Работа со словом на уроках литературы
статья (литература, 5 класс) на тему

Лоянич Марина Владимировна

При изучении произведений словарная работа – верный и необходимый путь к пониманию содержания читаемого произведения, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент литературы», в слове оформляются темы, идеи и характеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovom_na_urokakh_literatury_dlya_sayta.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словом на уроках литературы.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И. Бунин.

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - писал К. Паустовский. Как пробудить интерес к чтению произведений, а следовательно, и к слову. Эта задача стоит  перед каждым учителем и решается она через словарную работу на уроках литературы.  Уроки литературы обеспечивают  самую естественную связь со словарной работой: анализ слова неизбежно сопутствует и чтению произведения, и его анализу, и выразительности.

При изучении произведений словарная работа – верный и необходимый путь к пониманию содержания читаемого произведения, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент литературы», в слове оформляются темы, идеи и характеры.

Работа над словом, необходимая для понимания литературного произведения, естественно, приводит к языковому анализу: раскрытию морфологического состава слова, а иногда и к этимологии  его, сопоставлению того или иного слова с его синонимами, иногда  к отграничению слова от его омонима, к анализу различных значений одного и того же слова, к сопоставлению значений слова на различных этапах жизни языка, уяснению эмоциональной окрашенности слова в данном тексте, к установлению оправданности употребления в читаемом тексте слов книжного, разговорного характера. Всё это  содействует глубокому пониманию идейного содержания произведения, оказывает огромное  влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение их словаря, воспитывает языковую культуру, приучает ценить силу, красоту, выразительность русского языка, то есть имеет большое образовательное и воспитательное  значение.

Плодотворная словарная работа должна быть связана с выяснением той или иной стороны литературного произведения, чтобы учащиеся подходили к слову  из содержания читаемого произведения, то есть идти от содержания к слову.

Работая над словом, ученики оценивают богатство семантики, силу выразительности и изобразительности, возможность передать самые тонкие эмоции. В процессе работы над словом они уясняют положительные и отрицательные нравственные понятия. Читая такие, например, произведения, как «Муму» И. С. Тургенева, « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина, они сталкиваются с яркими эпизодами, раскрывающими такие нравственные понятия как гордость (в положительном и отрицательном значении), высокомерие, благородство, честность, верность слову, великодушие, гуманность. И особенно важно, что эти нравственные понятия будут усвоены в непосредственных переживаниях, впечатлениях при знакомстве  с литературными героями: с гордой, своенравной царицей, с великодушными богатырями

 («Сказка о мёртвой царевне») с прямым, честным, имеющим чувство собственного достоинства Герасимом («Муму»).

Особое внимание нужно уделить словам –  синонимам важнейшему виду словарной работы, имеющему огромное значение для речевой культуры учащихся. Занятия синонимикой помогают лучше понять значение слова и его стилистическую окрашенность в  данном  произведении. При работе над синонимами учащиеся будут иметь наиболее яркие примеры богатства русского  слова: разнообразия  его значения, тонкости стилистического выражения.

Для работы над синонимами можно использовать эпизод, когда дворецкий  сообщает башмачнику Капитону о решении барыни женить его на прачке Татьяне. Капитон знает, что Татьяне оказывает знаки внимания грозный дворник Герасим.

Учащиеся читают сцену со слов

- Ну, посмотри на себя, ну посмотри… кончая словами: и Капитон вытаращил глаза и отделился от стены.

Учащимся предлагается найти синонимы, которые использованы автором  при изображении  башмачника Капитона.

Учащиеся находят синонимы: окинул взором, посмотрел, уставился, вытаращил глаза.

Найти общее значение синонимов смотреть и частное значения окинул взором – бегло, невнимательно посмотрел; посмотрел – направил взгляд; вытаращил – широко открыл глаза.

Учащиеся высказывают свои предположения, используя синонимы.

Окинул взором – невнимательно, рассеянно посмотрел на свою одежду, потому что привык к истасканному и оборванному сюртуку и затасканным  панталонам. Посмотрел на дырявые сапоги, видимо, до этого момента не обращал внимания, как прохудились его сапоги ,а может быть, посмотрел как башмачник.

Уставился (на дворецкого). Очевидно.  Капитон остановил свой взгляд на Гавриле, потому что понимал, что дворецкий позвал не из-за  рваного сюртука и дырявых сапог, а для чего-то другого, побуждал его к действию своим неподвижным взглядом.

Вытаращил глаза – широко раскрыл глаза. У человека широко раскрываются глаза от удивления или испуга. Капитон, конечно, был и удивлён, и напуган сообщением о решении барыни женить его на Татьяне.

Учащиеся убеждаются, что синонимы, с одной стороны, живо рисуют разнообразные по оттенкам движения Капитона, а, с  другой стороны, такой синоним, как окинул взором, подчеркивает и равнодушие  опустившегося  Капитона к тому, что беспокоит, смущает человека, живущего в нормальных условиях.

Словарная работа на уроках литературы может идти на различных этапах чтения и анализа литературного произведения: при составлении  плана произведения или его эпизода, при характеристике действующих лиц, портретной характеристике, при анализе речи того или иного героя, её особенностях.

Словарная работа на уроках литературы вызывает большой интерес учащихся, активность их в работе, способствует развитию устной и письменной речи, обогащению  словарного  запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание шолоховским словом на уроках литературы

Данный доклад готовился к конференции, посвященной дню рождения писателя. Его можно использовать при планировании уроков....

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР

Статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР"...

«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся....

Работа со словом на уроках литературы

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы...