Программа и поурочное планирование уроков литературы для 5 кл. КРО VII вида
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Программа и поурочное планирование уроков литературы для 5 кл. КРО VII вида рассчитана на 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Тверь
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМК пр.№1 зам. директора по УМР
Маскальцова Н.Н. Директор школы Аустрина А.Н.
«___»___________2013 г. «____»____________2013 г. «____»____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
на 2013 - 2014 учебный год
Класс – 5 В (коррекционный) VII вида
Учитель – Бурдинская Светлана Викторовна
Количество часов в год – 102
Количество часов в неделю – 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В. Я. Коровиной.
На изучение литературы в 5-ом классе (КРО) отводится 102 часа в год. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.
Задачи:
- обучать оценивать и анализировать художественные произведения, давать характеристику поступкам героев, выделять главную мысль произведений;
- развивать навыки выразительного чтения, развитие речи, развивать умение работать самостоятельно и по группам, развитие интереса к этнической культуре, понимание ее основ и воспитывающей мудрости, признание национальной самобытности и жанрового многообразия, через источники;
- продолжать знакомство с русской классической литературой расширять представление учащихся о жанровом многообразии литературы, знакомство с современной литературой; новые имена, жанровые особенности, широта показа развития мира
- обучать прослеживать преемственность литературы, познание законов языка через литературные источники и авторские находки;
- воспитание нравственности, толерантности и патриотизма, чувство причастности к судьбам родины, воспитывать познание жизни через литературу.
Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания учащимся с ЗПР.
В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.
На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Учебно-методический комплекс:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5 кл.
- Коровина В.Я. и др. Литература. Методические советы. 5 кл.
- Коровина В.Я. и др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5 кл.
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 кл.
- Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература. 5-7кл.
- Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 кл.
- Творогов О.В. Хрестоматия по древнерусской литературе. 5-9 кл.
Дополнительный методический, дидактический материал:
- Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика 5 класса / К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборного и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 1999.
- Вокруг тебя –Мир…: Книга для ученика. 5 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 2001.
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс КРО – 102 часа
№ пп | Тема урока | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки (базовый уровень) | Коррекция | Вид контроля | Дата |
Происхождение и развитие литературы | ||||||||
1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | ОНМ | Знакомство с учебником, программой. | Знать когда и с помощью каких художественных средств существует литература | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания | ||
2 | Особенности художественного слова. Тропы и фигуры речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др. | 1 | ОНМ Рр | Понятие о тропах и фигурах. | Владеть понятиями: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос, уметь их находить в тексте. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти. | Сам. работа | |
Устное народное творчество (фольклор) | ||||||||
3 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений.. | 1 | ОНМ | Знакомство с произведения-ми фольклора. Отличитель-ные черты малых жанров фольклора. Гипербола. | Знать термин фольклор. Знать особенности былин. | Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики | Тест | |
4 | Русские народные сказки. Виды сказок. Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | 1 | ОНМ | Художественные особенности сказки. | Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки. | Коррекция памяти. Коррекция эмоциональной сферы. | Пересказ | |
5-6 | Способность положительных героев сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Столкновение добра со злом. Художественный мир сказки “Царевна-лягушка”. Иван-царевич и его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. Сказка и миф. | 1 | Урок-анализ. | Художественные особенности сказки. | Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания | Вопросы | |
7-8 | “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | Урок-анализ. | Художествен-ные особенности сказки. | Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания | Пересказ | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | Художествен-ные особенности сказки. | Уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания | Пересказ | ||
10 | Мои любимые русские народные сказки. | 1 | Вн. чт | Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания. | Пересказ | ||
11 | Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. | 1 | Вн. чт. | Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания. | Пересказ | ||
Древнерусская литература | ||||||||
12-13 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. “Повесть временных лет” как литературный памятник. “Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича”. Герои летописного сказания. | 2 | Урок-анализ | Летопись как жанр древнерусской литературы. Фольклор и летописи. | Уметь объяснить рассматриваемые понятия. Знать содержание изучаемого произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи. | Письмен-ная работа | |
Русская литература 18 века | ||||||||
14-15 | М.В. Ломоносов. Рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме и как юмористическое нравоучение. | 1 | Урок-лекция Роды и жанры литера-туры. | Знакомство с теорией: классики и классические произведения Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | Уметь объяснить рассматриваемые понятия. Знать содержание изучаемого произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. | Вопросы | |
Русская литература 19 века | ||||||||
16 | Русская классическая литература XIX века. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII). | 1 | Урок-лекция. | Знакомство с теорией: классики и классические произведения. | Уметь объяснить рассматриваемые понятия. | Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик. | ||
17-18 | Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение невежества в баснях Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». | 2 | ОНМ | Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворениеПонятие об эзоповом языке. | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. | Тест | |
19-20 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. “Волк на псарне” как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. | 2 | ОНМ | Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворение Понятие об эзоповом языке. | Уметь определять и объяснять мораль басни. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | Чтение наизусть. | |
21-22 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки. Особенности сюжета. | 2 | ОНМ | Сходство и различие литературной и народной сказки | Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик. | Вырази-тельное чтение | ||
Романтическая баллада «Кубок”. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Понятие о балладе. Герои баллады. Сюжет. | Вырази-тельное чтение | ||||||
23 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | Урок-лекция. | Биография писателя. | Знать о детских и лицейских годах поэта. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | ||
24 | Поэзия А.С. Пушкина и ее читатели. Родная природа в лирике поэта. | 1 | Урок-анализ | Эпитет, метафора, олицетворение | Уметь выразительно прочитать стихотворение наизусть. Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. | Чтение наизусть Иллюстра-ция. | |
25 | Сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Связь пролога с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. | 1 | ОНМ | Романтическая поэма | Знать определение жанра поэмы, композицию произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Сам. раб | |
26 | Руслан, его друзья, помощники, соперники, враги. Людмила – героиня поэмы. Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке. | 1 | Урок-анализ | Фантастика. | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение | Тест | |
27-28 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – ее истоки, противопоставление злых и добрых сил.. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. | 2 | ОНМ | Сходство и различие литературной и народ-ной сказки Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Вырази-тельное чтение, сам. раб. | |
29 | Мои любимые сказки А. С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | Вн. чт. | Коррекция памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Пересказ | ||||
30-32 | А.Погорельский «Черная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 3 | ОНМ | Литературная сказка. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | Уметь находить художественные особенности, владеть навыками подробного пересказа. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | Пересказ | |
33 | В.А. Гаршин Сказка Fttalea Princeps. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | ОНМ | Литературная сказка | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | Вырази-тельное чтение | ||
34 | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Родовое гнездо – Тарханы. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Героическое прошлое России. Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г. | 1 | ОНМ Урок-анализ | Биография писателя Рифма Сравнение, эпитет, гипербола. | Знать о детских годах поэта. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | наизусть | |
34 | Композиция и герои произведения. Образ старого солдата, Рассказ монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. | 1 | Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении | Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. | Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти. Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | Вырази-тельное чтение | ||
36 | А.В. Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?» Проблема крестьянской доли и труда. «Косарь». Поэтизация крестьянского труда. | 1 | Сравнение, эпитет, гипербола. | Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. | Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти. | Вырази-тельное чтение | ||
37-38 | Н.В.Гоголь. Детство и юность. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 2 | Поверье, быличка. | Знать о детских годах писателя. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | Пересказ | ||
39 | Сюжет и герой повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Нечистая сила в повести. Реальность и фантастика в повести Словари, которые создал Гоголь для своих читателей. Язык повести.. | 1 | ОНМ | Фантастика. Юмор | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Пересказ. | |
40 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге» картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа, вера в его силы. . | 1 | ОНМ | Биография писателя. Сравнение, эпитет, гипербола. | Знать о детских годах писателя. Владеть элементами анализа произведения | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | Выразит. чт. | |
41 | Н. А. Некрасов. “Есть женщины в русских селеньях…” – отрывок из поэмы “Мороз, Красный нос”. Поэтический образ русской женщины. | 1 | ОНМ | Сравнение, эпитет, гипербола. | Владеть элементами анализа произведения | Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. | Выразит. чт. | |
42 | «Крестьянские дети» - картины жизни крестьянских детей. Речевая характеристика персонажей. | 1 | ОНМ | Сравнение, эпитет, гипербола. | Владеть элементами анализа произведения | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | Выразит. чт. | |
43 | И.С. Тургенев. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Сюжет и герои рассказа «Муму». | 1 | Урок-лекция. | Портрет. Связь внешнего облика и поступков. | Знать о детских годах писателя. Знать подлинную историю создания рассказа. | Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. | С.р. | |
44-46 | Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 3 | Урок-анализ | Характерис-тика литературного героя Портрет. Пейзаж. | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | вопросы Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? Друзья и враги Герасима. В чем вина и беда барыни? | |
47-48 | Герасим и Татьяна. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения Герасима в родную деревню. | 2 | Урок-анализ | Характерис-тика литературного героя Портрет. | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | тест | |
49 | Творческая мастерская. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню). | 1 | рр | Пейзаж. | Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | сочинение | |
50 | А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. | 1 | ОНМ Урок-анализ | Двусложные размеры: ямб и хорей. | Обучение выразительному чтению стихотворения | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств | ||
Литература 20 века | ||||||||
51 | Л.Н. Толстой “Кавказский пленник” как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Друзья и враги пленного Жилина | 1 | ОНМ | Инсценировка прозаического произведения. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Викторина. | |
52-53 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Жилин и Костылин: разные судьбы. Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе “Кавказский пленник”. | 2 | ОНМ | Сравни-тельная хар-ка | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять сравнительную хар-ку | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | вопросы | |
54 | А. П. Чехов. Слово о писателе. “Хирургия” как юмористический рассказ | 1 | Урок-обзор | Конспект Биография писателя. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Письмен-ные ответы на вопросы | ||
55 | .Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | 1 | Рр | Юмор киносценарий | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | сценарий | |
56 | Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Вн/чт | Юмор | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | пересказ | |
57-59 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова. | 3 | Урок-концерт Практикум | Стихотворный ритм | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | наизусть | |
60 | Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XIX веков. И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | ОНМ | Стихотворный ритм | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | наизусть | |
61 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. “В дурном обществе”. Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 | ОНМ | Характеристи-ка литературного героя | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | Вася и его отец: от вражды к пониманию. | |
62 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | Беседа. Практикум | Портрет как средство изображения героев. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | пересказ Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? | |
63-64 | Изображение города и его обитателей в рассказе В. Г. Короленко «В дурном обществе».. | 2 | Урок разви-тия речи | Понятие о композиции литературного произведения | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | Два отца: Тыбурций и судья. Маруся и Соня: два детства. | |
65-66 | А. И. Куприн. Слово о писателе. “Тапер”. Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых. Музыка в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Особое восприятие прекрасного. | 2 | Рассказ учителя Беседа. | Характеристи-ка литературного героя | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию произведения | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений. | Вопросы | |
67 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения. | 1 | Рассказ учителя Обуче-ние чтению | Стихотворный ритм Образные средства | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений, коррекция долговременной памяти | наизусть | |
68-69 | Литературные сказки XIX и XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр Х.К. Андерсен «Снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки – Кай и Герда. | 2 | Урок-анализ | Пути рождения сказки Композиция и сюжет произведения. | Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев. | Характе-ристика героя | |
70-71 | Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. | 2 | Урок-анализ | Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Письмен-ные ответы на вопросы | |
72 | П. П. Бажов. Слово о писателе. “Медной горы Хозяйка”. Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | ОНМ | Понятие о сказе. Сказ и сказка. | Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Характе-ристика героя | |
73 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова | 1 | Урок-анализ | Реальность и фантастика. | Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Характе-ристика героя | |
74 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | ОНМ | Характери-стика литературного героя | Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Вопросы рисунки | |
75 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | Практикум | Пейзаж | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | Вопросы | |
76 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. | 1 | Урок внеклассного чтения | Пейзаж | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Рисунки | |
77 | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка “Двенадцать месяцев”.. Падчерица и Королева. | 1 | ОНМ | Драма как род литературы | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять характеристики героев, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Сравнительные характеристики героев, рисунки | |
78 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | 1 | Обуче-ние чтению Беседа | Юмор в сказке | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | Добро и зло в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | |
79 | Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Пьеса и народные сказки. | 1 | Р. р. | Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик. | пересказ | |
80-81 | А. П. Платонов. Слово о писателе. “Никита”. Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова “Никита”. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 2 | ОНМ | Быль и фантастика. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи. | ||
82-83 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. “Васюткино озеро”. Васютка и его путешествие по осенней тайге Черты характера героя и его поведение в лесу. | 2 | ОНМ | Понятие об автобиографи-ческом произведении | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | ||
84 | “Открытие” Васюткой нового озера.. Творческая мастерская. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Подготовка к сочинению. | 1 | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | ||||
85-86 | 2 | Рр | Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция аналитического мышления Коррекция внимания и памяти. | ||||
87 | Моя любимая книга. | 1 | Вн. чт. | Коррекция внимания и памяти | ||||
88-89 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. | 2 | Урок-концерт | Образ Родины в стихах о природе. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Художественные приемы и музыка стиха. | Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения. | Коррекция внимания и памяти. | Чтение наизусть. | |
90-91 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.. | 2 | ОНМ | Юмор | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики. | Пересказ | |
Героическое прошлое России | ||||||||
92 | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…».. | 1 | Урок-обзор | Война и дети | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики. | Чтение наизусть. | |
93 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. “Рассказ танкиста”. | 1 | Урок-обзор | Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Чтение наизусть | ||
94 | Песни о ВОВ. | 1 | Урок-концерт | Песня: единство слова и музыки | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Чтение наизусть. | ||
Зарубежная литература | ||||||||
95 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. “Вересковый мед”. Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер. | 1 | ОНМ Урок-анализ | Сам. р. | ||||
96-97 | Д. Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниеля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 2 | Урок-анализ | Робинзонада. Покорение пространства и времени. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. Уметь объяснять значение слов: «робинзон», робинзонада». | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Пересказ. | |
98 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | ОНМ Урок-анализ | Гротеск, гипербола, литота. | Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Пересказ. | ||
99 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. | 1 | ОНМ Урок-анализ | Прототип. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти. | Пересказ. | |
100 | Д. Лондон. Слово о писателе. “Сказание о Кише”. Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.. | 1 | ОНМ Урок-анализ | Мастерство Д. Лондона в изображении жизни северного народа | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Вопросы | |
101 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | Урок-концерт | Выявление уровня литературного развития учащихся | Коррекция памяти и зрительного внимания | |||
102 | Моя любимая книга. | 1 | Вн. чтение. | Задания для летнего чтения. | Коррекция памяти и зрительного внимания. |
Сокращения, принятые при составлении календарно-тематического плана:
ОНМ – обзор нового материала
Рр – развитие речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Учебная программа и календарное планирование уроков литературы в 9 классе коррекционного VII вида
Учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГ...
Поурочное планирование уроков литературы к учебнику В. Я. Коровиной в 7 А и 7 Б классах 2015-2016 уч. год (68ч)
Поурочное планирование уроков литературы ...
Поурочное планирование уроков музыки в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Поурочное планирование составлено на основе программ для коррекционных школ...
Поурочное планирование уроков по рисованию на 1 и 2 четверти в 6 классе специальной коррекционной школе VIII вида
Данный материал содержит календарно-тематическое планирование и развернутые планы уроков по рисованию на 1 и 2 четверть в 6 классе для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности...
Тематическое и поурочное планирование уроков литературы в 7 классе к учебнику В.Я.Коровиной.ФГОС.
Тематическое и поурочное планирование уроков литературы по ФГОС в 7 классе к учебнику "Литература" 7 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной....