Платонов А.А. "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Азалия Шамилевна

Открытый урок литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.17 КБ
Файл konspekt.docx24.17 КБ
Файл konspekt.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были  А.Платонова  «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте  художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

3.Цветок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты,  темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  1. Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое.  Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  1. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом     посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  2. Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  3. Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  1. Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
  2. Что такое быль?
  3. Что такое притча?

  1. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,  веры в справедливость

 детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

 Виктор Чалмаев (Слайд 4)

  1. Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)

III. Прослушивание сказки.

IV. Работа по тексту.

  1. Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  2. Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  3. А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки  и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  4. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  5. На какие части вы бы разделили текст?    (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  6. Найдите первую часть.
  7. Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
  8. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  9. У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные?        (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  10. Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок  на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
  11. Для чего людям нужны звезды? Цветы?     (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  12. Были ли в жизни цветка радости? Какие?      (Подтвердите цитатами из текста)
  13. Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  14. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?       (В середине лета… до конца абзаца)
  15. Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)

  1. Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?         (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)

  1. Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)

  1. В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)

Найдите вторую часть.

  1. Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
  2. Разве этого достаточно?
  3. Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  4. Почему Даша оказалась около пустыря?
  5. В каком  она была настроении? Найдите в тексте.
  6. Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  1. Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание  маминой сказке?  (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  2. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?   (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  3. Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?  (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  4. Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные  свойства человеческой  души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
  5. Даша совершила открытие маленькой неизвестной  жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до  нее не замечал.
  6. О чем говорится в

третьей части?                                                

  1. Дали ли результаты усилия детей?     (да, пустырь преобразился)
  2. Почему Даше стало грустно?   (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  3. Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  4. Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  5. Какое чувство вызывает новый цветок у вас?

V. Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Я  приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.

Ребята, прошу   выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

VI.Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в  жизни маленькие, но очень важные  открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были  А.Платонова  «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте  художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

3.Цветок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты,  темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  1. Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое.  Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  1. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом     посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  2. Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  3. Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  1. Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
  2. Что такое быль?
  3. Что такое притча?

  1. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,  веры в справедливость

 детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

 Виктор Чалмаев (Слайд 4)

  1. Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)

III. Прослушивание сказки.

IV. Работа по тексту.

  1. Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  2. Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  3. А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки  и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  4. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  5. На какие части вы бы разделили текст?    (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  6. Найдите первую часть.
  7. Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
  8. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  9. У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные?        (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  10. Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок  на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
  11. Для чего людям нужны звезды? Цветы?     (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  12. Были ли в жизни цветка радости? Какие?      (Подтвердите цитатами из текста)
  13. Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  14. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?       (В середине лета… до конца абзаца)
  15. Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)

  1. Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?         (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)

  1. Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)

  1. В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)

Найдите вторую часть.

  1. Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
  2. Разве этого достаточно?
  3. Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  4. Почему Даша оказалась около пустыря?
  5. В каком  она была настроении? Найдите в тексте.
  6. Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  1. Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание  маминой сказке?  (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  2. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?   (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  3. Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?  (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  4. Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные  свойства человеческой  души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
  5. Даша совершила открытие маленькой неизвестной  жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до  нее не замечал.
  6. О чем говорится в

третьей части?                                                

  1. Дали ли результаты усилия детей?     (да, пустырь преобразился)
  2. Почему Даше стало грустно?   (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  3. Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  4. Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  5. Какое чувство вызывает новый цветок у вас?

V. Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Я  приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.

Ребята, прошу   выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

VI.Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в  жизни маленькие, но очень важные  открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были  А.Платонова  «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте  художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

3.Цветок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты,  темы, эпиграфа ( слайд 1,2)
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  1. Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое.  Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  1. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом     посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  2. Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  3. Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  1. Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
  2. Что такое быль?
  3. Что такое притча?

  1. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,  веры в справедливость

 детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

 Виктор Чалмаев (Слайд 4)

  1. Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)

III. Прослушивание сказки.

IV. Работа по тексту.

  1. Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  2. Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  3. А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки  и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  4. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  5. На какие части вы бы разделили текст?    (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  6. Найдите первую часть.
  7. Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11)
  8. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  9. У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные?        (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  10. Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок  на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12)
  11. Для чего людям нужны звезды? Цветы?     (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  12. Были ли в жизни цветка радости? Какие?      (Подтвердите цитатами из текста)
  13. Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  14. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?       (В середине лета… до конца абзаца)
  15. Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)

  1. Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?         (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)

  1. Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)

  1. В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14)

Найдите вторую часть.

  1. Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)
  2. Разве этого достаточно?
  3. Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  4. Почему Даша оказалась около пустыря?
  5. В каком  она была настроении? Найдите в тексте.
  6. Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  1. Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание  маминой сказке?  (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  2. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?   (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  3. Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?  (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  4. Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные  свойства человеческой  души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16)
  5. Даша совершила открытие маленькой неизвестной  жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до  нее не замечал.
  6. О чем говорится в

третьей части?                                                

  1. Дали ли результаты усилия детей?     (да, пустырь преобразился)
  2. Почему Даше стало грустно?   (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  3. Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  4. Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  5. Какое чувство вызывает новый цветок у вас?

V. Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Я  приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.

Ребята, прошу   выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

VI.Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в  жизни маленькие, но очень важные  открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".

Конспект урока по литературе.  Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....

А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.

Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...

А.П. Платонов "Неизвестный цветок"

поиск информации с использованием справочной литературы...

Платонов А.П. "Неизвестный цветок".

Учебно- методические и рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе форме презентации. ...

А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"

Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина,  А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"  Урок  по ФГОСу. К уроку прилагается презентация....

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»...