | 7, 8 | Репетиция 2-ой сцены спектакля | 1 | Декламация |
46 | 7, 8 | Репетиция 3-ей сцены спектакля | 1 | Декламация |
47 | 7, 8 | Репетиция 4-ой сцены спектакля | 1 | Декламация |
48 | 8 | Запись звукового сопровождения спектакля | 1 | Декламация |
49 | 8 | Подбор художественного оформления спектакля | 1 | Рисование |
50 | 7, 8 | Сводная репетиция | 1 | Декламация |
51 | 7, 8 | Сводная репетиция | 1 | Декламация |
52 | 7 | Репетиция музыкальных фрагментов спектакля | 1 | Пение |
53 | 8 | Репетиция танцевальных фрагментов спектакля | 1 | Постановка танцев |
54 | 7, 8 | Генеральная репетиция | 1 | Декламация, пение, танцы |
55 | 7, 8 | Спектакль на литературную тему | 1 | |
56 | 8 | Концепция телепередачи о русском языке | 1 | Лекция учителя |
57 | 8 | Выбор темы для телепередачи о русском языке | 1 | Обсуждение, беседа |
58 | 8 | Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая игра | 1 | Разработка сценария телепередачи |
59 | 8 | Чтение и обсуждение сценариев телепередачи | 1 | Беседа |
60 | 8 | Репетиция телепередачи о русском языке. | 1 | Декламация |
61 | 8 | Запись телепередачи | 1 | Декламация |
62 | 8 | Монтаж телепередачи о русском языке | 1 | Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
63 | 8 | Концепция телепередачи о литературе | 1 | Обсуждение, беседа |
64 | 8 | Работа над проектом телепередачи о литературе. Деловая игра | 1 | Разработка сценария телепередачи |
65 | 8 | Чтение и обсуждение сценариев телепередачи | 1 | Беседа |
66 | 8 | Репетиция телепередачи о литературе | 1 | Декламация |
67 | 8 | Запись телепередачи | 1 | Декламация |
68 | 8 | Монтаж телепередачи о литературе | 1 | Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
69 | 7 | Просмотр телепередачи о литературе | 1 | Доклад учащихся |
70 | 2 | Резерв | 1 |
Использованная литература:
Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»
Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы не требует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»
Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...
«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»
Я предлагаю учителю - словеснику познакомиться с одним из приемов , используемых мною в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится....
Духовно-нравственное воспитание через приобщение к художественному тексту
В статье представлены размышления о роли уроков литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы...
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста
Рассматриваются методы анализа литературного произведения на уроках литературы...
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи....
Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».
Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личнос...
Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"
Программа элективного курса расчитана на ведение курса в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....