Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы
статья по литературе (11 класс)
Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kosterina_n.a.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы
Овладение синонимическим богатством языка служит действенным средством повышения культуры речи, развивая способность учащихся выбирать наиболее целесообразные лексические средства для выражения содержания высказывания. Изучение синонимов поможет искоренить ошибки в письменной и устной речи обучаемых. Богатый материал для этой работы находим в произведениях русской классической литературы.
При изучении повести А.С. Пушкина «Дубровский» в пятом классе даем учащимся для сравнения черновые варианты отдельных отрывков, поставив вопрос о причинах изменений в языке, которые вносил писатель в процессе работы над произведением.
Первый вариант: «Члены суда встретили его с изъявлениями глубокого уважения».
Второй вариант: «Члены суда встретили его с изъявлениями глубокой преданности».
Окончательная редакция: «Члены суда встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия».
Подобная работа, позволяющая проникнуть в творческую лабораторию писателя, всегда вызывает живой интерес у детей.
Активному усвоению оценочной лексики способствует анализ литературного произведения. При изучении повести «Дубровский» практикую такое задание. Даю учащимся карточки с отрывками, в которых есть пропуск слова. «Владимир упрекал себя в … небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться».
Затем предлагаю выбрать наиболее подходящий к тексту синоним из числа написанных на доске: недопустимый, непозволительный, преступный, возмутительный; сопоставив с авторским синонимом, объяснить употребление в тексте именно слова преступное.
То же задание усложняем (например, при изучении «Бежина луга» И. Тургенева), давая не «чистые» синонимы, слова, обозначающие родственные понятия.
«Еще много времени оставалось до первого… (шума, звука, говора, лепета). В тексте – лепет.
Оживленно воспринимаются учащимися упражнения и вопросы шуточного характера, например:
- Какими из синонимов вы бы охарактеризовали своего соседа по парте и почему: понятливый, умный, смышленый толковый, разумный.
- Что: кучу, груду, ворох, кипу бумаги – оставляют после урока в кабинете ваши одноклассники?
- Какое слово быстрее уничтожит дом: гореть, пылать, тлеть, дымиться, пламенеть?
С аналогичными синонимами (гореть, пылать) дети встречаются при чтении повести М. Горького «Детство». Читаем художественный текст – описание пляски Цыганка: «Бешено звенела гитара… метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился». Выясняем, что указанные здесь глаголы употреблены переносном значении, комментируем, чем обусловлено такое использование.
Итак, овладение синонимикой, во-первых, позволяет передать тончайшие оттенки мысли и чувства; во-вторых, имеет большое познавательное значение, так как, осмысляя все оттенки значения отдельных слов, учащиеся получают отчетливое представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира
Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...
статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".
Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географииРаботая по проб...
Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....
Знакомство учащихся с новыми лексическими единицами на уроке английского языка
В статье объясняются причины "забывания" английских слов и даются советы, как знакомить учащихся с новыми лексическими единицами на уроке английского языка...
Дидактические возможности планшета на уроках литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г. С. Меркина (издательство "Русское слово")
Данная статья содержит рекомендации для работы учителя с планшетом, направлена на использование электронного учебника литературы в 5 классе....
Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях
Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...
Знакомство с биографией М.Е.Салтыкова - Щедрина. Урок литературы. 7 класс
Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Показ слайдов сопровождается подробным рассказом о семье писателя....