Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"
план-конспект урока по литературе на тему
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_skazkam_i_istoriyam_andersena.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2
Высокогорского муниципального района РТ»
Ко дню рождения Х.К.Андерсена посвящается…
Урок – путешествие
по произведениям Х.К.Андерсена
в 5-ом классе
"В мире сказок и историй Х.К.Андерсена»
Урок разработала учитель
русского языка и литературы
Файзрахманова Эльмира Радиковна
- Актуализация.
Слово учителя: Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о дальних странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту: путешествуют по свету. Но всем известно, что путешествовать можно не только куда-то уезжая, путешествовать человеку помогают книги.
Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена.
Слайд № 1. ( «Приглашение в путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена»)
А сначала, давайте познакомимся: я – Фея. Я буду вашим экскурсоводом в путешествии.
Чтобы отправиться в такое странствие, нам никак не обойтись без волшебства. С помощью волшебной палочки я превращу вас в сказочных героев. (На головы учеников надеваются обручи с символами персонажей сказок Андерсена.)
С этого момента я буду вас называть вашими новыми именами: Король, Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Принцесса и т.д.
Ребята, чтобы не заблудиться, нам понадобится карта: вот она, а передвигаться будем на Ласточке, которая помогла когда-то Дюймовочке. Она с удовольствием согласилась нам помочь.
Слайд №2. («Карта путешествия по стране сказок и историй Х.К.Андерсена». Содержание: «Школа», «Материк встреч», «Остров Сокровищ», «Остров Находок», «Берег Театральный», «Школа», в самом центре карты изображение Ласточки.)
Ребята, вы готовы?
- Да!
-Тогда, закрыв глаза, считаем до трех.
-Раз! Два! Три!
2. Ход путешествия.
Первая остановка – Материк встреч.
Слайд № 3. (Содержание: Остановка - «Материк встреч». Портрет сказочника)
Учитель: Ребята, мы с вами на Родине Х.К.Андерсена. А кто скажет, где родился наш любимый сказочник?
Учащиеся: В Дании.
Учитель: Правильно, он родился в далекой Дании. А где находится эта страна? Найдите ее на карте. (На парте каждого ученика имеется карта мира.)
Слайд № 4.
На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. На этом полуострове и расположена маленькая скандинавская страна, которая называется – Дания. Здесь, в городе Оденсе, в 1805 году 2 апреля и родился великий сказочник.
Слайд № 4. (Отрывок из стихотворения Х.К.Андерсена «Дания – моя родина»)
«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна…»
Это отрывок из стихотворения «Дания – моя родина», которое написал Х.К.Андерсен.
Ребята, сколько лет исполнится сказочнику 2 апреля 2010 года?
Учащиеся: 205 лет.
Учитель: Правильно, ребята. 2 апреля 2010 года мы будем праздновать юбилей Х.К.Андерсена.
Слайд № 5 (Содержание: портреты родителей Х.К.Андерсена).
Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Нельзя сказать, что они жили богато. Спал он в маленькой коморке, заставленной инструментами отца, но родители старались, чтобы их сын не чувствовал бедности. Отец, для которого сын был всем в жизни, в свободное время читал ему книжки, делал игрушки, рисовал картинки. Мать следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет.
Слайд № 6. (Детские фотографии сказочника).
Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные компании. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.
Слайд № 7. (Содержание: фотографии с изображением Дома-музея Х.К.Андерсена).
На узкой и тесной улочке Оденсе рядом с ветхим домиком, где родился Андерсен, находится Дом-музей его имени. Картины и фотографии на стенах комнат запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. На письменном столе бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках – плод 50-летней напряженной работы.
Ребята, полетим дальше? Закрываем глаза и считаем.
Следующую остановку мы сделаем на Острове сокровищ.
Слайд № 8. («Остановка – Остров Сокровищ»).
Учитель: Как вы думаете, о каких сокровищах мы будем говорить?
Учащиеся: Деньги, золото, миллионы… книги.
Учитель: Мы будем говорить о книгах. А почему книги называют сокровищами, как вы думаете?
Учащиеся:
- Потому что человек, который много читает, духовно богат, а это самое главное богатство для человека.
- Человек с богатым внутренним миром интересен и в общении, он никогда не предаст и не подведет.
- Книга учит нас быть добрыми, смелыми…
Учитель: Правильно, именно такие качества в человеке развивают и воспитывают произведения Андерсена. Ребята, обратите внимание на выставку книг. Слайд № 9 (Книги Х.Г.Андерсена).
Выставка книг:
Какие из них вы читали? Какие истории вам понравились больше всех? Почему? Чему они вас научили?
(Беседа с учащимися о прочитанных книгах.) Ребята, как вы думаете, откуда приходили к Андерсену сказки?
Учащиеся: Отовсюду…
Учитель: Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены: какие странные герои! Куда девалось уважение к важным персонам?! Ведь король у него и вовсе голый! А принцесса из «Огниво» разъезжает не на карете, а верхом на собаке и др.
Ребята, полетели дальше?
Следующая остановка – Берег Театральный.
Слайд № 10 («Остановка –Берег Театрльный»).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что Х.К.Андерсен в детстве мечтал стать актером. Однажды отец сводил сына в театр на представление и с того дня Х.К.Андерсен полюбил театр, но посещать его он часто не мог. Он познакомился с расклейщиком афиш, и тот ему дарил афиши. Так у Ханса появилась новая забава: он читал название спектакля, и сам придумывал к ней сюжет. Затем шил для кукол костюмы и устраивал спектакли.
Но мальчик мечтал о большой сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, он отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца, но неуклюжего высокого парня не приняли в Королевский театр даже помощником актера.
Ребята, а кем хотите стать вы? Кто хочет стать актером театра или кино? Я приглашаю вас на импровизированную сцену. Мы сейчас с вами покажем отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».
Действующие лица: Дюймовочка, Жаба, Сын Жабы, Майский жук, Барышни-жуки. (Учащиеся одевают костюмы.)
Слайды со словами героев: (примерное содержание). Учащиеся читают и играют.
Слайд № 11.
Автор. Раз ночью лежит Дюймовочка в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает Жаба. Большущая и мокрая.
Жаба. Вот славная женка моему сынку! – сказала она, схватила Дюймовочку и унесла к себе в болото.
Сын. Ква-ква-ква.
Автор. Дюймовочка проснулась.
Жаба. Вот – мой сыночек. Твой будущий муж. Славненько вы заживете у нас в болоте.
Дюймовочка. Я не хочу за него замуж.
Сын. Ква – ква- ква.
Слайд № 12.
Автор. Тут прилетел Майский Жук и унес Дюймовочку к себе на дерево.
Слайд № 13.
Барышни-жуки. У нее только две ножки! Смотреть жалко!
У нее даже усиков нет!
Фу! Какая у нее тоненькая талия! Как она безобразна!
Слайд № 16.
Майский Жук. Нет! И мне она не нравится!
Слайд № 15.
Автор. Жук посадил ее на ромашку, а сам улетел.
Дюймовочка заплакала. Какая я некрасивая, даже жуки надо мной смеются
Автор. А на самом деле она была так хороша, что краше и представить было нельзя: нежная, светлая, как розовый лепесток.
Занавес.
Учитель: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие актеры! А нам пора отправляться дальше.
Следующая остановка – Остров Находок.
Слайд № 16 («Остановка – Остров Находок»).
Ой! Ребята, что это плавает в море. Это бутылка, а в ней записка. Давайте прочитаем, что же там написано? Я поняла, это шифр, разгадав который, мы сможем открыть эти коробочки.
1 шифр.
- Она родственница фасоли.
- Ее подложила старая королева под «20 тюфяков и 20 пуховиков»
Учащиеся: Это горошина из сказки «Принцесса на горошине»
(В футляре для колец – горошина)
2 шифр.
- Это злак темного цвета.
- Королева привязала этот мешочек на спину принцессе.
Учащиеся: Это гречневая крупа из сказки «Огниво».
(В атласном мешочке гречневая крупа)
3 шифр.
- Из этого сшили платье королю. (Учитель делает вид, что достает ткань из коробочки)
- Портные только делали вид, что шьют.
Учащиеся: Это воображаемая ткань из сказки «Новое платье короля»
4 шифр.
- Она живет в Китае.
- Вот, что прочитал император Китая в толстой книге: «В Китае много чудесного, но лучше всего маленькая птичка по имени…, которая живет в лесу близ императорского сада…»
Учащиеся: Это соловей из сказки «Соловей»
(В конверте изображение птицы.)
5 шифр.
- В ней спала одна девочка.
- Она была очень маленькая – с дюйм.
Учащиеся: Это скорлупа грецкого ореха из сказки «Дюймовочка».
Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «дюйм»?
Учащиеся: «Дюйм» переводится как «большой палец», то есть девочка была с большой палец.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы прилетели в школу. На стенде висят ваши рисунки. Давайте, отгадаем: каким произведениям они посвящены. Наше путешествие подошло к концу, но мы не прощаемся с увлекательным миром сказок и историй Х.К.Андерсена.
- Домашнее задание (на выбор).
- Составить кроссворд по творчеству Х.К.Андерсена.
- Написать продолжение или свою концовку одной из сказок.
- Инсценировать отрывок из понравившейся сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие:"Самые известные водопады мира и России."
Урок -путешествие: "Самые известные водопады мира и России" можно использовать в 7-8 классах.Презентация позволяет познакомить учащихся с известными водопадами мира и России, способствует развитию поз...
Урок-путешествие по химии "В мире чудес"
Методическая разработка урока-путешествия по химии " В мире чедес" для учащихся начального и среднего звена....
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Урок – путешествие. ФГОС Тема: Путешествие в прошлое. (Из истории возникновения города Астрахани.)
Интегрированный урок по ФГОСу....