статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР
статья на тему

Ускова Ольга Владимировна

Статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ускова Ольга Владимировна

МБОУ « Школа - гимназия» г. Ярцева Смоленской области

Работа со словом на уроках предметной области ОДНКНР

В статье  представлен опыт работы Усковой О.В., учителя русского языка и литературы, основ православной культуры, в сфере духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках ОДНКНР  в условиях современной школы.

Ключевые слова:  подвиг, стяжание, преображение, добродетель

     

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И словно сердце кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

 

Призывом стать и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад,

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют и славят, и чернят

 

                                   Я. Козловский

Самое главное достоинство человека, причина всех его превосходств и величий, есть слово.

«Бог сотворил человека бедным, слабым; но дал ему дар слова. Ум человеческий вознесся до такой высоты, что стал созерцать пределы всего мира, познал совершенство своего Творца, увидел с благоговением Его премудрость и воскурил пред Ним жертву богослужения»( А.Шишков).

      «Вначале было Слово, и это Слово было Бог». Так говорится в священном Писании. Бог творил мир не руками, а Словом.

А как мы сегодня распоряжаемся этим бесценным божественным даром? Какое оно, наше слово, сегодня?

      Попробуем взглянуть на себя, на своих сверстников, со стороны. Прислушаемся к тем словам, которые употребляют сегодня чаще всего. Деньги, выгода, успех,  удовольствие,  почёт…

Слово помогает нам увидеть человека как бы изнутри. Помогает многое понять, обнажая духовный мир человека.   А что стоит за этим словами? Пустота…

           А ведь есть и совсем другие слова.  Слова иного порядка. С такими словами  вы познакомитесь на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР.

Фрагменты уроков :

Подвиг

-Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло?

Это слово пришло из старославянского языка.

-Разберём слова по составу (запись на доске):

По-двиг( ) – по-движ-к(а) – по-движ-ник( ) – по-движ-нич-еств(о) – по-двиз-а(ть)-ся

-Что общего в этих словах? (корень двиг//движ//двиз)

Это один и тот же корень, в котором наблюдается чередование согласных

г//ж//з (чередование согласных в корне часто можно наблюдать при разборе слов: друг-дружить-друзья; лик-лицо-личина)

-Как вы думаете, от какого глагола образованы слова подвиг-подвижник-подвижничество-подвизаться?

     От глаг. по-двиг-а(ть) – по-дви(г)-ну(ть)

Словарик урока:

Подвиг: Доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

Подвижник:

1.Тот, кто постоянно во внутреннем  целеустремлённом  движении.

(святой подвижник)

2.Человек принимавший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели( идеи). Сомоотверженный труженик.

( подвижник науки)

 Задание: Соотнесите стрелками значения слов с данными словами

  • Подвиг

Небольшое продвижение вперёд

  • Подвижка

Героический, самоотверженный поступок

  • Подвижничество

Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо

  • Подвизаться (не путать с «подвязаться»)

Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией

  • Подвижник

Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

-Послушайте, как поэт А.С.Хомяков писал о подвиге: 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе…

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

         Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать (отдавать без принуждения и сожаления) мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма.

      Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…

Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.

Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.

Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.

Закончи предложениe .Подвиг совершается тогда…….

Стяжание

-Произнесите это слово несколько раз.

 Длинное слово, тянется, медленно произносится.

-Подумайте, что оно означает?

В основе корень тяж – тянуть. Представьте тяжёлую ношу, непосильную. Добавьте  приставку        с     -     она  имеет значение: собирания, стягивания чего-либо. Возник вопрос: чего?   - Божьей благодати.

Значит, постижение Божьей благодати постигается только трудом. Стяжание - это труд, тяжёлая ноша. И чтоб это осуществить, нужна целая жизнь - длинная, долгая.

Удивителен русский язык!  А если в слове стяжание поменять суффикс –  получится - стяжательство. И слово приобрело другой, отрицательный смысл..

           

Преображение

-Выделите в слове морфемы, подберите однокоренные слова.

В основе слова – корень - образ. Образ Божий или образ человека? А ведь человек – это подобие образа Божьего. Приставка    пере   - близка к слову - очень, означает очень высокий образ. Преображаться  -  значит принять другой образ. Более высокий. А какой?

 -Где искать этот пример? Эту высоту?

 В православии. К сожалению, не в жизни.

Преображение – это движение вверх, восхождение, приближение к чему-то очень важному, значимому.

Каждый человек должен стремиться к преображению. Может быть, это и есть смысл человеческой жизни: постигая Бога, стяжая его дух, стремиться к нравственному совершенствованию.

 Но идти вверх всегда трудно, поэтому и слово «преображение» произносится так, как будто мы поднимаемся по крутой лестнице.

Его нельзя произнести на одном дыхании. Преображение души – это трудный путь. Не всем он по плечу. Но преобразиться, стать как Он, можно только, стяжая его дух.

Добродетель

-Что вы представляете, когда произносите слово?

Мягкое, ласковое слово. Само слово словно  лучится, несёт свет, радость.

 -Выделите корни слова

Слово добродетель  состоит  из двух слов: добро  и  делать.   Делать добро. В этом-то и заключается смысл православного учения.

Но сегодня, к сожалению, оно такое редкое слово. Нам всем так не хватает добра, добрых дел, тех, кто делает эти добрые дела…А жаль.

               По  нашей речи мы можем, понять православный ты человек или нет. Многие люди считают себя православными.  Но,  не зная значения таких слов, быть православным нельзя.

Из анкеты для учащихся

Вопрос: Что дало тебе лично изучение курса ИПКЗС?

 Ответ: Благодаря предмету ИПК  земли Смоленской в моём лексиконе появились новые слова. Они стали для меня значимыми. Стали моими нравственными ориентирами. Очень жаль, что не все мои сверстники думают так. Для большинства из них «мои» слова – это только «мои» слова. Они не понимают, что от таких слов в мире делается светлее и добрее. И жизнь приобретает совершенно другой смысл!

Учителя используют в своей практике методы и приёмы обучения направленные на формирование ценностно-смысловых компетенций обучающегося: формирование  нравственных ценностных ориентиров, способности видеть и понимать окружающий мир,

способности осознавать свою роль и предназначение с духовно-нравственной позиции, на основании которых выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать ответственное решение.

Используемые методические приёмы:

смысловое чтение текста с поиском ценностных ориентиров;

задания на понимание смысла текста и   умения прогнозировать развитие его сюжета;   умение задавать вопросы и делать выводы, опираясь на смысл прочитанного или услышанного текста, видеосюжета;

сочинение собственного текста, эссе на основе заданного или выработанного с педагогом плана, этической проблемы; технология сотрудничества, сотворчества, привлечение к совместной деятельности родителей;

проектная деятельность.

    На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся  соотносить свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

  Учителя  стараются правильно определять подходы, приёмы и методы, чтобы каждый урок стал для ребёнка открытием.

           

Преподавание  предметной области ОДНКНР связано с рядом проблемных вопросов.

1.  Проблема разработки критериальной базы реализации  предметной области ОДНКНР.

   Решение о системе оценивания в рамках предметной области ОДНКНР является ответственностью образовательной организации. Критерии оценки знаний по данной области  имеют специфические особенности: альтернативность ответа,

право морального выбора и др.

ОМО учителей ОРКСЭ, ИПКЗС, ОДНКНР  планирует в 2017 году разработать критерии оценки, дать  рекомендации учителям.

2. Существенной педагогической проблемой сегодня является неоформленность,  несформированность  методики  преподавания  дисциплин с религиозным содержание как самостоятельной области педагогических знаний..

3.Профессиональная подготовка учителя никогда не была ориентирована на духовно- нравственное воспитание с учётом религиозной составляющей.

Сегодня  многие учителя испытывают дефицит в области религиозных знаний . Они вынуждены обучаться «на ходу.»И хотя каждый год проходят курсы повышения квалификации для учителей, преподающих эти курсы. Но часто бывает так: одни учителя обучаются на курсах, имеют соответствующий сертификат, а директор эти  часы отдаёт другому учителю, у которого не хватает часов до ставки.

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми:

 К.Ушинский говорил: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом».

В заключение хотелось бы  сказать, что преподавание ОДНКНР, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Проектным продуктом может быть рисунок, икона, кроссворд, макет, таблица, презентация, реферат. Это зависит от темы проектной работы и способностей учащихся

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”. 

рок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "работа над сценарием электронных уроков"

Ссылка на статью "Работа над сценарием электронных уроков"...

статья "Работа со слабоуспевающими на уроках иностранного языка"

В данной статье представлен материал о работе со слабоуспевающими детьми на уроках иностранного языка.Даны советы и рекомендации....

статья "Работа с терминами на уроках биологии"

Биология как наука изобилует  разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы,...

Работа со словом на уроках литературы

При изучении произведений словарная работа – верный и необходимый путь к пониманию содержания читаемого произведения, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент литературы», в слов...

Статья "Работа с учебником на уроках математики"

Статья  "Работа с учебником на уроках математики"...

«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся....

Работа со словом на уроках литературы

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы...