Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Диденко Лариса Дмитриевна

 

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tolstomu.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе в 10 классе

 с использованием технологии развития критического мышления.

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Цель урока:1) обобщить, систематизировать и расширить знания по данной теме;

                       2) развивать умения и навыки работы с текстом;

                       3) воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни и личности Толстого.
  2. Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя.

Эпиграф:

                  Каждый человек –              

алмаз, который может очистить

 и не очистить себя. В той мере,

в которой он очищен,

через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека

не стараться светить,

 но стараться очищать себя.

                                                                                                             Л.Н. Толстой.

Оборудование: таблицы, папки учащихся со справочными материалами,              распечатанные тексты, толковые словари, компьютер, презентация с фотографиями Л.Н.Толстого

ХОД УРОКА

  1. Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

 «Мозговая атака»

Задачи:

  1. актуализировать имеющиеся знания, умения и                                           навыки в связи с изучаемым материалом;
  2. пробудить познавательный интерес к изучаемому    материалу;
  3. помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф урока?

Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

 Ответы учеников:

Рассказы учащихся о жизни Льва Толстого, богатой событиями.

(во время рассказа учащихся можно показать фотографии писателя, имеющие отношение к называемым фактам)

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.
  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Толстого.

  1. «Война и мир» (1864-1869)
  2. «Анна Каренина» (1870-1877)
  3. «Власть тьмы» (1866)
  4. «Крейцерова соната»(1889-1889)
  5. «Воскресение» (1889-1899)
  6. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)
  7. Комедия «Плоды просвещения» (1900)
  8. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

9. «После бала» (1903)

Показ «круга  общения и исторических событий» писателя.          

Вопросы к учащимся:

1.Сведетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой).

2.Стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Задачи:

  1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:
  2. Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель: В тетрадях постройте маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

Учитель: 

Представим себе, что один из учеников нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя, прочитав текст (чтение текста учащимися вслух) «Л.Н.Толстой». В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую – что хотели бы узнать, а третью - что нового узнали из текста. (Все учащиеся получают отпечатанный текст, работают в парах).

Распечатка:

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким – то особенным – яснополянским…

Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме – зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной – кабинет писателя, занимающих центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: «секретарская» и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник – 100 раз» (!)

Покидая дом,  мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, поелейнее помещение – комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И,С,Тургенев, А,А,Фет, А,П,Чехов, И,Е,Репин, В,Г,Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом…

Мы уходим из Ясной Поляны. Из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя. Ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» ответить на них сегодня не легче, не проще…

Учитель: Заполненную таблицу озвучивает один человек из группы (желательно слабый).

 Учитель: Первую часть нашего урока мы выполнили.

 Вторая часть  звучит так: «Духовные искания».

Что вы знаете по этому вопросу? Какие ассоциации у вас возникают? (заранее дано было задание выписать в тетрадь заповеди Христа)

Учащиеся в группах составляют кластер (графическое отображение темы) «Гроздья» на тему «Духовные искания» (на столах у учащихся заготовленные листы «овалы», куда учащиеся фломастерами вносят свои записи, изображение должно быть ярким, аккуратным).

 Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.

  Индивидуальное задание. Ученица озвучивает у доски сообщение «Духовные искания Л.Н.Толстого».

Ученица: В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещённым в православии, в ряде произведений, особенно в романе «Воскресение» (1899) ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной Церкви. Он также распространял брошюры с описанием своего собственного понимания христианства, далёкого от православного.  В 1900 году Л.Н.Толстой был отлучён от церкви, предан анафеме.

Работа с толковым словарем.

Учитель: Найдите в словаре статью, объясняющую значение слова «анафема»

Ученик: Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

Ученица: Он был убеждён, что посредник между Богом и человеком не нужен. В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий». Учение Церкви он называет «коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения». Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства. При этом религиозно-эстетические взгляды писателя опирались на учение об истинной жизни. Ее смысл в духовной любви к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизировались в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое в себя включает 5 заповедей Христа:

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. В нём мы и можем увидеть истинные взгляды Л.Н.Толстого.

  

 Учитель: Попробуйте продолжить формулировку темы урока, составив проблемный вопрос, используя слово анафема.

(напримр, влияет ли отлучение от церкви (предание анафеме) на нравственную чистоту человека?)

Учитель: Может ли помочь эпиграф урока в ответе на этот вопрос?

Этот вопрос и станет вашим Д/З. Письменно ответьте на него, приведя два аргумента из художественной литературы.

3.Стадия «Рефлексия»

(обобщение материала, подведение итогов)

Задачи:

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал
  2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

 1.Заполнение контрольной карточки «Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути».

 (самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)

Годы жизни

1828 - 1910

Ясная Поляна

В годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. Комнаты имения, огромная библиотека, комната для приезжающих (нижняя библиотека). Отсутствие роскоши.

Шесть этапов творческого пути

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.
  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Л.Н.Толстого

  1. «Война и мир» (1864-1869)
  2. «Анна Каренина» (1870-1877)
  3. «Власть тьмы» (1866)
  4. «Крейцерова соната»(1889-1889)
  5. «Воскресение» (1889-1899)
  6. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)
  7. Комедия «Плоды просвещения» (1900)
  8. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

9. «После бала» (1903)

Духовные искания (5 заповедей Христа)

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

  1. Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.

Правила написания:

1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Темы для синквейна

«Ученик»

«Урок»

«Лев Николаевич Толстой»

Ученик.

Знающий,  любознательный.

Урок.

Познавательный, интересный.

Толстой.

Известный, знаменитый.

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Воспитывает, беспокоится, , пишет.

 

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О проблемах всех поколений.

Доволен!

Спасибо за урок!

Великий учитель!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким – то особенным – яснополянским…

Итак, мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме – зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной – кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Кажется, что Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: «секретарская» и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник – 100 раз» (!)

Покидая дом,  мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, поелейнее помещение – комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И.С.Тургенев, А.А.Фет, А.П.Чехов, И.Е.Репин, В.Г.Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом…

Мы уходим из Ясной Поляны. Из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя. Ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» ответить на них сегодня не легче, не проще…

  1. Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.

Правила написания:

1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Темы для синквейна:

«Ученик»

«Урок»

«Лев Николаевич Толстой»

Ученик.

Знающий,  любознательный.

Урок.

Познавательный, интересный.

Толстой.

Известный, знаменитый.

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Воспитывает, беспокоится, , пишет.

 

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О проблемах всех поколений.

Доволен!

Спасибо за урок!

Великий учитель!

Заполнение контрольной карточки «Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути»

(самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)

Годы жизни

1828 - 1910

Ясная Поляна

В годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. Комнаты имения, огромная библиотека, комната для приезжающих (нижняя библиотека). Отсутствие роскоши.

Шесть этапов творческого пути

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.
  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Л.Н.Толстого

  1. «Война и мир» (1864-1869)
  2. «Анна Каренина» (1870-1877)
  3. «Власть тьмы» (1866)
  4. «Крейцерова соната»(1889-1889)
  5. «Воскресение» (1889-1899)
  6. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)
  7. Комедия «Плоды просвещения» (1900)
  8. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

9. «После бала» (1903)

Духовные искания (5 заповедей Христа)

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Список используемой литературы:

  1. "Истина в движеньи". О человеке в мире Л. Толстого: Ольга Сливицкая — Москва, Амфора, 2009 г.
  2. Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого: А. Д. Сухов — Москва, ИФРАН, 2001 г.
  3. Толстая А.Л. «Отец. Жизнь Льва Толстого». Москва «Книга», 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают  правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн...

Конспект урока по немецкому языку с применением технологии развития критического мышления: «Berufswahl» (9 класс)

Цели урока:Образовательная: тренировать учащихся в употреблении лексики по теме в различных речевых ситуациях, связанных с выбором профессии.Развивающая: развивать умения систематизировать свои знания...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Урок литературы "Н.А. Добролюбов -великий критик революционной демократии. Страницы жизни" с использованием технологии развития критического мышления

При изучении классических проиизведений в 10 классе учащиеся знакомятся с критическими статьями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова. И оказывается, что имена критиков им немного знакомы, но ученики прак...

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...