Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Мартынова Ольга Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для профильных классов общеобразовательных школ  Г.Ф.Хлебинской

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

Образец

«Рассмотрено»

 Руководитель методического объединения учителей _______________________

________/______________/

Протокол №_______

от «___» __________2013

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/                      ./

«___» __________2013

Утверждаю

Директор школы

__________/_____________/

Приказ №______

от «___» ___________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ  «10»А» КЛАССА НА 2013/2014  УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Мартынова О.В

учитель русского языка и литературы

высшей категории.

2013г.

Пояснительная записка

Цели:

-углубить знания о лингвистике как науке,

-формировать представление о языке как о многофункциональной развивающейся системе,

-совершенствовать речемыслительные, интеллектуальные и творческие способности, навыки речевого взаимодействия, а также универсальные учебные умения и навыки, необходимые для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников.

-создавать условия для духовного и нравственного развития личности школьника.

Задачи:

1) повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;

2) закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;

3) подготовка обучающихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

Нормативно-правовые документы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 31.08.2009  №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России  от 20.08.2008  № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказ Минобразования России  от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

        Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений  Г.Ф. Хлебинской.

Обоснование выбора примерной программы.

        Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 10 классах на профильном уровне. Линия учебников УМК Г. Ф. Хлебинской (М: ОЛМА-Медиа Групп, 2011), обеспечивающая программу, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Направленность курса определяется достижением целей обучения русскому языку в соответствии с основными положениями примерной программы, предлагаемой Министерством образования и науки РФ. В старших классах средней школы обучение русскому языку выходит на новый качественный уровень.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии  с федеральными образовательными стандартами. Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки обучающихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.

        Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания. Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.

        Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от обучающихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков. В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

        Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

        Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

        Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

        Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

        Задачи обучения русскому языку в данном курсе решаются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, что предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов на основе совершенствования речевой деятельности обучающихся в целом, т. е. формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса. Значимость таких разделов, как «Культура речи» и «Текст», вызвала необходимость отвести на их изучение большую часть учебного времени (около трети курса русского языка в 10 классе), а содержание учебников скомпоновать следующим образом:

• Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

• Текст. Стили и жанры.

• Лексика. Фразеология. Лексикография.

• Фонетика. Графика. Орфоэпия.

• Морфемика и словообразование.

• Орфография.

        Содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучение языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения обучающихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

        Коммуникативная направленность курса предполагает интенсивное речевое развитие обучающихся. Широко представлена работа с текстами различных стилей, типов речи и жанров, позволяющая не только обеспечить усвоение речеведческой теории, но и сформировать навыки эффективной коммуникации. Большое внимание уделяется развитию умения выполнять многоаспектный анализ речевого произведения, способности создавать устные и письменные тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения, овладению нормами русского литературного языка.

        В предлагаемом курсе реализуется личностно-ориентированный подход к обучению: представлена современная форма подачи теоретического материала, введены упражнения разных уровней сложности, задания по выбору, побуждающие обучающихся к поиску, к творчеству, развивающие лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности. Кроме того, обучение по данному УМК предполагает рейтинговую систему оценивания результатов учебной деятельности, складывающейся из работы на уроке, самостоятельного выполнения индивидуальных заданий различной сложности и различных типов (презентации, доклады, рецензирование, рефераты и т. д.), учебных и контрольных тестов, диктантов, зачётов.

        Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретических сведений активно используются схемы и таблицы, что позволяет представить изучаемый материал в наглядной форме и способствует его целостному восприятию, облегчает запоминание, позволяет эффективно организовать повторение.

        Формирование представления о языке как развивающейся системе решается в рамках исторического подхода. Обращение к фактам истории родного языка способствует осознанному усвоению материала, развитию чувства языка, а также выработке ценностного отношения к родному языку, осознанию его национально-культурного своеобразия.

        Формированию лингвистического мышления способствуют и специальные упражнения частично-поискового характера, направленные на развитие аналитических способностей обучающихся.

        При ознакомлении с теоретическим материалом старшеклассники также побуждаются к анализу языковых явлений и формулированию собственных выводов.

        Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому в ней значительное место отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала (в начале и в конце учебного года, а также после изучения каждого раздела). В учебники включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать эффективное сопутствующее повторение, актуализировать и закрепить приобретённые умения и навыки.

        Для активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержания учебного интереса предусматривается использование различных педагогических технологий, в том числе и игровых. Включённые в учебники упражнения игрового характера («Кто больше?», «Одним словом», «Без запинки», «Орфографическая задача» и др.) способствуют формированию определённых навыков и умений, развивают мышление обучающихся.

        Дидактический материал учебников, в котором сочетается логическое и эмоциональное, научное и художественно-образное, является основой реализации компетентностного подхода в обучении. Дидактический материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает широкий интеллектуальный фон, способствующий процессу самообразования старшеклассников, передаче социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности. Чтобы учащиеся смогли осознать язык как форму выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, тексты упражнений, включённые в учебники, объединены одной большой темой, охватывающей развитие русского языка на протяжении значительного социально-исторического периода, состояние общественной мысли, литературы, критики. В учебниках нашел отражение литературный процесс в России с середины XVIII по конец XX века. Такой подход к дидактическому материалу позволяет осуществить межпредметные связи (язык — история — литература) и способствует не только развитию учебных навыков и умений обучающихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но прежде всего решению главной задачи современной школы – воспитанию гражданина и патриота, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.

Информация о количестве учебных часов

        Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 10 (профильном) классе отводится не менее 105 часов в год  из расчёта 3 часов в неделю. В том числе  

контрольный диктант – 5 часов;

контрольное тестирование – 6 часов;

развитие речи – 11 часов

 Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, закрепления, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция, интегрированные уроки.

Технологии обучения:  

- технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коммуникативного общения;

-  игровые технологии;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

-  технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- работа в парах;

- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:

Формы:

- контрольный диктант,

- контрольное тестирование,

- работы по развитию речи (сочинение, изложение)

Виды:

- индивидуальный;

- фронтальный.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):

знать

— основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

— системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

— понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

уметь

— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

— разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;

— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— применять знания о нормах литературного языка на практике;

— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

— производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);

— иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;

— находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;

— классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;

— производить все виды разбора как слова, так и предложения;

— конструировать предложения, строить их схемы;

— определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;

— заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;

— комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

2) в области коммуникативной:

знать

— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

— основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

—использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

— владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;

— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

— применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

При работе с текстом:

уметь

— определять тему, основную мысль;

— озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);

— определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;

— определять языковые средства связи предложений в тексте;

— делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;

— определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;

—оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;

— создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;

— производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

3) в области культуроведческой:

знать и понимать

— осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

— осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

— осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;

уметь

— соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Информация об используемом учебнике.   Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: ОЛМА-Медиа Групп, 2011.

Основное содержание рабочей программы

Русский язык и русистика (3 часа)

        Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности.

        Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды. Основные направления развития русистики на современном этапе. Общие сведения о языке и речи.

 

знать

— основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

— системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

— понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

уметь

— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Культура речи (4 часа + 1час р.р.)

        Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.

        Языки государственные, мировые, межнационального общения. Общее и различное в русском и других языках.

        Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

знать

— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

— основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

— применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Контрольные материалы – сочинение-рассуждение

Текст,  стили и жанры (17 часов + 2часа к.т. + 2 часа р.р.)

        Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений.

        Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.

        Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная.

        Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи.

        Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.

        Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.

        Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи: статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

        Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.

        Культура устного и письменного общения.

        Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка.

        Комплексный анализ текста.

        Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).

        Изложение как разновидность текста.

        Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.

знать

— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

— основные особенности текста; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

— определять тему, основную мысль;

— озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);

— определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;

— определять языковые средства связи предложений в тексте;

— делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;

— определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;

—оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;

— создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;

— производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Контрольные материалы – контрольное тестирование, сочинение

Лексика. Фразеология. Лексикография   (15 часов + 1 час к.д. + 2 часа к.т. + 2 часа р.р)

        Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности.

        Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.

        Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.

        Лексический разбор слова.

        Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.

        Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.

        Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

        Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.

знать

— основные сведения о лексике, фразеологии, лексикографии и их признаках;

— понятие лексической нормы, ее функций;

-сферу употребления фразеологизмов.

уметь

— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

— разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;

— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— применять знания о фразеологизмах на практике;

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Контрольные материалы – контрольное тестирование, изложение, контрольный диктант

Фонетика. Орфоэпия. Графика (9 часов + 2 часа р.р.)

        Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.

        Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка.

        Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция.

        Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Фонетический разбор слова.

        Изобразительно-выразительные средства фонетики.

знать

— основные принципы фонетики;

— нормы орфоэпии;

- изобразительно-выразительные средства фонетики.

уметь

— иллюстрировать фонетические нормы примерами из предложенного текста;

— производить фонетическую транскрипцию;

— производить фонетический разбора слова;

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Контрольные материалы –сочинение

Морфемика и словообразование (5 часов + 1 час к.д.)

        Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове.

        Материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия, омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.

        Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

        Морфемный и словообразовательный разборы слова.

        Понятие об этимологии.

знать

— основные принципы морфемики;

— способы формообразования и словообразования;

уметь

— иллюстрировать способы формообразования и словообразования примерами из предложенного текста;

— производить морфемный и словообразовательный разбор слова.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

 

Контрольные материалы – контрольный диктант

Орфография (18 часов + 2 часа к.т. + 1 час к.д. + 2 часа р.р.)

        Принципы русской орфографии: морфематический, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания.

        Орфограмма. Орфографические нормы.

        Написание слов и их значимых частей:

  • правописание безударных гласных в корне слова;
  • правописание чередующихся гласных в корне слова;
  • правописание звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правописание согласных корня перед суффиксами;
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова;
  • правописание удвоенных согласных;
  • правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;
  • правописание букв а, и, у после шипящих;
  • правописание букв ы, и после ц;
  • правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;
  • употребление ь для обозначения мягкости согласных;
  • употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;
  • употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо;
  • употребление прописной и строчной букв;
  • правила переноса слов.
  • исторические изменения, под влиянием которых сложилась современная система орфографических норм

знать

— принципы русской орфографии;

— правописание гласных и согласных в разных морфемах;

— трудные случаи орфографии.

уметь

— соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;

— извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

— производить орфографический анализ текста (полный и частичный);

— иллюстрировать орфографические нормы примерами из предложенного текста;

— находить и исправлять орфографические ошибки в тексте;

— классифицировать орфограммы в тексте;

— производить все виды разбора слова;

— комментировать выбор орфограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически.

использовать:

- приобретённые  знания и умения в практической деятельности

Контрольные материалы – контрольное тестирование, сочинение, контрольный диктант

Итоговое повторение, обобщение, контроль

Контрольные материалы – сочинение, контрольный диктант

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ (контрольный диктант, контрольное тестирование

Количество работ по развитию речи

Русский язык и русистика

3

-

-

Культура речи

4

-

1

Текст,  стили и жанры

19

2

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

20

3

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

11

-

2

Морфемика и словообразование

6

1

-

Орфография

23

3

2

Итоговое повторение, обобщение, контроль

12

1

2

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании 10 класса обучающиеся должны:

1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):

Знать/понимать

— основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

— системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

— понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

уметь

— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

— разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;

— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— применять знания о нормах литературного языка на практике;

— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

— производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);

— иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;

— находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;

— классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;

— производить все виды разбора как слова, так и предложения;

— конструировать предложения, строить их схемы;

— определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;

— заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;

— комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;

2) в области коммуникативной:

Знать/понимать

— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

— основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

—использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

— владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;

— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

— применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

При работе с текстом:

уметь

— определять тему, основную мысль;

— озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);

— определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;

— определять языковые средства связи предложений в тексте;

— делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;

— определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;

—оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;

— создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;

— производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров.

3) в области культуроведческой:

знать и понимать

— осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

— осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

— осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;

уметь

— соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Список рекомендуемой литературы

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. 13-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
  2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: [Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988.
  3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика: Кн. для обучающихся 8—10-х кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988.
  4. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М.: Междунар. отношения, 1993.
  5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности: учеб. для общеобразоват. учреждений, 10—11 кл. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2001.
  6. Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М.: Московский лицей, 1994.
  8. Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистики при изучении частей речи: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
  9. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М.: ЭКСМО-пресс, 1998. (Уроки русского языка).
  10. Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М.: Вербум-М: Моск. учеб., 2003.

Словари и справочники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001.
  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.
  3. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
  4. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
  5. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).
  6. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984.
  7. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа
  9. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для обучающихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —М.: Просвещение, 2006.
  10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
  11. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для обучающихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  12. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.
  13. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.
  14. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
  15. Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
  16. Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А. Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.
  17. Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-трейд, 2005.

Календарно-тематическое планирование изучения

курса русского языка в 10 классе

Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень. 2013 год.

10 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Виды и формы контроля

Русский язык и русистика. 3ч

1

Русский язык как национальный язык русского народа

1

2

Выдающиеся отечественные языковеды.

1

Комбинированный опрос

3

Входная диагностика

1

диктант

Культура речи. 4ч

4

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке.

1

Конспект учебной статьи

5

Основные функции языка. Язык как знаковая система.

1

Сочинение-миниатюра

6

Язык и речь. Культура речи.

1

Языковой анализ текста

7

Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность.

1

Взаимопроверка

Текст, стили и жанры. 19ч

8

Структурно-смысловые признаки текста

1

Представление презентаций

9

Функционально-смысловые типы речи

1

Словарный диктант

10

Понятие о функциональных стилях

1

Решение тестовых заданий

11

Характеристика научного стиля речи

1

Анализ текста научного стиля

12

Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.

1

Практикум

13

Характеристика официально-делового стиля речи:

1

Составление бумаг официально-делового стиля

14

Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.

1

Составление бумаг официально-делового стиля

15

Характеристика публицистического стиля речи:

1

Конспект учебной статьи

16

Некоторые жанры публицистического стиля речи:

статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

1

Написание заметки

17

Характеристика разговорного стиля речи

1

Представление презентаций

18

Культура устного общения.

1

Сочинение-миниатюра

19

Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи

1

Языковой анализ текста

20

Комплексный анализ текста.

1

Комплексный анализ текста

21

Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).

1

Составление плана учебной статьи

22

Изложение как разновидность текста.

1

Сжатие текста

23

Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту.

1

Сочинение-рассуждение

24

Сочинение в жанре эссе (подготовка)

1

Составление плана

25

Повторение и обобщение изученного материала

1

Работа в группах

26

Контрольное тестирование

1

Контрольный тест

Лексика. Фразеология. Лексикография. 21ч

27

Слово и его значение

1

Комбинированный опрос

28

Многозначность и омонимия

1

Взаимопроверка

29

Паронимы

1

Тест

30

Синонимы

1

Языковой анализ текста

31

Антонимы

1

Комплексный анализ текста

32

Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков

1

Представление презентаций

33

Заимствования из неславянских языков

1

Сообщения учащихся

34

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

1

Тест

35-36

Контрольный диктант и его анализ

2

Диктант

37

Виды стилистической окраски слова.

1

Составление схем

38

Активный и пассивный словарь русского языка.

1

Сообщения учащихся

39

Лексический разбор слова.

1

Лексический разбор слова

40-41

Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

42-43

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова

1

Комплексный анализ текста

44

Словари русского языка

1

Составление словарной статьи

45-46

Повторение и обобщение изученного материала;

1

взаимопроверка

47-48

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ  

2

Тест

49-50

Р/р Изложение

2

Изложение

Фонетика. Орфография. Графика. 11ч

51

Звуковой состав русского языка.

1

Фонетический разбор

52

Звуки и буквы, алфавит.

1

Комбинированный опрос

53

Фонетическая транскрипция.

1

Фонетический разбор

54

Чередования звуков (исторические и позиционные).

1

Сообщения учащихся

55

Основные нормы современного литературного произношения.

1

Практикум

56

Слог. Ударение.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

57

Интонация.

1

Словарный диктант

58

Фонетический разбор слова.

1

Фонетический разбор

59

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

60

р/рСочинение в жанре эссе (подготовка)

1

Комплексный анализ текста

61

р/рСочинение в жанре эссе (написание)

1

Сочинение

Морфемика и словообразование. 6ч

62

Значимые части слова. Корневая морфема и основа.

1

Комбинированный опрос

63

Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы).

1

Практикум

64

Формообразование и словообразование

1

Практикум

65

Способы образования слов

1

Взаимопроверка

66

Морфемный и словообразовательный разборы слова.

1

Разбор слова по составу

67

Контрольный диктант

1

Диктант

Орфография. 23ч

68

Принципы русской орфографии

1

Конспект учебной статьи

69

Правописание  безударных гласных в корне слова

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

70

Правописание  чередующихся гласных в корне слова

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

71

Правописание  звонких и глухих согласных в корне слова

1

Самостоятельная работа

72

Правописание согласных корня перед суффиксами

1

Практикум

73

Правописание  непроизносимых согласных в корне слова

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

74-75

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ  

2

Тест в формате ЕГЭ

76

Правописание  удвоенных согласных

1

Словарный диктант

77

Правописание  приставок

1

Практикум

78

Правописание  букв ы, и после приставок

1

Составление таблиц

79

Правописание  букв а, и, у после шипящих

1

Взаимопроверка

80

Правописание  букв ы, и после ц

1

Практикум

81

Правописание  букв о, е, ё после шипящих и ц;

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

82

Употребление  ь для обозначения мягкости согласных

1

Самостоятельная работа

83

Употребление  ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова;

1

Составление таблицы

84

Употребление  разделительных ъ и ь

1

Комбинированный опрос

85

Употребление  букв э, е, ё и буквосочетания йо

1

Фонетический разбор

86

Употребление прописной и строчной букв.

1

Комплексный анализ текста

87

Правила переноса слов.

1

Взаимопроверка

88

Контрольный диктант

1

Диктант

89

Р/р Сочинение (подготовка)

1

Определение темы, идеи текста

90

Р/р Сочинение (написание)

1

Сочинение

Итоговое повторение, обобщение, контроль. 12ч

91-99

Повторение и обобщение изученного материала

9

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

100

Контрольный диктант

1

Диктант

101-102

Сочинение-эссе

2

Сочинение

103-105

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...