Путешествие в литературу
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
Обобщающий урок по литературе. Повторение фольклора, поэзии, прозы за 5-7 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_puteshestvie.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Открытый урок на тему
«Литературное путешествие»
Подготовила: Туникова
Галина Николаевна
Г.Уссурийск 2012
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок в форме соревнования, в котором будут участвовать 3 команды:
I ряд – «Умники»
II ряд - «Всезнайки»
III ряд – «Почемучки»
Соревнование будет проходить по 5 бальной системе. В состав жюри входят ученики 10 класса - Аля, Валя, Яна. Они будут следить за вашими ответами и в конце урока определят места : I, II, III. Кроме того, чтобы у всех присутствующих создалось хорошее впечатление .
Итак, тема урока «Путешествие по сказочной стране, имя которой Литература».
Задачи путешествия:
Поскольку вы готовы к уроку заранее, повторяли изученный материал за 5,6 классы и полученные знания 7-го класса, то мы должны:
- Вспомнить пословицы и поговорки
Посмотреть как они применяются народом, какой смысл приобретают
2)Вспомнить басни и сказки
3)Прозу и поэзию, вспомнить любимых героев + постараемся прочитать наизусть.
4) По рисункам наших «художников» узнать произведения, вспомнить главных героев.
Итак, в пути будут следующие остановки:
- «Пословицы и поговорки»
- «Сказки и басни»
- «Любимые герои»
- «Страна Поэзия»
Художественная галерея.
Ребята, представили, что мы едем в автобусе, что находимся в большой уютном салоне, сидим в удобных креслах. За окном мелькают леса,
Перелески, луга, поля, а вон там возле березовой рощи мы видим дома. Посмотрите, какие нарядные, с коньком на крыше. Эта деревня называется Поговоркина, в ней много улиц.
а).
Итак, первая остановка «Пословицы и поговорки», на которой мы выполним несколько заданий:
1). Задание: на этой улице живут те, кто быстро починят утюг, стул, замок, часы. Что это за улица?
Дело мастера боится
2). Задание: а на этой улице вам помогут решить задачу, ответить на вопрос по физике, правильно выполнить упражнение по русскому языку. Что это за улица?
Ум хорошо, а два - лучше
3).Задание: А на этой улице такие ворота кривые, к крыша скосилась, конек голову вниз опустил. Народ окрестил эту улицу.
Посмешишь- людей насмешишь
4). Куда же нам дальше податься? У кого узнать? А вот и ответ. Можно спросить на улице.
Язык до Киева доведет.
5). Задание: На этой широкой улице с 2 переулками живут те, кто выращивает хлеб. Имя этой улицы… Кто проголодался?
Хлеб - всему голова
Хлеб - соль ешь, а правду режь
Хлеб – батюшка, вода – матушка
Молодцы, ребята, вы угадали и правильно назвали улицы в деревне.
б).
А теперь посмотрим на те интересные задания с красивыми вывесками.
Попробуйте по вывескам узнать, чему они предназначены.
1.Хорошая книга – не в тягость ,а в радость (библиотека) Усачева
2.Куда иголка, туда и нитка (ателье)
3.Куй железо, пока горячо (кузня)
4.Копейка – рубль бережет (банк)
5.Что написано пером, того не вырубить топором (почта)
6.Дорога – ложка к обеду (столовая)
в).
А сейчас, ребята зайдем в библиотеку, отдохнем в тишине. А чтобы вам не было скучно, возьмите ручки и запишите пословицы за 3-5 минут, посвященную труду и дружбе.
г).
Игра «Кто быстрее закончит пословицу». (оценивается ответ 5, 4, 3 балла)
На время:
Самый быстрый ответ – 5
Средний ответ – 4
Последний ответ – 3
I команда «Умники».
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Нашла коса на камень.
II команда «Всезнайки».
Договор дороже денег.
Без муки нет науки.
Терпение и труд все перетрут.
III Команда «Почемучки».
Двое пашут – семеро руками машут.
Ложка дёгтя бочку меда портит.
Без терпенья нет ученья.
2-ая остановка «Сказки и басни»
Ребята, а теперь отдохнем на лужайке в лесу. Мы видим предметы к сказкам и басням « Литературный аукцион» по басням и сказкам.
( Я буду показывать предметы, а вы должны угадать в каком произведении оно встречается).
Очки – «Мартышка и очки» (басня Крылова)
Хлеб – «Конек-горбунок»,
«Иван – крестьянский сын».
Зеркало – «Снежная королева» Андерсена,
«Сказка о мертвой царевне».
А.С.Пушкина
Роза- «Снежная королева»,
«Сказка о жабе и розе».
Куколка – «Василиса Прекрасная»,
Часы, блюдце - «Аленький цветочек»,
Гребень – «Иван царевич и серый волк»,
Кольцо – «Волшебное кольцо»,
Виноград – «Лисица и ворона» И.Крылова,
Сыр – «Лисица и ворона» И.Крылова,
Ноты – «Квартет» И.Крылова,
Молодцы, ребята, вы стравились с этим заданием.
Остановка № 3
«Любимые герои»
Задание:
О каком герое идет речь,
В каком произведении,
Кто его автор?
Гера стал преследовать сына Зевса с самого рождения.
( Геракл из древнего мира «Жизнь и подвиги Геракла»)
Он простёр к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб сменить их пыл безумный,
Мановением десницы.
Готчи Манито из «Песни о Гавате»
Терни Лонгорелло. Кузьминова.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным.
Ему было около 35 лет, и мы за то потичали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; Он казался русским, а носил иностранное имя .
Сильвио из повести «Выстрел» из цикла
«Повести Белкина» А.С.Пушкина.
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие свое и веселье.
Царь Иван Васильевич из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порте-Веккьо. Но о нем рассказывали, что в Корте, откуда он взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за человека опасного, как на войне, так и в любви.
Маттео Фальконе из Новеллы Проспера Мериме « Маттео Фильконе»
И между теми-то казаками,
Между Теми восьмью полками
Отборнее всех был первый
Полк, и полком тем предводил?
(Тарас Бульба)
Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Князь Оле из «песни о вещем Олеге» А.С.Пушкин.
Опусти нас в чисто поле,
Мы тебе, государю,
Прямые вести отведаем
И приведем тебе, государю,
Языка доброго.
Илья Муромец из былины «Богатырское слово»
Было ему радостно, что он англичан конфузил, а тульского мастера на точку вида поставил.
Платов-генерал в рассказе «Левша» Н.С. Лескова.
Молодцы, ребята!
Остановка №4
«Страна поэзии»
1). А сейчас, мы постараемся почитать наизусть. Я буду начинать, а вы продолжите чтение наизусть и если сможете, то ответьте, кто является автором стихотворения, как оно называется.
Молодцы, ребята !
А сейчас, за честь команды желающие прочитают наизусть внепрограммные стихи, по 5 баллов получают отвечающие оценки.
Молодцы, ребята!
- «Листок» М.Ю.Лермонтов
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря»
- Ф.И.Тютчев
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
- А.К.Толстой
«Край ты мой, родимый край
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!»
- А.А.Фет
«Печальная березка
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она».
- И.А.Бунин
«Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна».
- «Зимнее утро» А.С.Пушкин
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
- «Журавли» Н.А.Золобоцкий
«Вылетев из Африки в апреле
К берегам отческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавки.»
- «Русь» И.С.Никитин
«Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.»
- «Зимний вечер» А.С.Пушкин
«Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?»
5-я остановка
«Художественная галерея»
Ребята, художники от каждой команды приготовили рисунки по изученным произведениям. Каждый по очереди представляет свой рисунок и отвечает на вопрос:
- Кто от первой команды будет представлять свою работу?
– Какими способами Гоголь раскрывает характер Тараса ( при помощи портрета ( не подробного), поступков, речи, оценки другим персонажам и при помощи авторской характеристики)
Молодец, спасибо . (5 баллов.)
Кто от второй команды будет представлять свою работу?
- Какой художественной особенностью отличается былина? (автор использует художественный приём – гиперболу в образах богатырей и их противников, все они обязательно наделены фантастической силой).
Молодец, 5 баллов.
Кто от 3-ей команды будет представлять свою работу?
- какова главная тема баллады?
(главная тема баллады – тема судьбы).
Молодец, 5 баллов.
А сейчас слово предоставляется членам жюри для определения 1, 2, 3, места в нашей игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в литературу
Урок- обобщение по теме "Устное народное творчество" в 5 классе...
Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...
Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.
Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях....
Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена...
Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".
Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....
Путешествие по литературе XIX века
Мероприятие проходит в форме путешествия по станциям: "Пушкинская", "Онегинская". "Гоголевская", "Чичиковская", "Лермонтовская " и "Печорин...
Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"
В данном методическом материале показана работа по проектной технологии на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока рассматривается как реализация проектного об...