Платонов А.А. "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Открытый урок литературы в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.17 КБ |
konspekt.docx | 24.17 КБ |
konspekt.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Цели:
- Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
- Определение основной мыли сказки;
- Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
- Воспитание читательского вкуса;
Оборудование урока:
1.Мультимедийная презентация;
2. Портрет А. Платонова;
3.Цветок.
Ход урока.
- Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
- Сообщение темы урока.
1.Вступительное слово учителя.
- Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.
Зачитывают (Семенов, Стебо)
- Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
- Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
- Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).
А сейчас мы вспомним.
- Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
- Что такое быль?
- Что такое притча?
- «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость
детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик
Виктор Чалмаев (Слайд 4)
- Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
III. Прослушивание сказки.
IV. Работа по тексту.
- Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
- Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
- А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
- На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
- Найдите первую часть.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
- У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
- Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
- Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
- Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
- Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца)
- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)
- Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
- В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)
Найдите вторую часть.
- Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
- Разве этого достаточно?
- Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
- Почему Даша оказалась около пустыря?
- В каком она была настроении? Найдите в тексте.
- Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?
ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.
- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
- Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
- Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
- Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
- О чем говорится в
третьей части?
- Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
- Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
- Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
- Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
- Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
V. Итог урока.
Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.
Я приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.
Ребята, прошу выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?
VI.Домашнее задание.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Цели:
- Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
- Определение основной мыли сказки;
- Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
- Воспитание читательского вкуса;
Оборудование урока:
1.Мультимедийная презентация;
2. Портрет А. Платонова;
3.Цветок.
Ход урока.
- Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
- Сообщение темы урока.
1.Вступительное слово учителя.
- Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.
Зачитывают (Семенов, Стебо)
- Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
- Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
- Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).
А сейчас мы вспомним.
- Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
- Что такое быль?
- Что такое притча?
- «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость
детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик
Виктор Чалмаев (Слайд 4)
- Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
III. Прослушивание сказки.
IV. Работа по тексту.
- Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
- Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
- А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
- На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
- Найдите первую часть.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
- У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
- Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
- Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
- Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
- Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца)
- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)
- Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
- В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)
Найдите вторую часть.
- Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
- Разве этого достаточно?
- Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
- Почему Даша оказалась около пустыря?
- В каком она была настроении? Найдите в тексте.
- Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?
ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.
- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
- Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
- Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
- Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
- О чем говорится в
третьей части?
- Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
- Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
- Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
- Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
- Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
V. Итог урока.
Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.
Я приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.
Ребята, прошу выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?
VI.Домашнее задание.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Цели:
- Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
- Определение основной мыли сказки;
- Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
- Воспитание читательского вкуса;
Оборудование урока:
1.Мультимедийная презентация;
2. Портрет А. Платонова;
3.Цветок.
Ход урока.
- Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
- Сообщение темы урока.
1.Вступительное слово учителя.
- Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.
Зачитывают (Семенов, Стебо)
- Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
- Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
- Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).
А сейчас мы вспомним.
- Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
- Что такое быль?
- Что такое притча?
- «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость
детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик
Виктор Чалмаев (Слайд 4)
- Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
III. Прослушивание сказки.
IV. Работа по тексту.
- Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
- Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
- А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
- На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
- Найдите первую часть.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
- У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
- Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
- Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
- Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
- Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца)
- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)
- Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
- В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)
Найдите вторую часть.
- Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
- Разве этого достаточно?
- Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
- Почему Даша оказалась около пустыря?
- В каком она была настроении? Найдите в тексте.
- Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?
ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.
- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
- Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
- Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
- Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
- О чем говорится в
третьей части?
- Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
- Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
- Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
- Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
- Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
V. Итог урока.
Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.
Я приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.
Ребята, прошу выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?
VI.Домашнее задание.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе. Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....
А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...
А.П.Платонов "Неизвестный цветок" презентация к уроку
Презентация по литературе....
А.П. Платонов "Неизвестный цветок"
поиск информации с использованием справочной литературы...
Платонов А.П. "Неизвестный цветок".
Учебно- методические и рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе форме презентации. ...
А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"
Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина, А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок" Урок по ФГОСу. К уроку прилагается презентация....
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»...