Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odin_iz_likov_petra_i.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
«Стансы» А.С. Пушкин
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия»
А. С. Пушкин
Цели: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, ввести в поэтический мир «Вступления» к поэме «Медный всадник»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I; познакомить с идейно-тематическим и художественным своеобразием «Вступления»; воспитывать патриотизм.
Оборудование: фотографии с видами Санкт-Петербурга, иллюстрации к поэмам «Полтава» и «Медный всадник», портрет Пушкина, видеосюжет о Санкт-Петербурге, тексты произведения Пушкина.
Содержание и этапы урока:
- Вступительное слово учителя :
Мы продолжаем разговор о творчестве Пушкина. Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Пётр I.
1826г. – стихотворение «Стансы».
1827г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого».
1828г. – поэма «Полтава».
1833г. – поэма «Медный всадник».
1835г. – стихотворение «Пир Петра Первого».
1832-1837 г.г. – исторический труд «История Петра I».
Сегодня на уроке мы поразмышляем над тем, почему именно Пётр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.
- Работа над стихотворением «Стансы».
1. Прочитать стихотворение.
2. История создания стихотворения.
В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».
Какие заслуги Петра ставит в пример новому императору поэт? (« не презирал страны родной, он знал ее предназначенье», «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», «на троне вечный был работник», «неутомим».)
- Работа над стихотворением «Пир Петра Первого».
1. Прочитаем стихотворение.
2. Каким предстаёт Пётр в этом стихотворении?
(Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и её подданных. Царь милостив: он прощает виновного, при этом веселится.)
3. В стихотворении перечисляются все празднества, по поводу которых Пётр теоретически может устроить пир. Что может праздновать Пётр?
(Но Пушкину очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги ПетраI оказываются не более существенны, чем его человечность и демократизм (насколько так вообще можно сказать о Петре).
- Работа над поэмой «Медный всадник».
1. Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? Кто бывал в Петербурге? (ответы учащихся)
2. Видеосюжет о Санкт-Петербурге.
3. Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, медный конь,
И где опустишь ты копыта?
Из какого произведения эти строки?
4. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Медный всадник»?
5. Памятник Петру I открыли 7 августа 1782 года на Сенатской площади. «Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал Пушкин. Это название стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник стал одним из символов Санкт-Петербурга.
История создания памятника. (индивидуальное задание)
6. Видеосюжет.
7. Выразительное чтение «Вступления».
8. Каким настроение проникнуто «Вступление»?
(Вы заметили торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.
Чеканным по стилю и громким по звучанию строками открывает Пушкин «Вступление». Затем громкость и монолитность сменяются плавностью, приглушённостью, тоской.)
9. Лексическая работа:
чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка
полнощные страны – северные страны
из топи блат – из топи болот
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная
стансы – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.
«Потешных Марсовых полей» - воинские потехи, зрелища, парады на Марсовом поле в Петербурге.
«… побеждённая стихия» - наводнение. Петербург неоднократно страдал от наводнений. 9 сентября 1706 года – первое наводнение при Петре I. Самым разрушительным было наводнение 10 сентября 1777 года. При жизни Пушкина случилось два наводнения: в 1842 и в 1833.
10. Каким изображён Петр в этих строках?
(Это величественный образ Петра – преобразователя; Пётр выступает здесь как покоритель природы, её стихии; как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру – преобразователю, реформатору.)
11. Из каких соображений Пётр решил заложить новый город?
(Это военно-стратегические («отсель грозить мы будем шведу»), экономических («все флаги в гости будут к нам ») и для установления культурных связей с Европой («в Европу пробудить окно»).
12. Пушкин высказывает своё отношение к Петру через отношение к городу. Петербург воспринимается как памятник усилиям Петра и народа. Подтвердите сказанное примерами из текста.
13. А какой Петербург любит, прославляет Пушкин?
Это парадный Петербург: Нева, гранит, дворцы, Адмираитейство. Это город светских развлечений, город торговцев и чиновников.
14. Имя «Пётр» означает «камень». Какой смысл в контексте «Вступления» несёт в себе это слово?
15. Стиль «Вступления» высокий, торжественный, архаический. Приведите примеры.
16. Кратко вспомните сюжет поэмы «Медный всадник».
17. Дальше в поэме образ Петра трансформируется в образ «Медного всадника»? Проверить д/з: вы из текста поэмы выписывали определения, которыми Пушкин определяет Петра I. Прочитайте свои записи.
18. Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?
(Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении. В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Отношение автора неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.
19. Работа с иллюстрацией Александра Николаевича Бенуа.
Лейтмотив иллюстрации – символический поединок между «горделивым истуканом» и «жалким безумием». Медный всадник скачет за убегающим Евгением. Пустынность немой площади, яркий свет луны, резкие длинные тени усиливают впечатление от этой страшной сцены.
- Всмотритесь в иллюстрацию. В чём вы видите мастерство художника как комментатора пушкинской поэмы?
V. Сравнительная характеристика Петра в поэме «Медный всадник» и «Полтава».
1. Сравните изображение Петра в «Полтавском бое» и во «Вступлении» к поэме «Медный всадник».
Для раскрытия образа Петра Пушкин использует художественный приём – антитезу, противопоставляя Петра Карлу XII.
Метафоры: «глаза сияют», «он после пожирал очами»;
Эпитеты: «лик ужасен»;
Сравнение: «он весь, как божья гроза», «могущ и радостен как бой».
- Выводы.
- Каким предстаёт Пётр перед нами со страниц произведений Пушкина?
Д/з: 1) выучить наизусть отрывок из «Вступления».
2) Какой памятник Петру I смогли бы предложить вы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).
Тема рассчитана на 2 часа. Первый урок посвящен Петербургу Пушкина (образу города,), изображенному в поэме «Медный всадник», второй – семинар «Два бунта» (жанр, композиция произведен...
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Урок по творчеству А.С. Пушкина в 10 классе Медный всадник
ознакомить учащихся с историей создания поэмы «Медный всадник»; показать непреходящую ценность поэмы и интерес А. С. Пушкина к историческому прошлому России, роль вступления к поэме; совер...