Работа со словом на уроках литературы
статья по литературе

Дурапова Ольга Александровна

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovom_na_urokah_literatury_.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дурапова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»

город Котлас Архангельской области

 Работа со словом на уроках литературы как один из аспектов развития одаренности учащихся.

(выступление на семинаре для руководителей общеобразовательных организаций на тему «Система работы с одаренными детьми» 18.12.2014 г.)

1 слайд. Последнее время в связи с введением ФГОС всё больше и больше внимания уделяется организации работы с одаренными детьми. Считаю, что благодатнее почвы, чем родной язык для развития одаренности быть не может. Ведь язык – это не просто некая система общения людей, это неотъемлемая составляющая часть самосознания всякого народа. Кроме всего прочего – внимание к слову, работа со словом как на уроках литературы, так и на уроках русского языка – благодатная почва для развития одаренности наших детей. Внимание к слову, бережное к нему отношение делает ребенка более чутким к тому, что он читает, замедляется сам процесс чтения, вырабатывается навык пристального и вдумчивого чтения. Внимание к слову ведет к внимательному чтению задания, нестандартное восприятие прочитанного и, как результат – необычный подход к решению языковой или речевой задачи, сочинение с оригинальным видением мира, а также открывается все многообразие тем для исследования.

2 слайд. Как результат – у меня ежегодные призеры олимпиад по русскому языку и литературе, победители и призеры интеллектуальных игр по предмету, призеры исследовательской конференции учащихся.

Остановлюсь лишь на некоторых моментах работы со словом.

3 слайд. Лейбниц хорошо сказал: «Язык - это лучшее зеркало человеческого духа, и путём тщательного анализа значения слов мы лучше всего могли бы понять деятельность души». Давно известно, что восприятие какого-либо предмета или явления во многом зависит от того, с каких позиций мы его воспринимаем. Меняем ракурс – и тогда слова, привычные слуху и не сулящие, казалось бы, новизны, приобретают совершенно иной смысл.

4 слайд. И тогда по-новому осознаёшь, кажется, давно известное: что в том же слове образование содержится очень важная для нас – и тех, кто учит, и тех, кто учится, - информация. Ведь корень этого слова – образ, а значит – икона. А воспитание – это не что иное, как восполнение питания, что вполне можно отнести к обучению, получению знаний, то есть к восполнению, дополнению, к естественному питанию плоти.

5 слайд. Русский философ, Иван Александрович Ильин, размышляя о русском национальном воспитании, выделяет десять сокровищ, которыми следует обогащать ребёнка, и именно языку отдаёт первейшее предпочтение: «Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа».

Постоянное обращение на уроках литературы и русского языка к истории нашего родного слова считаю самым важным. Но подать это нужно очень осторожно: не отпугнуть, не напугать сложностью и нарочитым назиданием, а легко, в игре и беседе. Так пятиклассникам рассказываю о новгородских грамотах.

6 слайд. В 1951 году в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Эти бытовые записочки удивительным образом дошли до нас и принесли с собой занимательную историю, неуловимый аромат своей эпохи. Человек в этих записочках писал с чувством, с умением, аккуратно, без ошибок. Большинство писем написаны собственноручно авторами, а значит, почти всё население того времени было грамотным. Какой урок современным лоботрясам!  Документы эти писались вовсе не для вечности, а для секунды, для минуты. Писали так, как говорили. И это совершенно бесценный документ. Вот записка жене: «Пришли рубашку, рубашку забыл». Очевидно, что человек пишет так, как говорит. И перед нами документ, на самом что ни на есть живом языке древней Руси.

7 слайд. Тут же знакомимся с понятием Русь, значением данного слова. В повести «Смех за левым плечом» В.А.Солоухин пишет: «По Бунину, Русь была чёрная и белая. Боярыня Морозова, Наташа Ростова, Татьяна Ларина – с одной стороны. Ольга Ларина, Шаляпин, Есенин – с другой».

8 слайд. Протоирей Александр Салтыков утверждает, что тысячелетие назад слово Русь означало вооружённый человек. Русь во все времена – светлый, лучезарный воин, сражающийся против тьмы.  И понятнее ребятам становится выражение Святая Русь. Подкрепление этому понятию даю на уроках литературы. Ведь русский язык и литература – неразделимые братья.

9 слайд. При изучении творчества А.С.Пушкина рассказываю, что среди его предков 12 святых по прямой линии и 30 по боковым ветвям. Среди прямых предков великие князья Владимир и Ольга, святой благоверный князь Александр Невский, святые князья Пётр и Февронья и другие. Вообще, известно более 3000 предков великого поэта, в числе которых князь Дмитрий Пожарский, прославленный полководец Кутузов, древо Пушкина переплетается с родами Гоголя и Толстого.

10 слайд. Некогда Н.В.Гоголь произнёс глубокие слова о живой связи разговорного русского языка с церковнославянским: «Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. Он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны – выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и пускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека…»

11 слайд. Поэтому уже с 6 класса ввожу в уроки русского языка знакомство учащихся с церковно-славянской лексикой, элементы истории языка, исторической грамматики, доступные учащимся, с учётом их базовых знаний и возрастных особенностей. Ещё А.А.Шишков писал: «Славенский язык есть корень и основание российского языка; он сообщает ему богатство, разум, силу, красоту».

12 слайд. И постоянно работаю над значением слов. Так при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина работаю над лексикой. Например, слово ворог. Иван Игнатьич бросает в лицо Емельяну Пугачёву: «Ты нам не государь… Ты, дядюшка, вор и самозванец». Тут с учащимися устанавливаем связь между этими словами: ворог, враг и вор. А объяснение просто: вор сеет рознь, потому как все начинают подозревать друг друга. Вор – это и есть ворог, тот  самый враг, который не дремлет.

13 слайд. Закономерно, что эпиграфом к этой повести А.С.Пушкин поставил русскую поговорку: «Береги честь смолоду!» Честь имею, честное слово, честный человек, честной народ – как привыкли мы к этим сочетаниям слов, какими естественными, привычными кажутся они нам. А в них честь предстаёт перед нами, как понятие духовное. И если вдуматься, то совершенно иным смыслом заиграют в наших размышлениях хрестоматийные строчки

14 слайд. М.Ю.Лермонтова: «Погиб поэт, невольник чести» Невольничество – это ведь рабство. Но какое замечательное здесь – быть рабом ни денег, ни власти, ни страстей, но чести.

15 слайд. Наблюдать можно не только за природой и звёздами, растениями и животными, но и за языком. Это занятие не менее увлекательное. Что-то удивительное происходит в эти моменты с нашей изумлённой душой. И как это важно – научиться слышать слово. И тогда за каждым исконным русским словом возникнет, хоть небольшое, но чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание шолоховским словом на уроках литературы

Данный доклад готовился к конференции, посвященной дню рождения писателя. Его можно использовать при планировании уроков....

Работа со словом на уроках литературы

При изучении произведений словарная работа – верный и необходимый путь к пониманию содержания читаемого произведения, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент литературы», в слов...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР

Статья " Работа со словом на уроках ОДНКНР"...

«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы...