Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
презентация к уроку по русскому языку по теме
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе рассказываю о приёмах работы по этимологии, которые периодически использую на урокках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
![]() | 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
И кажется, что мир устроен просто:
Во всём начало есть, конец один.
Но до начала явно было что – то,
После конца всему опять зачин.
А между ними что?
Тире иль точка?
А может даже вечность?
А может только жизнь?
Вопросов много, а ответ один.
А какой это ответ? Математики ответят сразу. /Бесконечность/
Я учу грамотно писать и говорить, а главное размышлять, видеть за понятиями предметы и явления мира, из которых состоит наша жизнь.
Поэтому важно «осмысление сущности явлений мира», через обращение к слову, через его первоначальный истинному смысл .
2 слайд
Посмотрите на пословицы у вас на столах. Задумайтесь, почему народная мудрость объединяет разные понятия: конец и начало, добро и зло, правду и ложь. Какой смысл вложен в эти фундаментальные понятия.
Сегодня я хочу предложить вам свой путь их осмысления. И в этом, наряду с другими разделами языка (морфемикой, словообразованием, лексикой), конечно, помогает этимология – наука (не беспочвенное фантазирование!) о происхождении слов.
Этимология
-заинтересовывает моих учеников моим предметом.
- втягивает в процесс сотворчества
- имеет мировоззренческое значение, потому что помогает проникнуть в историческое языковое мышление, вернуться к истокам культуры. А филологическая образованность и есть показатель культуры общества, - замечал Ушинский. Потому что мне хочется говорить о нашем времени не только как о цивилизации, но и как о культуре.
Вслед за В.Шоганом и Е. Бондаревской, я утверждаю, что слово – язык культуры, след духовности в истории общества.
4 слайд
Технологии, которые помогают мне осуществить поставленные задачи, это модульная в личностно – ориентированном образовании и метапредметная. Например, микромодуль КУЛЬТУРЫ В.Шогана и Е. Бондаревской, где формируя жизненную парадигму человека культуры, начинают работу с концентрации внимания на образы, жизненные впечатления переживания, фундаментальные понятия, анализируя их, осмысливая и предполагая возможные поступки и жизненные события.(по схеме слайда)
5 слайд
Как претворяется микромодуль в работе с этимологическим анализом слова?
«Для того, чтобы учащихся заинтересовать этимологией, следует придать ей практическую направленность, - советует Розенталь, - она должна быть доступна ученикам с учётом возрастных особенностей». Например, работая над словарными словами в предлагаю доказать, что орфографическое решение верно с помощью этимологического словаря. Работая с этимологией слова, ученик формирует образ данного явления, работает не механическое, а ассоциативное запоминание, которое более продуктивно для долговременной памяти. Это словари М.Фасмера (один из самых авторитетных в этимологии), Н.М. Шанского, Л. Успенского и, конечно, В.Даль.
Предлагаю и вам поработать над следующими словами: ОБОНЯНИЕ и ОБАЯНИЕ.
Каково правописание данных слов?
Докажите, что ваше решение верно.
4 слайд
«Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его», - утверждает методист Шереметьевский. Ученикам старшего возраста предлагаю усложнённые задания, например, выстраивать этимологические модели.
Чтобы ответить на вопрос, являются ли однокоренными слова целовать и целый, а значит второе для первого проверочным, необходимо внимательно прослушать миниатюру о русских традициях, выделив из них слова для выстраиваемой цепочки.
5 слайд
«Почему язык хорош? Потому что он творение», - замечает Н.М. Шанский. Творение, потому что это продукт творчества – стихотворение. И это наше сотворчество, когда мы его осмысливаем. Умение работать со словом, конечно же, помогает и на уроках литературы. Например, проводя лингвистический анализ стихотворения ( а именно Шанский в анализе художественного текста больше всего обращает внимание на работу со словом в разных плоскостях, в том числе и этимологической!). Предлагаю вам элемент анализа стихотворения А.Яшина. Лирическая миниатюра из 35 слов о драгоценных для каждого человека словах. Почему же их цена должна быть дорогой? Чтобы подвести учащихся к основной мысли стихотворения, предлагаю в каждом из пяти слов «зажечь огонёк», чтобы осмыслить не слова, а понятия, принципы, поступки, стоящие за ними.
«Не история слова, а история понятия выдвигаются в школьной этимологии на первое место», - делает вывод И.В. Пронина.
6 слайд …. Работа со словами из стихотворения А.Яшина
Что нового для вас в значение слова ОТЕЧЕСТВО добавила его этимология?
На чём концентрируют наше внимание учёные, рассказывая о слове ВЕРНОСТЬ?
Чем вы пополните знания о слове БРАТСТВО, прочитав его этимологию?
Какие явления культуры вкраплены в этимологию слова СОВЕСТЬ?
О каких понятиях можно поразмышлять, узнав историю слова ЧЕСТЬ?
ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДАННЫМ ПОНЯТИЯМ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СМОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ, ЕСЛИ ОН БУДЕТ В ТЕЧЕНИЕ 7 ЛЕТ УЧИТЬСЯ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ, ВНОВЬ И ВНОВЬ ОТКРЫВАТЬ СЛОВА РОДНОГО ЯЗЫКА?
7 слайд
И кажется, что мир устроен просто:
Во всём начало есть, и у всего конец.
И только лишь ПОЗНАНЬЕ бесконечно.
Не верите?
Докажет это ДАЛЬ.
ТАК ЗАГЛЯНИТЕ ЖЕ К НЕМУ В СЛОВАРЬ!
НАЧАЛО И КОНЕЦ. Что за и что между ними? Бесконечность. А что говорит этимология. Это однокоренные слова!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во всём начало есть, и у всего конец?
Филологическая образованность – показатель культуры общества (К.Д. Ушинский) Средство обучения – СЛОВО – язык культуры, след духовности в истории общества . Жизненная парадигма человека культуры ОБРАЗ АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЕ (жизненные впечат- (осмысление, вы- (принципы, поступки, ления, переживания) страивание кон- жизненное событие) цепт)
Для того, чтобы учащихся заинтересовать этимологией, следует придать ей практическую направленность Д.Э. Розенталь Словарная работа б..гровый, б..рдовый , сверс..ник, ровес..ник, об..яние, об..няние. Подумайте и докажите, что ваше решение верно.
Б а гровый – из старославянского, «б аг р» - багно, тёмно – коричневый. Б о рдовый – из французского, Б о рдо – название местности. Свер ст ник – из древнерусского «одинаковый по возрасту», по пройденной вер ст е Рове сн ик- из славянского «ровесный» , одинаковый по годам, рождённый в одну ве сн у (год) Об а яние – из старославянского, баять – околдовывать словами. Об о няние – из старославянского, «воня» - запах. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок… Н. Гоголь
Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его. В.П. Шереметьевский Однокоренные ли слова «ц…ловать» и «целый»? «простить» и «прощаться»? Постройте на основе текста этимологическую модель. ц..ловать------?------целый простить------?--прощаться
Почему язык хорош? Потому что это творение… Н.М.Шанский В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А ещё: Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова! А. Яшин.
Не история слова, а история понятия выдвигаются в школьной этимологии на первое место И.В. Пронина Л.Успенский : Отец – из древнегреческого "атта" соответствующее нашему « тятя, батя». Постепенно она вытеснила старое слово, обозначавшее "родитель", утратила оттенок ласкательности и уменьшительности и живет сейчас в виде нашего "отец". В. Даль: Отечество - корень наш, земля отцов, народа , к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит, наследство от отца или деда.
М. Фасмер : Вера - из лат. vērus «истина, правда» В. Даль: Ве́рность - полная преданность, истинность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле.
М. Фасмер: Братство – из лат. « esprit de corps » связь их по духу , чувству. В. Даль : Братство - товарищество, дружба, приязнь, тесная связь.
М. Фасмер : Со́весть – калька греч. συνείδησις "conscientia" - « совместное знание », см. ве́дать. В. Даль : Со́весть - внутреннее сознание добра и зла ; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка.
М. Фасмер : Честь - ж. " мышление , понимание, намерение. Ср. чту, чита́ть. В. Даль : Честь - ж. внутреннее нравственное достоинство человека , доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Этимология даёт возможность «зажигать огонёк внутри слова» Итальянец Немец Швед Француз РУССКИЙ?
Слово – это особый микромир Начало----------------конец ПОЗНАНИЕ БЕСКОНЕЧНО
Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н. Рыленков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-253466-1368789398.jpg)
Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности
В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621142-1428511391.jpg)
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622774-1428940742.jpg)
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621142-1428511391.jpg)
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....