Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"
план-конспект урока по литературе на тему

Файзрахманова Эльмира Радиковна

Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_skazkam_i_istoriyam_andersena.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2

Высокогорского муниципального района РТ»

Ко дню рождения Х.К.Андерсена посвящается…

Урок – путешествие

по произведениям Х.К.Андерсена

в 5-ом классе

"В мире сказок и историй Х.К.Андерсена»

Урок разработала учитель

русского языка и литературы

Файзрахманова Эльмира Радиковна

  1. Актуализация.

Слово учителя: Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о дальних странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту: путешествуют по свету. Но всем известно, что путешествовать можно не только куда-то уезжая,  путешествовать человеку помогают книги.

    Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена.

Слайд № 1.  ( «Приглашение в путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена»)

А сначала, давайте познакомимся: я – Фея. Я буду вашим экскурсоводом в путешествии.

   Чтобы отправиться в такое странствие, нам никак не обойтись без волшебства.  С помощью  волшебной палочки я превращу вас в сказочных героев. (На головы учеников надеваются обручи с символами персонажей сказок  Андерсена.)

    С этого момента я буду вас называть вашими новыми именами: Король, Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Принцесса и т.д.

   Ребята, чтобы не заблудиться, нам понадобится карта: вот она, а передвигаться будем на Ласточке, которая помогла когда-то Дюймовочке. Она с удовольствием согласилась нам помочь.

Слайд №2.  («Карта путешествия по стране сказок и историй Х.К.Андерсена». Содержание: «Школа»,   «Материк встреч»,  «Остров Сокровищ»,   «Остров Находок»,  «Берег Театральный»,  «Школа»,  в самом центре карты изображение Ласточки.)

Ребята, вы готовы?

- Да!

-Тогда,  закрыв глаза,  считаем до трех.

-Раз! Два! Три!

2. Ход путешествия.

Первая остановка – Материк встреч.

Слайд № 3. (Содержание: Остановка - «Материк встреч».  Портрет сказочника)

Учитель: Ребята, мы с вами на Родине Х.К.Андерсена. А кто скажет, где родился наш любимый сказочник?

Учащиеся: В Дании.

Учитель: Правильно, он родился в далекой Дании. А где находится эта страна? Найдите ее на карте.  (На парте каждого ученика имеется карта мира.)

Слайд № 4.

На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. На этом полуострове и расположена маленькая скандинавская страна, которая называется – Дания. Здесь, в городе Оденсе, в 1805 году 2 апреля и родился великий сказочник.

Слайд № 4. (Отрывок из стихотворения Х.К.Андерсена  «Дания – моя родина»)

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна…»

    Это отрывок из стихотворения «Дания – моя родина»,  которое написал Х.К.Андерсен.

   Ребята, сколько лет исполнится сказочнику  2 апреля 2010 года?

Учащиеся:  205 лет.

Учитель:  Правильно, ребята. 2 апреля  2010 года  мы  будем праздновать юбилей Х.К.Андерсена.

Слайд № 5 (Содержание: портреты родителей Х.К.Андерсена).

Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Нельзя сказать, что они жили богато. Спал он в маленькой коморке, заставленной инструментами отца, но родители старались, чтобы их сын не чувствовал бедности. Отец, для которого сын был всем в жизни, в свободное время читал ему книжки, делал игрушки, рисовал картинки.  Мать следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет.

Слайд № 6.  (Детские фотографии сказочника).

   Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные компании. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.

Слайд № 7. (Содержание: фотографии с изображением Дома-музея Х.К.Андерсена).

   На узкой и тесной улочке Оденсе рядом с ветхим домиком, где родился Андерсен, находится Дом-музей его имени. Картины и фотографии на стенах комнат запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. На письменном столе бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках – плод 50-летней напряженной работы.

    Ребята, полетим дальше? Закрываем глаза и считаем.

   Следующую остановку мы сделаем на Острове сокровищ.

Слайд № 8. («Остановка – Остров Сокровищ»).

Учитель: Как вы думаете, о каких сокровищах мы будем говорить?

Учащиеся: Деньги, золото, миллионы…    книги.

Учитель: Мы будем говорить о книгах.  А почему книги называют сокровищами, как вы думаете?

Учащиеся:

  •  Потому что человек, который много читает, духовно богат, а это самое главное богатство для человека.
  • Человек с богатым внутренним миром интересен и в общении, он никогда не предаст  и не подведет.
  • Книга учит нас быть добрыми, смелыми…

Учитель: Правильно, именно такие качества в человеке развивают и воспитывают произведения Андерсена. Ребята, обратите внимание на выставку книг.  Слайд № 9 (Книги Х.Г.Андерсена).

Выставка книг:

Какие из них вы читали? Какие истории вам понравились больше всех? Почему? Чему они вас научили?

(Беседа с учащимися о прочитанных книгах.) Ребята, как вы думаете, откуда приходили  к Андерсену сказки?

Учащиеся: Отовсюду…

Учитель: Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены: какие странные герои! Куда девалось уважение к важным персонам?! Ведь король у него и вовсе голый! А принцесса из «Огниво» разъезжает не на  карете, а верхом на собаке и др.

Ребята, полетели дальше?

Следующая остановка – Берег Театральный.

Слайд № 10 («Остановка –Берег Театрльный»).

Учитель: Ребята, а вы знаете, что Х.К.Андерсен в детстве мечтал стать актером. Однажды отец сводил сына в театр на представление  и с того дня Х.К.Андерсен полюбил театр, но посещать его он часто не мог.  Он познакомился с расклейщиком афиш, и тот ему дарил афиши. Так у Ханса появилась новая забава: он читал название спектакля, и сам придумывал к ней сюжет.  Затем шил для кукол костюмы и устраивал спектакли.

   Но мальчик мечтал о большой сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, он отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца, но неуклюжего высокого парня не приняли в Королевский театр даже помощником актера.

    Ребята, а кем хотите стать вы?  Кто хочет стать актером театра или кино? Я приглашаю вас на импровизированную сцену. Мы сейчас с вами покажем отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

    Действующие лица: Дюймовочка, Жаба, Сын Жабы, Майский жук, Барышни-жуки. (Учащиеся одевают костюмы.)

Слайды со словами героев: (примерное содержание). Учащиеся читают и играют.

Слайд № 11.

Автор.  Раз ночью лежит Дюймовочка в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает Жаба. Большущая и мокрая.

Жаба. Вот славная женка моему сынку! – сказала она, схватила Дюймовочку и унесла к себе в болото.

Сын. Ква-ква-ква.

Автор. Дюймовочка проснулась.

Жаба. Вот – мой сыночек. Твой будущий муж. Славненько вы заживете у нас в болоте.

Дюймовочка. Я не хочу за него замуж.

Сын. Ква – ква- ква.

Слайд № 12.

Автор. Тут прилетел Майский Жук и унес Дюймовочку к себе на дерево.

Слайд № 13.

Барышни-жуки. У нее только две ножки! Смотреть жалко!

                                У нее даже усиков нет!

                                Фу! Какая у нее тоненькая талия! Как она безобразна!

Слайд № 16.

Майский Жук. Нет! И мне она не нравится!

Слайд № 15.

Автор. Жук посадил ее на ромашку, а сам улетел.

Дюймовочка заплакала. Какая я некрасивая, даже жуки надо мной смеются

Автор. А на самом деле она была так хороша, что краше и представить было нельзя: нежная, светлая, как розовый лепесток.

Занавес.

Учитель: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие актеры! А нам пора отправляться дальше.

Следующая остановка – Остров Находок.

 Слайд № 16 («Остановка – Остров Находок»).

Ой! Ребята, что это плавает в море. Это бутылка, а в ней записка. Давайте прочитаем, что же там написано? Я поняла, это шифр, разгадав который, мы сможем открыть эти коробочки.

1 шифр.

  • Она родственница фасоли.
  • Ее подложила старая королева под «20 тюфяков и 20 пуховиков»

  Учащиеся: Это горошина из сказки «Принцесса на горошине»

(В футляре для колец – горошина)

          2 шифр.

  • Это злак темного цвета.
  • Королева привязала этот мешочек на спину принцессе.

Учащиеся: Это гречневая крупа из сказки «Огниво».

(В атласном мешочке гречневая крупа)

3 шифр.

  • Из этого сшили платье королю. (Учитель делает вид, что достает ткань из коробочки)
  • Портные только делали вид, что шьют.

Учащиеся: Это воображаемая ткань из сказки «Новое платье короля»

4 шифр.

  • Она живет в Китае.
  • Вот, что прочитал император Китая в толстой книге: «В Китае много чудесного, но лучше всего маленькая птичка по имени…, которая живет в лесу близ императорского сада…»

Учащиеся: Это соловей из сказки «Соловей»

(В конверте изображение птицы.)

5 шифр.

  • В ней спала одна девочка.
  • Она была очень маленькая – с  дюйм.

Учащиеся: Это скорлупа грецкого ореха из сказки «Дюймовочка».

Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «дюйм»?

Учащиеся: «Дюйм» переводится как «большой палец», то есть девочка была с большой палец.

Учитель: Молодцы, ребята.  Мы прилетели в школу. На стенде висят ваши рисунки. Давайте, отгадаем:  каким произведениям они посвящены. Наше путешествие подошло к концу, но мы не прощаемся с увлекательным миром сказок и историй Х.К.Андерсена.

  1. Домашнее задание (на выбор).
  • Составить кроссворд по творчеству Х.К.Андерсена.
  • Написать продолжение или свою концовку одной из сказок.
  • Инсценировать отрывок из понравившейся сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие:"Самые известные водопады мира и России."

Урок -путешествие: "Самые известные водопады мира и России" можно использовать в 7-8 классах.Презентация позволяет познакомить учащихся с известными водопадами мира и России, способствует развитию поз...

Урок-путешествие по химии "В мире чудес"

Методическая разработка урока-путешествия по химии " В мире чедес" для учащихся начального и среднего звена....

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...