Творческая лаборатория как форма проведения внеклассной работы по литературе
статья по литературе на тему

 

Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому ученику как к личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Внеклассная деятельность позволяет проявить свои творческие способности как ученикам, так и их учителям. Внеклассная работа создает широкие возможности для проявления и развития литературно-художественных склонностей ученика. Это, в свою очередь, обеспечивает большой интерес учащихся к учебным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретенные во внеклассной работе умения, знания, навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yatsenko_o.yu_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория как форма проведения

внеклассной работы по литературе

О.Ю. Яценко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия № 103 г. Минеральные Воды

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны,.. можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество 

Д. Морис

Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому ученику как к личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Внеклассная деятельность позволяет проявить свои творческие способности как ученикам, так и их учителям. Внеклассная работа создает широкие возможности для проявления и развития литературно-художественных склонностей ученика. Это, в свою очередь, обеспечивает большой интерес учащихся к учебным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретенные во внеклассной работе умения, знания, навыки.

         Следовательно, изучение видов внеклассных занятий, их функций является актуальной задачей в настоящее время.

         Необходимо отметить, что если внеклассная деятельность является продолжением аудиторной учебной деятельности, то она должна выполнять определенные  функции:  расширять кругозор учащихся, повышать их общий культурный уровень, вырабатывать художественный вкус.

       Школьников привлекают разнообразные формы внеклассной

работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства.

    Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Большое значение имеет внеклассная работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.

Как уже было сказано выше, внеклассный урок дополняет урок традиционный. Поэтому, несмотря на наличие множества индивидуальных особенностей, между ними существует множество связей и точек соприкосновения.

В урочной и внеклассной работе совпадают не только общие цели литературного образования в школе (воспитание нравственных качеств учащихся, расширение и углубление их читательского диапазона, развитие эстетического вкуса, активизация творческих способностей), но и методы изучения литературных текстов. Н.И. Кудряшев в одной из своих работ, рассмотрев методы обучения в системе классных занятий, замечал: «…нет принципиальной разницы в методах при других формах обучения. На факультативных и внеклассных занятиях большее место занимают те методические приемы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы и искусства».

На внеклассных уроках учитель имеет возможность предложить учащимся проблемы, способные заинтересовать учащихся, в процессе решения которых больше проявляется их активность, ярче выявляется личность ученика.

               Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

                Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

        Технология творческих лабораторий ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу "Французская группа нового воспитания”. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.

Участие в творческих лабораториях предоставляет возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель лаборатории   – организовать работу по развитию связной речи, показать различные способы  исследования, анализа произведения.

Обучение организовывается на       деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Занятия строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив  достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.

                        Работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… - и формулировки проблемы – темы мастерской.

                   Подготовка к творческой лаборатории, конечно, занимает много времени (чаще всего 1 – 2 месяца), но результат превосходит все ожидания!

                       Для первой творческой лаборатории я выбрала тему:

«Вот опять окно…»  Приглашены были учащиеся 6-11 классов. Самостоятельно распределились по группам: литературные критики, художники-иллюстраторы, мастера художественного слова, начинающие поэты, искусствоведы, сценаристы. Обязательное условие: никаких репетиций, прослушиваний, поэтому ведущими должны быть ребята, умеющие не только ориентироваться в фактическом материале, но и обладающие умением вести беседу, при  необходимости задать наводящий вопрос или «спровоцировать»  спор, поэтому учитель работает только с ведущими, проигрывая ту или иную ситуацию.

                Юные художники представляли  работы, объясняли своё видение темы, свои ассоциации, связанные с образом Окна,  отвечали на вопросы участников лаборатории.

Литературные критики анализировали стихотворения, которые

читали учащиеся (Марины Цветаевой  «Вот опять окно», «Высоко моё оконце!», «Полночь в моё городское окно…» А. Твардовского, Новеллы Матвеевой «Окно», М. Алексеевой «Ты мне снишься в несбыточном сне…»    И. Северянина «У окна», «На окне, серебряном от инея» И. Бунина и  др.); искусствоведы представили картины Леонардо да Винчи: «Мадонна в скалах», «Мадонна Литта».

                Звучали и стихи, написанные учащимися. Вот некоторые из них:

Окно

За окном каждый день идут сотни прохожих,

Все они, к сожалению, друг на друга похожи.

Огонь в душе гаснет от ежедневной рутины:

Место великих строений занимают руины.

Этот процесс мешает встать в полный рост,

Людей лишают мнения, отравляя мозг.

Не дают дышать, перекрыв кислород,

И те, кто знают правду, не открывают рот.

Память о прошлом тускнеет, и мемориалы не вечны,

И с каждым годом они не становятся крепче.

Их разрушают, прошлое вычеркивая навсегда,

А потом их стирают, стирают года.

В глазах людей читаю усталость и боль,

Их души закрыты, не живут, а играют роль.

Возможно, я один из них, но есть одно "но":

Меня от этого мира отделяет окно.

                               Русскин Вадим

***

Как осознать, что стал он вдруг другим?

Как объяснить, что трудно быть одной?

Он есть - я выгораю рядом с ним:

Рукой безжалостною брошена  в огонь.

Забудь? Но где взять силы для побега

От этих глаз? Они уже  чужие, не мои.

В его объятья броситься б с разбега,

Нельзя, и сил нет: чувства все ушли.

Как рассказать о том, что я любила?

Ведь перед сном хочу лишь одного:

Забыть о том, как сладостно мне было

От рук прикосновения его.

Как грустно, что «ничто не вечно»…

Украдкой я смахну слезу рукой.

Я знаю, что сегодня он, конечно,

Весь вечер будет снова с той, другой.

Сегодня, как всегда, сижу одна,

Альбом листаю, догорают свечи.

Вновь буду плакать, стоя у окна,

И сочинять стихи весь вечер.

Ты никогда из сердца не уйдешь:

Это привычка или так кому-то надо?

Я верю: ты когда-нибудь меня поймешь…

Ну а сейчас… прости, прощай, устала…

***

Мой милый мальчик, снова минус два?

И между нами километры снега…

В твои объятья хочется с разбега-

И чтоб от счастья закружилась голова!

Мой милый мальчик, снова минус три,

А я опять забыла про перчатки…

Последний поцелуй – он самый сладкий,

До ощущенья пустоты внутри…

Мой милый мальчик, как же, минус семь?

И больно давит где-то под лопаткой.

Мне хочется сыграть с тобою в прятки…

И спрятаться надолго, лучше насовсем!

А за окном сегодня плюс один,

Мой милый мальчик, мне не отогреться.

Дарю тепло – и леденеет сердце,

Я ухожу, не объяснив причин…

А за окном всё те же плюс один…

                               Югова Виктория

       Название второй творческой лаборатории звучало так:

 «Образы» еды на страницах русской классической литературы.

И начала я её следующими словами:

Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече будет высказывание  Сократа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

                     Разговор об «образах» еды можно начать, обратившись ещё к древней литературе. Уже в античной мифологии Дионис воспринимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангельских сюжетах мы также неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о пяти хлебах и двух рыбах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называет хлеб своим телом…

                Звучала история о чёрном хлебе, огромный интерес вызвала инсценировка, посвящённая чаю (Баба-Яга «просвещала» Ивана о традициях чаепития на Руси, о пользе чайного напитка).

                Ребята обращались и к устному народному творчеству, и к известным произведениям русской классической литературы: «Евгению Онегину» А.С. Пушкина, «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя,  басням И. А. Крылова, «Старосветским помещикам» Ф.М. Достоевского, «Собачьему сердцу»,  М. Булгакова, стихотворениям И. Северянина «Ананасы в шампанском», «Мороженое из сирени», «Двенадцати стульям"  Ильфа и  Петрова и др.)

                Демонстрировались и отрывки из известных к/ф «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию», «Несколько дней из жизни Обломова». Литературные критики анализировали эпизоды из классических произведений, отмечали их роль в раскрытии образов главных героев.

                Юные художники провели небольшую экскурсию по галерее, где были выставлены картины, посвящённые теме занятия. А представители классов угощали всех национальными русскими блюдами: блинами, курниками, пирожками, кулебяками, морсом, квасом, запеченными яблоками и орехами.

                В этом учебном году мы с ребятами решили провести заседание творческой лаборатории на тему: «Дело в шляпе». Речь пойдёт о роли детали в раскрытии образа главных героев произведений как русской классической литературы, так и зарубежной. Обязательным условием для участников – головные уборы, которые они выберут по своему вкусу и продемонстрируют. Шляпа умерла, да здравствует шляпа!..

               Этими словами я собираюсь начать  лабораторию и вместе с учениками отправиться в сказочный мир гномов и волшебников, в эпоху Возрождения, в великолепный век 19, век прекрасных дам и кавалеров, а поможет нам в этом Литература!

                  Творческая лаборатория значительно расширяет возможности общения школьников с миром искусства, повышает их общий культурный уровень, вырабатывает художественный вкус, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы.

                Творческие лаборатории позволяют учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становятся источником многообразных художественных впечатлений — читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой, безусловно, выступает  интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то творческая лаборатория импонирует ученику добровольным участием, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения.

               Являясь естественным продолжением традиционного урока, творческая лаборатория как одна из форм внеклассной работы привносит в процесс обучения то, что не предусмотрено школьной программой изучения литературы.

       

                                             ЛИТЕРАТУРА

1.  Атаева Л.В. Творчество — основа педагогической

     деятельности//Начальная школа плюс до и после, 2005.— №1

  1. Балагурова М. Душа обязана трудиться. Вечер в гостиной. ж\л Литература в школе. – 2008. - № 7.

3.  Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. — М.:

     Просвещение, 1985.

4.  Беленький Г.Н., Полухина В.П. Урок литературы. — М.:

     Просвещение, 1983.

5.  Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных

     занятиях//Поиск новых путей. Из опыта работы. — М: Просвещение,

     1990.

6.  Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. — М:

     Наука, 1984.

    7.  Ильина Н.Д. Предметная неделя в школе - «Феникс», Р/Д, 2007г.

    8.  Касперская О.В. Система работы с одарёнными детьми – «Учитель»,

         Волгоград, 2011г.  

9.  Львова М.Е. «И невозможное возможно…» Использование

      нетрадиционных форм деятельности в образовательном

       процессе//Литература в школе, 2004. - № 7.

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парковая лаборатория как форма внеклассной работы

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес....

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Виды и формы внеклассной работы по литературе

Сатья представялет собой рекомендации проведения литературно-музыкального вечера...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

         Внеклассная работа по иностранному языку является важным педагогическим приемом в системе воспитательного воздействия на школьников. Она является не толь...

Коллективный творческий проект как форма внеурочной работы по литературе

Описание опыта работы над коллективными творческими проектами учащихся в изучении литературы....