Урок по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник": образ Петра 1
план-конспект урока (9 класс)

Данная технологическая карта включает в себя сравнение двух образов Петра (в поэме "Полтава" и "Медный всадник"), что поможет учащимся более полно представить его становление и развитие. Для удобства работы представлен рабочий лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx40.72 КБ
Файл rabochiy_list_litra.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Тема урока

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Петра I в поэме

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

– раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»;

– показать противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;

– совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;

– эстетически и нравственно воспитывать учащихся; формировать культуру читательского восприятия.

Образовательные
ресурсы

Литература. 9 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни : в 2 ч. / В. И. Коровин. - 12-е изд. - Москва : Просвещение, 2012.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация и углубленное изучение материала

3. Работа с текстом

4. Закрепление

5. Итог урока. Рефлексия

6. Домашнее задание

Личностно значимая проблема

Как меняется образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, контрольный.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Поэма, конфликт сравнение, образ, характеристика

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знание содержания отрывка из поэмы Пушкина «Полтава», историческую основу поэмы, понятия сравнительная характеристика героя.

Умение  сопоставлять героев произведения (сравнивать), выражать свои мысли по поводу проведенного анализа, синтеза.

Формирование навыка сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусств.

 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к деятельности великих людей и историческому наследию своей страны.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

I. Орг. момент.

Цель: включение в деятельность.

1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. 

Включение в деятельность – задание – «Дыхание».

Чтение скороговорок.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, 
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Читают скороговорки.

Включение в учебный процесс.

II. Актуализация и углубленное изучение материала.

Цель: актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа 

1) Почему Пушкин назвал петербургскую поэму «Медный всадник», и почему эта поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?
2) Кто, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
3) Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

- Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Как вы думаете, с каким героем нам сегодня предстоит познакомиться ближе?

-Да, вы правы, сегодня мы будем рассматривать образ Петра I. На последний вопрос мы дадим ответ в конце урока, а пока послушайте меня.  Пётр I — значительная и противоречивая фигура в русской истории.

И, может быть, поэтому русские писатели и поэты часто обращались в своих произведениях к этому образу, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который погубил Россию, направив её по западному пути развития; кто-то восхищался его преобразованиями. Одним из тех, кто попытался объективно оценить деяния Петра I, был А. С. Пушкин.

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстаёт перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложён…».

Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых совершенных и сложных произведений А. С. Пушкина — петербургской повести «Медный всадник».

Отвечают на вопросы учителя.

1)А.С.Пушкин в поэме "Медный всадник" описывает всю красоту Петербурга, которая осталась не изменной, как и при Петре 1. Эта поэма соединяет в себе две темы: личности и народа и тему «маленького человека». 

Подзаголовок "Петербурская повесть" указывает читателю, что в данном произведении будет поддерживаться 2 темы - величественность (Петербург) и тема обычного человека.

2) Варианты ответов: Евгений, Петр I. Петербург

3) Затрудняются ответить, так как не хватает информации.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

III. Работа с текстом.

Цель: развитие читательских умений.

1. Изучение нового материала.

А. С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Пётр I привлекал его как личность.

В нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который, думая о судьбе Родины, «Россию поднял на дыбы».

Раздумья поэта над историческими судьбами России отражены в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма «Полтава», «Стансы», «Арап Петра Великого».

А. С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы».

2. Сопоставительная работа
поэтических текстов
 (работа в группах)

• Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» (предлагаются отрывки) и «Медный всадник». Объясните, как преображается образ Петра в поэме «Медный всадник». Свои наблюдения подтвердите стихотворными строками.

3. Исследовательская работа
по тексту поэмы «Медный всадник»
 (работа в парах)

• Выпишите из текста поэмы все слова, которыми А. С. Пушкин называет Петра I. Как изменяется его образ на протяжении поэмы?

Он → кумир на бронзовом коне → властелин судьбы → державец полумира → горделивый истукан → грозный царь → Всадник Медный.
- Какой вывод можете сделать?

- Да, ребята, ваш вывод верный. Так возникает новый образ Петра — тирана, человека жестокого, бездушного и непредсказуемого.

Слово учителя: В дальнейшем повествовании поэмы на смену Петру придет другой, необычный, литературный герой – Медный всадник. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, выполненной иностранным скульптором Фальконе. Находится памятник в Петербурге на площади Декабристов (бывшая Сенатская площадь), открытой к Неве.

- Когда мы впервые встречаемся с «новым героем»

Конец 1 части

Обратите внимание на последнюю строфу 1 части.

И он, как будто околдован,

Как будто к мрамору прикован,

Сойти не может! Вкруг него

Вода и больше ничего!

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Скажите, пожалуйста, почему Медный всадник «обращен спиною к Евгению»? О чем это говорит?

царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях

Выпишите в рабочие листы определения, которыми автор наделяет этого фантастического героя. Прочитайте ваши записи.

«Кумир на бронзовом коне», «ужасен он в окрестной мгле», его «волей роковой» «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан».

- Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?

Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении.

- Можно ли из дальнейшего повествования поэмы понять отношение автора к своему герою – Медному всаднику?

Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

Вывод: Образ противоречив и сложен. С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается  в условиях самодержавного государства гибелью  бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди.

- А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)

- Это сложный вопрос, который выводит нас в плоскость философскую. И, наверное,  главный вопрос: как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?

 Для ответа на этот вопрос Пушкин обращается к историческому прошлому. (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

1. Слушают учителя

2. Примерный ответ:

В своей поэме А. С. Пушкин описывает Петра I как царя-победителя, который «могущ и радостен, как бой», великого полководца, пользующегося популярностью у своих солдат:

Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

В «Полтаве» образ Петра — это символ поднимающейся России, поэтому он лишён каких-либо отрицательных черт: мелких личных недостатков и проявлений излишней эмоциональности. А на фоне блистательной победы русской армии как-то незаметно разворачивается трагедия семьи Кочубея, её гибель.

Но Пушкин ещё не связывает эту трагедию фактически «маленького человека», Марии, непосредственно с Петром. И в заключительных строках звучит хвала русскому царю:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник Себе…

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин рисует образ Петра несколько иначе: он так же мощен, как и в «Полтаве», но поэт непосредственно ставит его перед трагической судьбой обычного жителя Петербурга — Евгения, фактически перед потомком, ради которого и замышлял Пётр великие дела. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,—
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…

Спустя столетие замыслы Петра I осуществляются:

…юный град.
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.

В образе Петра I А. С. Пушкин воплотил черты идеального государственного деятеля — человека, который, не думая о себе, заботится о своём народе и мечтает, пусть даже спорною ценою силы, сделать его более просвещённым.

Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

3. В поэме намеренно не называется имя Петра I. Постепенно исчезает слово «великий». К концу поэмы оно заменяется словом «кумир» (кумир — статуя языческого божества, предмет восхищения, преклонения, мнимый, ложный бог). Пётр I возвышается над миром, теряя при этом человеческий облик.

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.

IV. Закрепление.

Цель: зафиксировать новые знания.

Аналитическая беседа
• Подумайте: какова роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города?
• Видит ли Всадник страдания Евгения? Что это может символизировать?
• Каким предстаёт Евгений, противопоставленный императору?
• Прочитайте начало первой части до слов «не так сердито». Обратите внимание на снижение интонации, на то, что определило сознание и мечты Евгения. О чём же думал он?
• Проанализируйте описание двух встреч Евгения и Медного всадника.
• Почему в первой сцене монумент «повернулся» спиной к человеку?
• Евгений дважды оказывается около львов. Первый раз он сидит верхом на льве во время наводнения:
И обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
А второй раз он оказывается там через год:
И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
• Как вы думаете, почему в первый раз именно спиною, и почему потом — прямо?
• Что происходит с Евгением после наводнения, страшной потери? Откуда в нём появились силы бунтовать? Против кого или чего он восстает? Зачитайте, как это произошло.
• Какие чувства овладевают Евгением?
• Найдите ключевые слова в этом отрывке.
• Почему Евгений грозит «горделивому истукану»? За что он его винит?
• Прав ли Евгений, обвиняя в своём несчастье Медного всадника?
• Как Пётр называется в поэме? Есть ли у него сердце?
• Почему же здесь Пётр изображён как существо бездушное? Символом чего является Медный всадник?
5. Работа с таблицей (в парах)
• Перед вами таблица «Два лика Петра» (запись на доске).
Все ли цитаты соответствуют образам, указанным в заголовке таблицы? Установите соответствие.
Подтвердите цитатами, как «царь-преобразователь» превращается в «горделивого истукана».

Два лика Петра

Царь-преобразователь

Медный Всадник

Чьей волей роковой…

Подножие кумира

Под морем город основался…

Обращён к нему спиной

Горделивый истукан

Державец полумира

О, мощный властелин судьбы!

И прямо в тёмной вышине

Не так ли ты над самой бездной…

Над ограждённою скалой

Над ограждённою скалой

Строитель чудотворный

Сидел на бронзовом коне

Россию поднял на дыбы?

Кумир с простёртою рукою

За ним несётся Всадник Медный

6. Коллективная работа над составлением
сопоставительной таблицы
«Пётр и Евгений — антиподы»
 (запись на доске и в тетрадях)
• Чем ещё, помимо своих замыслов, Пётр противопоставлен Евгению?

Работа со словарем.

- Найдите определение конфликта.

- Между кем возникает конфликт в произведении «Медный всадник»?

 (Конфликт  в  поэме  разветвлен,  сложен.  Это  конфликт  между  «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.) 

7.  Беседа по вопросам.  

В  повести  рядом  с  образом  великого  государственного  деятеля  возникает образ обыкновенного человека.

- Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра («И думал он…»)?  

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

- Как это противопоставление подчеркивается стилистически?  

Пётр и Евгений — антиподы

Пётр

Евгений

Чьей волей роковой…

Подножие кумира

1. Нет сердца, он «кумир на бронзовом коне»

1. Есть сердце и душа

2. Мечтает (во вступлении) о постройке города

2. Он способен:
•мечтать;
•печалиться;
•страшиться за кого-то

Отвечают на вопросы

Работают с таблицей

Работают со словарем.

Конфликт  в  литературном  произведении   столкновение,  борьба,  на которых построено развитие сюжета.

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с  упоминанием  множества  бытовых  деталей,  воссоздающих  образ  жизни обычного человека.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание.

-Вот и подходит наш урок к концу. Как и договаривались, ответьте на вопрос: Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

1. Мини-дискуссия

• А. С. Пушкин прославляет или обвиняет Петра Великого?
• Насколько прав был А. С. Пушкин, говоря: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?

2. Заключительное слово учителя

— Две очень важные темы вводит Пушкин в историю русской литературы XIX в.: «маленького человека» и «проблема государства и личности». В поэме два главных героя: Пётр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чиновник Евгений.

Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множество своих произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись.

Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной.

Ясно одно: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и отдельной личностью. Мы не раз ещё вспомним пушкинского бедного Евгения, и не раз возвратимся мыслью на улицы и набережные Петербурга, поскольку нас ждёт знакомство с произведениями Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и других поэтов и писателей русской классической литературы.

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин показывает Петра I как реформатора, дальновидного политика, заботящегося о безопасности и процветании государства. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя. 

Государь предстаёт в момент решения о начале строительства Петербурга. Новая столица России была заложена в таком месте, где о строительстве не могло быть и речи: «на мшистых, топких берегах». Однако Пётр I руководствуется государственными масштабами и смотрит далеко в будущее. Город призван стать «окном в Европу» и местом, откуда «грозить мы будем шведу». 

Исторический момент, в который запечатлён Пётр I, — момент принятия важнейшего для всей последующей российской истории решения: «Здесь будет город заложён…»

Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основные выводы по уроку в тетрадях.

Рефлексия способностей организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание (НА ВЫБОР):

- Синквейн Петр 1 в поэме «Медный всадник»

- (ОГЭ) Письменно сформулируйте прямой связный ответ на вопрос:

Что, по мнению А.С. Пушкина,  важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? Ответы на задания давайте в примерном объёме 3–5 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности)

Записывают домашнее задание.




Предварительный просмотр:

 Приложение 2

Рабочий лист

_______________________________________________________________

(ФИ ученика)

 

Тема урока: __________________________________________________________________

Цели урока: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод: Каким предстает перед нами Петр 1 в поэме «Полтава»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вступление.                                                                                                     Вторая часть

Образ Петра I                                                                                                   Медный всадник

Петр 1

Медный всадник

               

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пётр и Евгений — антиподы

Пётр

Евгений


Александр Сергеевич Пушкин «Полтавский бой» (Из поэмы «Полтава»)

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И Бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая,

Далече грянуло «ура»:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор - и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о...

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

Презентация к уроку изучения поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 10 класс

В презентации - материал для изучения проблемы конфликта человека и власти в  поэме Пушкина "Медный всадник"....

Интегрированный урок по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петерб...

Урок по поэме Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 7 классеТема: «На берегу пустынных волн…»(Анализ вступления к петербургской повестиА.С. Пушкина «Медный всадник»)Цель урока: познакомить учащихся ...

Презентация к уроку по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Материал может быть использован на уроках литературы в 10 классе...