Софья Павловна - лицо драматическое. Так ли это? (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Тема: Софья Павловна - лицо драматическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_9_klasse.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Тема урока: Софья Павловна Фамусова – лицо драматическое. Так ли это?
Цель урока: дать социально-психологическую характеристику персонажам комедии.
Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальные сообщения учащихся.
Оборудование: портрет автора, текст пьесы, приложение.
Ход урока:
- Объявление темы и цели урока.
Учитель:
- Мы продолжаем анализировать комедию А.С.Грибоедова. В центре внимания сегодня будут Александр Чацкий, Алексей Молчалин и Софья Павловна. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях.
А что это за отношения, когда перед нами трое. Конечно же, это любовный треугольник, в центре которого Софья.
Итак, анализируя сюжетную линию, мы видим, что герои влюблены: годы странствий не охладили чувств Чацкого, Софья влюблена в Молчалина, а Молчалин признается в любви Лизе.
Выходит, нет взаимности, а значит, все герои несчастны, несвободны. Кого-то хочется поругать, обвинить, кому-то посочувствовать. И все вроде бы являются персонажами бытовой драмы.
Но мы с вами сегодня попробуем доказать, а почему Софья Павловна является драматическим лицом? И осмелимся закончить слова И.А.Гончарова «В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости…Но…»
(записываем тему урока в тетрадь)
- Анализ текста.
Учитель:
(работа в парах)
- Софья Павловна в центре внимания. Охарактеризуйте ее, подбирая 3-4 эпитета, «говорящих» о характере героини, о ее отношении к людям.
В помощь: цитаты из текста (см. приложение)
На работу 5 мин.
Проверка. В итоге на доске появляются эпитеты:
Влюбленная
Чувствительная
Умная
Готова к борьбе
Учитель:
А кто же ее кавалеры?
- Молчалин
На доске вы видите слова, которые его характеризуют. Докажите, что это все о нем?
(на работу 3 мин.)
На доске:
Безродный молчун
Услужливый подхалим
Обманщик
Проверка. Итог.
- Чацкий
- А о том, какой Чацкий, нам расскажет ученик.
( Ученик доказывает, что Чацкий влюбленный, честный, гордый, самоуверенный).
Учитель:
- Что мы видим? Умная и глубокая девушка предпочитает Чацкому бездушного карьериста Мочалина, да еще и пускает слух о безумии любящего ее человека, т.е. совершает предательство. Вы скажете:
- Она не понимает, что тот подхалим и обманщик, так как влюблена.
Но мы-то с вами должны доказать, почему Софья Павловна вообще обратила внимание на такой тип, откуда в ней это. И как вывод: Почему она является лицом драматическим? И здесь, конечно, нужно поговорить о воспитании героини.
Вопросы учащимся:
- В какой семье воспитывалась Софья? Чему ее учили? (обсуждение в парах 3 мин.)
(ответы учеников)
Вывод учителя:
- Мы видим, как Софья выходит замуж. Ее жизнь в браке не показана, но зато на примере других женских образов мы видим весь жизненный дамы: от девичества до глубокой старости.
Докажите, что девушку готовили к замужеству чуть ли не с пеленок, проанализировав таблицу.
На доске таблица:
КнягиниТугоуховские Наталья Дмитриевна Горич дамы, сформировавшие мнение света: Татьяна Юрьевна… графиня бабушка |
Вывод:
- Вот что перед глазами Софьи с детства, вот чем она живет, к чему готовится: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих и …в могилу.
Вопрос:
- Кто для этого ей подходит: Чацкий или Молчалин? (ответы учеников)
И когда Софья узнает о предательстве Молчалина, она, униженная и оскорбленная, гонит от себя недостойного возлюбленного. Вроде бы она не с Молчалиным, но все же у нее вырывается: «…В вас меньше дерзости, чем кривизны души».
- Что это значит? А это значит, что «кривизна души» Молчалина, т.е. подлость и обман, пугают ее меньше, чем дерзость Чацкого (а это прямота и честность). И какой вывод делает автор? (чтение монолога Чацкого).
- Все понятно. Софья в итоге все равно выберет такого же, как Молчалин.
3. Итоги урока
Учитель:
- Почему же Софья – драматический образ? Давайте закончим высказывание И.А.Гончарова.
( …но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие в этом обществе).
Вывод записываем в тетрадь
4. Домашнее задание
- А каков нравственный выбор в наши дни? ( письменный ответ в тетради)
Отметки за работу.
Приложение
Цитаты из текста.
- …Счастливые часов не наблюдают.. (разговор Софьи с Лизой)
- О Скалозубе:
…Он слова умного не выговорил сроду -
Мне все равно, что за него, что в воду…
- …Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости,- всегда застенчиво, несмело…
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? Чем заняты?...
Возьмет он руку, к сердцу жмет…
- (когда Молчалин упал с лошади)
Ах! боже мой! упал, убился!
(теряет чувства)
- Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога.
(обращение к Молчалину)
- Да что мне до кого? До них?
До всей вселенной!
Готова я была в окошко к вам прыгнуть.
(разговор с Молчалиным)
- …Быть может, батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбленной!
(слова Лизы о Софье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
Рабочая программа по предмету «Краеведение» 8 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна Учитель истории – Ренжина Лилия Павловна
Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении природного, исторического и культурного наследия. Сохранение и изучение наследия - долг...
Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс
Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....
Программа "Английский язык в лицах. Драматический кружок".
Программа "Английский язык в лицах. Драматический кружок" предназначен для учеников 7 класса в качестве дополнительного образования....
Урок- игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Ба! Знакомые все лица».
Проверить знания обучающихся, полученные при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»....