Путешествие в литературу
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок- обобщение по теме "Устное народное творчество" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_literaturu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры-путешествия в «Страну неписаной литературы» для 5 класса
по курсу устного народного творчества в рамках
недели русского языка и литературы.
Домашнее задание:
каждой команде подготовить не менее одного примера колыбельной песни, потешки, считалки, заклички, скороговорки, дразнилки, загадки, пословицы; вспомнить сказки.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы отправиться в заочное путешествие в страну неписаной литературы.
-Где же находится эта страна? Кто живет в этой стране?
Это мир устного народного творчества русского народа. Те простые русские люди, которые давным-давно пели песни, придумывали загадки, рассказывали сказки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки, загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались из уст в уста, от родителей к детям.
Сегодня мы вспомним только немногие пословицы, поговорки, загадки, сказки, потешки, считалки, скороговорки и дразнилки, но, может быть, некоторые из них вы запомните, а потом расскажете другим, - и вот снова заживет новой жизнью художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков.
-Для кого же создавались эти произведения литературы? Конечно, для детей!
1. Ребенок еще не умеет ни говорить, ни ходить, а ему уже поют колыбельные песни, из которых он узнает, что надо спать, не мешать взрослым работать.
- Каждая команда должна спеть по одной колыбельной песне. Если вспомнят еще несколько примеров, получат дополнительные очки.
А бабай, а бабай, ты, собаченька, не лай, и гудочек, не гуди, нашу Маню не буди.
Баю-баюшки.баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок.
2. Когда ребенок подрастал, начинал повторять слова, движения взрослых, взрослые придумывали для него побайки. Что же это такое? Известная нам новогодняя игра-песня «Шла коза по лесу» - не что иное, как побайка-потешка.
- Приведите по одному примеру побаек-потешек. ( Идет коза рогатая, рогатая, бодатая, кто кашу не будет есть, забодает-забодает; Ладушки-ладушки, где были, у бабушки. Чего ели- кашу, чего пили – бражку. Ели-поели – кыш! улетели!)
- Ребенок в 3-4 года знал уже много игр, чтобы и себя, и других занять. Ваша задача назвать как можно больше народных игр ( в том числе и детских). Каждая команда называет по одной игре.
- Гуси, золотые ворота, каравай, баба сеяла горох, коршун и цыплята, короли, сеять мак, лиса, камушек (щепочка), матушка (камушки), лапта, горелки, скалки (догонялки), прятки, жмурки, чехарда, городки, молчанки..
4. Так, игры мы вспомнили. А ведь во многих играх были ведущие.А чтобы их найти, надо сосчитаться. Кто сколько считалок знает? Эники-беники, ели вареники…
5. А что делать ребятам, когда идет дождь или стоят морозы? Ребята и здесь не скучают, добрую погоду зазывают.
- Назовите по одному примеру песен-закличек.(Бабочка-коробочка! Радуга-дуга!..)
6. Песенки-заклички не сразу действуют, иногда приходится ждать долго, поэтому не будем скучать, давайте скороговорки сказывать.
- Сначала каждая команда рассказывает свою скороговорку, потом я раздаю каждой команде по три скороговорки, вы читаете их 1минуту, а затем рассказываете всем на спор, у кого лучше получится.
7. А как вы думаете, есть ли польза от дразнилок? Например, рыжий-рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой! В данном случае – нет. А польза есть, когда дразнилка учит человека быть лучше.
- Ваша задача назвать такие дразнилки, которые бы не высмеивали, а поучали человека.
8. Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок..
Вы сейчас будете загадывать друг другу загадки. А теперь, чтобы набрать дополнительные очки, отгадайте мои сложные загадки.
9. У кого есть ответы на все случаи жизни: и когда горе, и когда радость. На всякое переживание, на любую новость откликнется, даст совет, утешит, развеселит пословица. Пословица – это яркое, образное выражение. Если я скажу: чем раньше ты будешь вставать, тем больше дел ты успеешь сделать, - разве это пословица?
А если так: На печи лежа генералом не будешь?
- Ваша задача: соединить части пословиц стрелками. А сейчас я прочитаю вам пословицы народов мира, а вы приведите мне синонимичные пары русских пословиц.
10. « В некотором царстве, в некотором государстве…» Эти слова для всех детей и взрослых звучат как позывные. Только услышишь, сразу узнаешь, о чем идет речь. А дальше речь пойдет.. о сказках, о самых любимых произведениях устного народного творчества.
Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы должны дать точное название сказки.
Вот и подошло к концу наше путешествие, хотя мы прошли путь изучения УНТ не полностью, т.к. еще не изучили былины, песни и частушки. Отправимся в путешествие в следующем году.
Всем спасибо за внимание,
За задор, веселый смех,
За огонь соревнования,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свидания!
До счастливых новых встреч!»
А теперь подводим итоги нашего конкурса.
Предоставляем слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...
Путешествие в литературу
Обобщающий урок по литературе. Повторение фольклора, поэзии, прозы за 5-7 классы....
Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.
Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях....
Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена...
Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".
Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....
Путешествие по литературе XIX века
Мероприятие проходит в форме путешествия по станциям: "Пушкинская", "Онегинская". "Гоголевская", "Чичиковская", "Лермонтовская " и "Печорин...
Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"
В данном методическом материале показана работа по проектной технологии на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока рассматривается как реализация проектного об...