Безумная Евдокия
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Владимирова Надежда Николаевна

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую. (Ф.Бэкон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezumnaya_evdokiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по повести А. Алексина "Безумная Евдокия"

Цель:

1. Раскрыть нравственные качества героев повести «Безумная     Евдокия»

2.Учить учащихся работать по тексту, подмечая самые тонкие детали и обобщая  учебный материал, видеть слово автора.

Эпиграфы.

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую.
(Ф.Бэкон)

Музыка «Аве мария»,слово учителя: (читаю предисловие писателя к книге «Прости меня, мама»)

- пронзительными раздумьями о нашем долге перед самым дорогим и близким человеком пронизаны  многие произведения Анатолия Георгиевича Алексина. Сегодня на уроке мы войдём в удивительный художественный мир этого талантливого писателя, проанализируем и раскроем силу внутреннего мира его героев, будем учиться работать над словом писателя.

Учитель. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.

- Как вы понимаете эти слова английского философа?

 Вот определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина. Послушаем небольшую справку о самом писателе.

Заранее подготовленный ученик дает краткую справку о писателе, дети в тетрадях записывают необходимые сведения.

Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира. Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя. Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.

(Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)

Учитель. Всем вам хочется, чтобы окружающие почувствовали бы вашу доброту, отзывчивость, хорошие намерения. Никто из вас не думает о себе плохо. Но всегда ли вы правы, всегда ли поступаете справедливо? Над этим стоит задуматься.

Обратимся к повести Анатолия Алексина “Безумная Евдокия”.

- Как вы поняли ее название?

(Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

- Кто является повествователем в произведении? Что стало предметом повествования? В какой раздел могла бы войти повесть?

(Повествователь - отец Оленьки. Предмет повествования: “Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь”. Он пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям. Повесть могла бы войти в раздел “Я и я”).

- Что мы знаем об отце и матери Оли?

(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)

- Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?

(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)

- Какою он ее видит?

(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)

- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?

(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)

- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?

(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)

- Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие группы.)

А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.

(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)

Б) Отношение к Люсе.

(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)

В) Отношение к Боре Антохину.

(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)

Дети делают вывод, что главная черта ее характера - себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.

- “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,- сказал А.П.Чехов. Можно ли эти слова соотнести с Оленькой?

- Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?

(Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно.Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли

(“Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.

“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”

- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел?

(Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).

ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ, ВГЛЯДЕВШИСЬ ВНИМАТЕЛЬНО?

- Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?

( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).

- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?

(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих  учеников “таланта человечности”.)

- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.

(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.) - Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?

(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)

- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы?

(Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)

- Как вела себя Евдокия Савельевна во время поисков Оли? Что выдавало ее волнение?

(Развила бурную деятельность, всюду звонила, нервно крутила диск телефона, говорила слишком уверенным тоном)

- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?

(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле.

Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)

- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?

(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)

- Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя,- сказал Гете. Заслуживает ли это имя Евдокия Савельевна?

(Безусловно!)

- Над чем заставила задуматься вас повесть? (Привожу выдержки из ученических работ.)

Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Так произошло с Олей. Я считаю, что одной из причин ее эгоизма стала слепая любовь ее родителей.

Прочитав произведение, я поняла, что прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение к себе и к людям, чтобы не получилось так, что он предаст тебя в трудную минуту. (

После прочтения произведения, понимаешь, что Евдокия Савельевна была права.

Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. Теперь я понимаю наших учителей. Они тоже хотят сделать нас добрей, они тоже хотят воспитать в нас талант человечности.

ИТОГ УРОКА.

- К чему призывает нас Алексин?

(Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.)

Учитель. Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими. Помните слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен “к судьбам ближнего своего”

Слово о Светлане Копыловой - автор исполнитель высоконравственных притч. Притча «ГВОЗДИ»- «От грубого презрительного слова навеки остаются шрамы у людей»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать рассказ В.Распутина “Уроки французского”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...

Проверочная работа по литературе по произведению "Безумная Евдокия"

Работа проверяет как фактическое знание текста, так и умение анализировать прочитанное....

Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.

Урок внеклассного чтения по повести  А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...

Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Читательская конференция с привлечением родителей, учителей....

Презентация "Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Конференция с привлечением родителей, учителей...

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"...