Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Каплина Марина Владимировна

Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле  и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по литературе в 8 классе.

А.С.Пушкин на Донской земле.

ЦЕЛИ УРОКА:

- познакомить учащихся со страницами жизни поэта на Донской земле;

-  продолжить обучение комплексному анализу лирических произведений;

-  развивать интерес к дальнейшему изучению творчества Пушкина;

- способствовать развитию творческого воображения;

- продолжить работу по формированию чувства патриотизма на  материале литературного краеведения, связанного с именем А.С.Пушкина;

- формирование эстетического вкуса.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

 Слайды «Степь, Дон,…»

Вступление.

- Впечатляет? Какие мысли вызвали увиденные пейзажи?

Родная степь…

Бескрайние покосы

Кузнечики куют, как ковами,

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чем-то ковыли

Вдыхаю полной грудью терпкий запах,

И радостно кружится голова!

Бреду за солнцем по траве на запад,

Шепчу земле хорошие слова.

Поля мои, сады мои зеленые,

Мой тихий Дон, озера как моря.

Моя Донщина, солнцем прокаленная

Ты – сердце, ты кровинушка моя.

Эти проникновенные строки написал наш поэт – земляк Борис Куликов. Красота и величие донской земли вряд ли кого оставит равнодушным.

Вы знаете, ребята, ведь красота нашего края затронула душу поэта – А.С.Пушкина, который бывал на Дону проездом. Свои впечатления он потом выразил в стихотворениях. Говорят, что именно на берегу Таганрогского залива он увидел сказочное Лукоморье: «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…».

II. Тема, цель.

- Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что за окном осень – любимое время года поэта, потому, что разговор о Пушкине это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами жизни поэта, совершим путешествия по пушкинским метам на донской земле, познакомимся с его стихотворениями о нашем крае.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Семена Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.

«Пушкин – это всегда ----------------- и всегда ---------------.»

- Попробуйте сделать предложения, какие слова скрыты.

- «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна».

- Как вы понимаете высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

- Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача урока.

III. Основная часть.

1. Путешествие.

В 1820 году, когда Пушкин впервые побывал на Дону, ему был 21 год. За вольнолюбивые стихи он был сослан на юг, в глухой городишко Екатеринослав. Здесь его нашёл генерал Н.Н.Раевский, герой войны 1812 г.. Он уговорил генерала Инзова, своего боевого товарища, предоставить поэту отпуск для поправки здоровья; и вскоре кортеж из нескольких карет двинулся в сторону Кавказа, славившегося своими целебными источниками. Степной воздух, как целительный бальзам, вернул здоровье Александру Сергеевичу.

1) Первая остановка была в Таганроге. Пушкин и Раевские остановились в одном из лучших в городе каменном доме на Греческой улице. Поэт долго бродил по улицам, внимательно всё рассматривал.

2) Утром выехали в Ростов. Он в то время уже был городом, ещё не большим, но многонациональным и шумным, путешественники смотрели крепость Святого Дмитрия Ростовского с высокими бастионами, помнившими Суворова и Синявина, но уже потерявшими боевое значение.

В версте от крепости лежал  армянский город Нахичевань; путешественники прошли по торговым рядам, подивились обилию товаров и многоязыкой пестрой толпе.

Далее путь лежал в казачью станицу Аксайскую. Остановились на ночлег на конно-почтовой станции. Ее строения сохранились до наших дней, здесь теперь музей.

Побывали в новой столице Войска Донского в Новочеркасске. Войсковой атаман Андриан Карпович Денисов, боевой товарищ Раевского, встретил гостей у атаманского дворца. Во время обеда песенники из Атаманского полка исполняли казачьи песни. Поэт с интересом слушал залихватски протяжные и неслыханные им прежде мелодии.

На следующий день отправились в Старый Город (Старочеркасск). Атаман снарядил многовесельную шлюпку, чтобы гости увидели разлив Дона. Потом осматривали город. Многое здесь было связано с именами Разина, Булавина,  Пугачева. Правительство разжаловало город в простую станицу, чтобы вытравить дух казачьей вольницы, но казаки хранили в памяти песни и легенды об атаманах-бунтарях. Однако с приезжими держали ухо востро, ОТКАЗЫВАЛИСЬ ПЕТЬ, ДЕСКАТЬ «НЕ ВЕЛЕНО». Но, проникнувшись доверием к поэту, казаки исполнили несколько песен. Гости осмотрели девятиглавый Воскресенский собор, увидели железную цепь, на которую был посажен Разин перед отправкой в Москву. Некоторое время спустя путешественники, переехав Дон у стан. Аксайской, отбыли на Кавказ.

В другой раз Пушкин побывал в наших краях в 1829 году. На кавказских рубежах страны развернулись боевые действия против турок, и поэт, не получив разрешения, отправился в действующую армию. Зачем ему нужно было ехать на Кавказ? Там шли боевые действия. Неспокойно вели себя горцы. Воинственные черкесы нападали на небольшие отряды русских, забирали в плен солдат и продавали их в рабство. Пушкин называл две причины: первая – «ехать для свидания с братом и некоторыми из моих приятелей», вторая – «желание видеть войну и сторону малоизвестную».

В Новочеркасске он встретился с графом Мусиным – Пушкиным, и дальше они поехали вместе. В сальских степях встретил Пушкин девушку – калмычку, он посвятил ей стихотворение.

Чуть позже в Карсе с посланием «Калмычке» произойдет курьезный случай. На почтовой станции начальник-турок потребовал у поэта документ, дающий право на получение лошадей. Недолго думая, Александр Сергеевич вынул листок с этими стихами. Не знавший русского языка турок долго рассматривал «документ», но лошадей все же дал.

На театре военных действий Пушкин встречался с донскими казаками и даже сам побывал в бою. Но о своем мужественном поступке он умолчал. О храбрости поэта рассказал Ушаков в «Истории военных действий в Азиатской Турции в 1828-1829 гг.». Это было 14 июня 1829 года. Когда наши позиции атаковали турки, Пушкин в поэтическом порыве вскочил на лошадь и мгновенно очутился на наших аванпостах (передовой пост). Воодушевленный отвагой, он, схватив пику одного из убитых казаков, устремился против неприятельских всадников».

Командующий русской армией генерал Паскевич высоко оценил храбрость поэта, подарив ему турецкую саблю.  

Но для Пушкина более ценным был подарок донских казаков – нагайка (короткая ременная плеть). Поэт помнил отважных, простодушных сынов Дона и хранил казачью нагайку.

Вскоре здесь же Александр Сергеевич написал такие строки:

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку.

На походе, на войне

Сохранил я балалайку –

С нею рядом на стене

Я повешу и нагайку.

Что таиться от друзей –

Я люблю свою хозяйку,

Часто думал я об ней

И берег свою нагайку.

                           1829 г.

А на одной из страниц рукописей он изобразил себя в бурке и шляпе, с пикой наперевес скачущим в битву. Донцы охотно приняли в свою боевую семью странствующего поэта. Позднее, после возвращения с Кавказа, он был даже официально зачислен в казаки Таганрогского округа.

В своих записях Пушкин рассказывал как он в сопровождении донцов, отслуживших свой срок, возвращался на родину.

Вот уже колеса брички протарахтели по плашкоутному (понтонному) мосту в виду станицы Аксайской. После подъёма в гору показались приветливые строения конно-почтовой станции. А навстречу уже шагал смотритель, узнавший Пушкина и приветствовавший его.

Заказав ужин и умывшись, странствующий поэт присел у окна, любуясь широкой панорамой задонских далей, маячившим справа вдали Буян - островом, где по преданию Разин зарыл клад; вспоминал образы вольных жителей Дона, раздумывая об их полной романтики жизни. Вспоминал недавнее прошлое. Следом за ним на Дон должны были прийти победоносные казачьи полки. Складывались стихи:

      Дон

Блеща средь полей широких,

Вот он льется, здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

- Пушкину представилось, как по пути на родину казаки поят коней в пограничной реке Арпачай.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

- Радуясь возвращению станичников в родные края, поэт обращается к Дону со словами:

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников своих.

- Торопливо записав строки стихотворения, черкнув заглавие «Дон», Пушкин надел фрак и спустился к реке. Рыбаки зажгли костер, собираясь варить уху в большом казане. Казачки предложили ему купить свежей рыбы, но он отказался, шутливо заметив, что все равно не довезет ее до Петербурга, а сам шагнул к костру, попросил казаков что-нибудь спеть. Они охотно запели походные песни, среди которых поэт услышал нечто знакомое:

За решеткой железной в темнице золотой

Вскормлён в неволе орёлик молодой.

Кровавую пищу клюет он под окном.

Клюёт и бросает, сам смотрит в окно

- Давай, брат, давай речь задумаем одну.

Давай, брат, давай из неволи улетим.

Туда, брат, туда, где синеют моря,

Туда, брат, туда, где светлеет заря,

Туда, брат, туда, где маменька родна.

- Пушкин узнал свои стихи, но как переделали певцы, приспособив к складу своих песен, да и вместо абстрактного образа романтического узника появился образ реального казака, по-видимому, томящегося в турецком плену, тоскующего по родному Дону и милой маменьке, проводившей его в поход! Может, в этот момент в его сознании родилась строчка, ставшая крылатой: «Нет, весь я не умру!».

В Новочеркасске Александр Сергеевич задержался. Там он подружился со служивым людом. Побывал  в винном погребке, и в книжной лавке, где с ним произошёл забавный случай. Зайдя в книжную лавку, он поинтересовался:

- А есть у вас сочинения Пушкина?

Ему подали экземпляр.

- Сколько стоит эта книжка? – спросил Пушкин.

Торговец заломил неимоверно высокую цену, в 4-5 раз превышающую номинальную.

- Почему так дорого? – улыбаясь спросил Пушкин.

- А очень уж приятная книжка.

Случалось ли вам пить чай без сахара? – вдруг спросил торговец.

- Да ведь это очень неприятно.

- Ну, так вот, пойдите домой, возьмите эту книжку и велите налить себе чаю без сахара. Пейте чай и читайте эту книжку – будет так же сладко, как и с сахаром.

Но главным было творчество. Он приводил в порядок свои впечатления, работая над «Путешествие в Арзрум», сочиняя стихи. Одно стихотворение связано непосредственно с воспоминаниями о недавних боевых событиях, называется оно «Делибаш», что означает «отчаянный человек», «сорви голова»:

Перестрелка за холмами;

Смотрит лагерь их и наш;

На холме пред казаками

Вьётся красный делибаш.

Делибаш! Не суйся к лаве,

Пожалей свое житье;

Вмиг аминь лихой забаве:

Попадешься на копье.

Эй, казак! Не рвися к бою:

Делибаш на всем скаку

Срежет саблею кривою

С плеч удалую башку.

Мчатся, сшиблись в общем крике…

Посмотрите! Каковы?

Делибаш уже на пике,

А казак без головы.

-Такими были последние дни Пушкина на донской земле. Он уезжает, но в его памяти остается вольный Дон, его живописная природа и отчаянно смелые казаки со своими залихватски протяженными песнями. Бережно сохраняют жители Дона места, связанные с именем Пушкина.

Имя Александра Сергеевича Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в его прекрасных книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях.

В 1957 г., к 120-летию со дня смерти великого поэта на здании бывшей Аксайской почтовой станции установлена мемориальная доска с надписью:

В Новочеркасске на фасаде одноэтажного здания бывшей почтовой ямской станции на Советской улице также укреплена мемориальная доска, установлена она и в Таганроге на здании, в котором останавливался поэт.

В 1860 году в Ростове на одной из красивейших улиц – Пушкинской был торжественно открыт бронзовый памятник А.С. Пушкину. Поэт стоит, опершись о прибрежный камень, и задумчиво смотрит вдаль…

Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого русского человека, частицей сердец, частью нашей Родины.

IV. Анализ материала.

1. Беседа:

- Скажите, каково отношение Александра Сергеевича к Дону и донцам?

- Как выражает его поэт в своих стихах?

- Какие жизненные впечатления определили содержание стихотворений?

- Какие мысли, чувства и настроения, выраженные Пушкиным вы разделяете? Почему?

2. Анализ стихотворения «Был и я среди донцов»

- Прочитаем стихотворение.

- О чём рассказывает Пушкин?

- Какое настроение вызывают воспоминания у поэта? (рассказ о жестоких сражениях русских солдат и казаков с турками. С гордостью, что «гнал османов»… С радостью о подарке).

- Частью кого считает себя поэт?

- О чем напоминает нагайка?

- Что для него нагайка?

- Какую коллекцию пополнит?

- Как относится к нагайке?

- Как вы думаете почему каждое заканчивается словом нагайка?

- Какое местоимение употребляет Пушкин?

- Посчитайте, сколько раз?

- С какой целью? (Изобраз. сила личных мест. Придает оттенок искренней взволнованности).

- Скажите использует Пушкин в этом стихотворении эпитеты, метафоры, сравнения?

- Как вы думаете почему?

- Какой стих. Размер?

Почему такой?

3. Анализ стихотворения «Дон»

- Прочитаем стихотворение.

- Скажите, а какое оно по своей тональности?

- О чем пишет Пушкин?

- Какие чувства вызывает у поэта Дон, казаки?

- Скажите, что позволяет нам говорить о том, что Пушкин рад этой встрече?

- Чем для него стал Дон? Донская земля?

- Какой образ Дона он создаёт?

- Какие художественные средства помогают выразить отношение поэта к Дону, донской земле?

- Здесь есть эпитеты, которые создают облик Дона. Он «заветный». Значит сокровенный, задушевный, свято-хранимый, очень ценный».

- Одно слово, но какая глубина! Пушкин, может показаться, скуп в описании донского пейзажа. Но здесь многословность и не нужно, так как эти несколько слов очень глубоки по своему содержанию и  эмоциональности. Именно они позволяют увидеть красоту и богатство Донского края, его «полей широких», виноградников «сок кипучий, искрометный».

- Прислушаемся к ритму.

- Каким размером написано? (Ямб).

- Случайно ли это? (Нет).

- Что придает этот размер? (Динамичность).

Через ритмику поэт выразил нетерпение поскорее увидеть Дон. Позади много драматических моментов, поэтому так радостна встреча с Доном и искренна его любовь к донской земле.

- Как вы думаете, почему так легко и быстро родилось это стихотворение?

- Не знаю, каковы ваши ощущения но я, когда читаю или слышу эти строки, вижу синюю ленту тихого Дона, казаков, которые поят своих коней и преклоняюсь перед талантом поэта.

-  А что чувствуете вы?

4. Итог урока.

1. Вернемся к эпиграфу урока.

- Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»

- Какие открытия вы сделали?

- Какие тайны разгадали?

- Кто может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

2. Проверим?

- Пушкин бывал на Дону?

- Сколько раз Пушкин бывал на Дону?

- В каком городе он открыл Лукоморье?

- Девушке какой национальности посвятил стихотворение?

- Какова история появления рисунка «Пушкин с пикой?»

- Какова была цель поездки Пушкина на Кавказ?

- Какие черты характера Пушкина проявились?

- В каком городе с ним произошёл забавный случай в книжной лавке?

- Чем покорили его казаки?

ВЫВОД:     Пушкин – это наше национальное достояние.

Как внешний воздух, плеск реки,

Как первый снег в просторе синем,

То чудо сказочной строки

И гордой песни о России

Свободы, мужества полны,

Добра и чести гимны эти

В краях неведомых слышны

На пробудившейся планете.

Но необъятен океан,

Неисчерпаем мир поэта:

В его глубинах – тайна света,

Который нам, как солнце, дан…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс.А.С.Пушкин

Презентация по теме: "Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме". Презентация содержит 14 слайдов, включающих текстовую информацию и иллюстративный материал по т...

урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".

Данный конспект и  презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в  совершенных образцах литературных произв...

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...

Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".

Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....

Презентация к уроку литературы 7 класс А.С. Пушкин "Борис Годунов".

Два чувства дивно близки нам –В них обретает сердце пищу –Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробамА. С. Пушкин....