Путешествие в литературу
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему

Обобщающий урок по литературе. Повторение фольклора, поэзии, прозы за 5-7 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_puteshestvie.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Открытый урок на тему

«Литературное путешествие»

Подготовила: Туникова

Галина Николаевна

Г.Уссурийск 2012

Ребята, сегодня мы проведем необычный урок в форме соревнования, в котором будут участвовать 3 команды:

I ряд – «Умники»

II ряд - «Всезнайки»

III ряд – «Почемучки»

Соревнование будет проходить по 5 бальной системе. В состав жюри входят ученики 10 класса  - Аля, Валя, Яна. Они будут следить за вашими ответами и в конце урока определят места : I, II, III. Кроме того, чтобы у всех присутствующих создалось хорошее впечатление .

Итак, тема урока «Путешествие по сказочной стране, имя которой Литература».

Задачи путешествия:

Поскольку вы готовы к уроку заранее, повторяли изученный материал за 5,6 классы и полученные знания 7-го класса, то мы должны:

  1. Вспомнить пословицы и поговорки

Посмотреть как они применяются народом, какой смысл приобретают

      2)Вспомнить басни и сказки

      3)Прозу и поэзию, вспомнить любимых героев + постараемся прочитать наизусть.

      4) По рисункам наших «художников» узнать произведения, вспомнить главных героев.

Итак, в пути будут следующие остановки:

  1. «Пословицы и поговорки»
  2. «Сказки и басни»
  3. «Любимые герои»
  4. «Страна Поэзия»

Художественная галерея.

Ребята, представили, что мы едем в автобусе, что находимся в большой уютном салоне, сидим в удобных креслах. За окном мелькают леса,

Перелески, луга, поля, а вон там возле березовой рощи мы видим дома. Посмотрите, какие нарядные, с коньком на крыше. Эта деревня называется Поговоркина, в ней много улиц.

а).

Итак, первая остановка «Пословицы и поговорки», на которой мы выполним несколько заданий:

1). Задание: на этой улице живут те, кто быстро починят утюг, стул, замок, часы. Что это за улица?

Дело мастера боится

2). Задание: а на этой улице вам помогут решить задачу, ответить на вопрос по физике, правильно выполнить упражнение по русскому языку. Что это за улица?

Ум хорошо, а два - лучше

3).Задание: А на этой улице такие ворота кривые, к крыша скосилась, конек голову вниз опустил. Народ окрестил эту улицу.

Посмешишь- людей насмешишь

4). Куда же нам дальше податься? У кого узнать? А вот и ответ. Можно спросить на улице.

Язык до Киева доведет.

5). Задание: На этой широкой улице с 2 переулками живут те, кто выращивает хлеб. Имя этой улицы… Кто проголодался?

Хлеб - всему голова

Хлеб - соль ешь, а правду режь

Хлеб – батюшка, вода – матушка

Молодцы, ребята, вы угадали и правильно назвали улицы в деревне.

б).

А теперь посмотрим на те интересные задания с красивыми вывесками.

Попробуйте по вывескам узнать, чему они предназначены.

1.Хорошая книга – не в тягость ,а в радость (библиотека) Усачева

2.Куда иголка, туда и нитка (ателье)

3.Куй железо, пока горячо (кузня)

4.Копейка – рубль бережет (банк)

5.Что написано пером, того не вырубить топором (почта)

6.Дорога – ложка к обеду (столовая)

в).

А сейчас, ребята зайдем в библиотеку, отдохнем в тишине. А чтобы вам не было скучно, возьмите ручки и запишите пословицы за 3-5 минут, посвященную труду и дружбе.

г).

Игра «Кто быстрее закончит пословицу». (оценивается ответ 5, 4, 3 балла)

На время:

Самый быстрый ответ – 5

Средний ответ – 4

Последний ответ – 3

        I команда «Умники».

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь -  один раз отрежь.

Нашла коса на камень.

        II команда «Всезнайки».

Договор дороже денег.

Без муки нет науки.

Терпение и труд все перетрут.

        III Команда «Почемучки».

Двое пашут – семеро руками машут.

Ложка дёгтя бочку меда портит.

Без терпенья нет ученья.

                    2-ая остановка «Сказки и басни»

Ребята, а теперь отдохнем на лужайке в лесу. Мы видим предметы к сказкам и басням « Литературный аукцион» по басням и сказкам.

( Я буду показывать предметы, а вы должны угадать в каком произведении оно встречается).

Очки – «Мартышка и очки» (басня Крылова)

Хлеб – «Конек-горбунок»,

                        «Иван – крестьянский сын».

Зеркало – «Снежная королева» Андерсена,

«Сказка о мертвой царевне».

А.С.Пушкина

Роза- «Снежная королева»,

«Сказка о жабе и розе».

Куколка – «Василиса Прекрасная»,

Часы, блюдце -  «Аленький цветочек»,

Гребень – «Иван царевич и серый волк»,

Кольцо – «Волшебное кольцо»,

Виноград – «Лисица и ворона» И.Крылова,

Сыр – «Лисица и ворона» И.Крылова,

Ноты – «Квартет» И.Крылова,

Молодцы, ребята, вы стравились с этим заданием.

Остановка № 3

«Любимые герои»

Задание:

О каком герое идет речь,

В каком произведении,

Кто его автор?

Гера стал преследовать сына Зевса с самого рождения.

 ( Геракл из древнего мира «Жизнь и подвиги Геракла»)

Он простёр к ним сень десницы,

Чтоб смягчить их нрав упорный,

Чтоб сменить их пыл безумный,

Мановением десницы.

Готчи Манито из «Песни о Гавате»

Терни Лонгорелло. Кузьминова.

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным.

Ему было около 35 лет, и мы за то потичали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; Он казался русским, а носил иностранное имя .

Сильвио из повести «Выстрел» из цикла

«Повести Белкина» А.С.Пушкина.

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселье.

Царь Иван Васильевич из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порте-Веккьо. Но о нем рассказывали, что в Корте, откуда он взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за человека опасного, как на войне, так и в любви.

Маттео Фальконе из Новеллы Проспера Мериме « Маттео Фильконе»

И между теми-то казаками,

Между Теми восьмью полками

Отборнее всех был первый

Полк, и полком тем предводил?

(Тарас Бульба)

Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Князь Оле из «песни о вещем Олеге» А.С.Пушкин.

Опусти нас в чисто поле,

Мы тебе, государю,

Прямые вести отведаем

И приведем тебе, государю,

Языка доброго.

Илья Муромец из былины «Богатырское слово»

Было ему радостно, что он англичан конфузил, а тульского мастера на точку вида поставил.

Платов-генерал в рассказе «Левша» Н.С. Лескова.

Молодцы, ребята!

Остановка №4

«Страна поэзии»

1). А сейчас, мы постараемся почитать наизусть. Я буду начинать, а вы продолжите чтение наизусть и если сможете, то ответьте, кто является автором стихотворения, как оно называется.

Молодцы, ребята !

А сейчас, за честь команды желающие прочитают наизусть внепрограммные стихи, по 5 баллов получают отвечающие оценки.

Молодцы, ребята!

  1. «Листок» М.Ю.Лермонтов

«Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря»

  1. Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

  1. А.К.Толстой

«Край ты мой, родимый край

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!»

  1. А.А.Фет

«Печальная березка

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она».

  1. И.А.Бунин

«Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна».

  1. «Зимнее утро» А.С.Пушкин

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

  1. «Журавли» Н.А.Золобоцкий

«Вылетев из Африки в апреле

К берегам отческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавки.»

  1. «Русь» И.С.Никитин

«Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.»

  1. «Зимний вечер» А.С.Пушкин

«Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?»

5-я остановка

«Художественная галерея»

Ребята, художники от каждой команды приготовили рисунки по изученным произведениям. Каждый по очереди представляет свой рисунок и отвечает на вопрос:

  1. Кто от первой команды будет представлять свою работу?

– Какими способами Гоголь раскрывает характер Тараса ( при помощи портрета ( не подробного), поступков, речи, оценки другим персонажам и при помощи авторской характеристики)

     Молодец, спасибо . (5 баллов.)

Кто от второй команды будет представлять свою работу?

- Какой художественной особенностью отличается былина? (автор использует художественный приём – гиперболу в образах богатырей и их противников, все они обязательно наделены фантастической силой).

      Молодец, 5 баллов.

Кто от 3-ей команды будет представлять свою работу?

- какова главная тема баллады?

(главная тема баллады – тема судьбы).

      Молодец, 5 баллов.

А сейчас слово предоставляется членам жюри для определения 1, 2, 3, места в нашей игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в литературу

Урок- обобщение по теме "Устное народное творчество" в 5 классе...

Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...

Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.

Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле  и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях....

Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"

Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена...

Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".

Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....

Путешествие по литературе XIX века

Мероприятие  проходит в форме путешествия по станциям: "Пушкинская", "Онегинская". "Гоголевская", "Чичиковская", "Лермонтовская " и "Печорин...

Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"

В данном методическом материале показана работа по проектной технологии    на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока  рассматривается как реализация проектного об...