Приемы работы с текстом при подготовке к устному собеседованию
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
В презентации показаны приемы работы с текстом, которые могут быть использованы при подготовке к устному собеседованию как учителями так и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6ae630d22bf7fd321328e50bd32be1fd.ppt | 873.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм построения текста-описания Познакомиться с билетом Определить целое Составить семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы Сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами. Составляем описание, опираясь на фразы клише.
Фотография Сфотографировать Увидеть Изобразить фото, снимок, фотокарточка, кадр. снять, запечатлеть, зафиксировать увидать, уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить. воссоздать, отразить, передать. отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать.
Кто?(Что) Семья, папа, дочки Какой?(+атмосфера, настроение) Весёлые , радостные, счастливые, (Одежда ) походная, свободная, удобная, легкая ,(атмосфера )дружественная, тёплая, доверительная, ( настроение радужное, приподнятое, хорошее) Что делает? Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, возвращются с прогулки Когда делает? Летний день, солнечный день, выходной день Где? В лесу, по лесной тропинке Как делает? Весело, радостно Зачем? Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный отдых Почему? Очень дружная семья
Вопрос билета: опишите Вопрос алгоритма людей, изображённых на фотографии : как вы думаете, почему они так одеты; Кто?(Целое + части перечислить) Какой? Как(одеты)? Зачем (так оделись)? занятие людей, изображённых на фотографии Что делает? Когда? Как делает? атмосферу в этой семье; Почему(улыбаются)? Какая(атмосфера)? настроение, которое вызывает у Вас эта фотография. Какой? (настроение) Почему? (такое настроение)
Конструкции-помощники (клише) для описания фотографии Вступление На этом снимке изображен… Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из… На данной фотографии фотограф запечатлел… На фотографии мы видим… Если внимательно посмотреть на фотографию, то … Фотограф изобразил кульминационный момент события… Основная часть Цель фотографа – Фотограф создан настоящую картину(чего?)… Фотограф запечатлел один из моментов… Всё внимание фотографа сосредоточено на … Фотограф поместил в центр снимка… Прямо перед нами изображены… На переднем плане привлекает внимание… Задний план снимка занимает… Слева/справа от… виднеется…
Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что…….. Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В 5 КЛАССЕ 1 . Владеть различными видами чтения : просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. 2 . Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение): • устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; • передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. 3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов. Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ 1,2 (ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И ПЕРЕСКАЗ) объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов; контролируются навыки техники осмысленного чтения : проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (пауза, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов; проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины; текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять. Пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ Критерии оценивания чтения вслух Баллы Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2
ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННОЙ МЫСЛИ Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь , а танцевать . Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит .
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ Задание 1 Чтение текста вслух Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками . Задание 2 Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); подчеркните слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, длинные и незнакомые слова; правильно употребите числительные; географические названия. внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
ПАРТИТУРА ТЕКСТА / знак акцента над ударной гласной; логические паузы: а) | короткая (на один счет), б) || на два счета (раз, два), в) ||| на три счета (раз, два, три); — логическое ударение; повышение тона; понижение тона; ^ перелом интонации; - - - растягивание слова, либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста; убыстрение темпа;
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ. С КНИГОЙ ЖИТЬ – ВЕК НЕ ТУЖИТЬ. ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ ПАРТИТУРУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ИНСЕРТ - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ. V — Я ЭТО ЗНАЮ; + — ЭТО НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕНЯ; - — Я ДУМАЛ ПО-ДРУГОМУ, ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ТОМУ, ЧТО Я ЗНАЛ; ? — ЭТО МНЕ НЕПОНЯТНО, НУЖНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ.
V + - ? при помощи тезисов записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. К.Ф.Рылеев – организатор и руководитель восстания на Сенатской площади. Отмечается все новое, что стало известно из текста Сатира «К временщику» была популярна в передовых кругах русского общества Отмечаются противоречия К.Ф.Рылеев считал, что восстание приведет к смене государственного строя в России Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. Современники отмечали «народность и благородные чувствования» дум Рылеева
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕСКАЗУ прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием; пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание
СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В своих воспоминаниях Н.А.Бестужев писал: «Все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству». Предложения с косвенной речью Н.А.Бестужев считал, что все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству. Предложения с вводными словами По словам Н.А.Бестужева, все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству.
Н.А.БЕСТУЖЕВ О К.Ф.РЫЛЕЕВЕ «Все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к Отечеству». «Всякая несправедливость, ложь, а тем более клевета, находили в нем жестокого противника». «Он во всяком человеке видел благонамеренность, не подозревал обман и, обманутый, не переставал верить».
ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ АБЗАЦЕВ К.Ф.Рылеев – один из организаторов и руководителей восстания на Сенатской площади. Ранние поэтические произведения поэта. Сатира «К временщику» – выдающееся проявление гражданского мужества. «Народность и благородные чувствования…» дум К.Ф.Рылеева.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Приемы работы с текстом....
Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Приемы работы с текстом...
Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...
Дидактический материал для подготовки к устному собеседованию в 9 классе
Тренировочные упражнения предназначены для учащихся 8-9 классов в качестве подготовки к итоговому собеседованию по русскому языкув 9 классе( задание 3-монологическое высказывание)...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
приемы работы с учащимися по подготовке к устному собеседованию
открытое МО для учителей русского языка, в ходе которого преподаватели знакомятся с техниками и методами подготовки учащихся 9 классов к устному собеседованию...