Софья Павловна - лицо драматическое. Так ли это? (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Боричева Наталья Юрьевна

 Урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Тема: Софья Павловна - лицо драматическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_9_klasse.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Тема урока: Софья Павловна Фамусова – лицо драматическое. Так ли это?

Цель урока: дать социально-психологическую характеристику персонажам комедии.

Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальные сообщения учащихся.

Оборудование: портрет автора, текст пьесы, приложение.

Ход урока:

  1. Объявление темы и цели урока.

Учитель:

- Мы продолжаем анализировать комедию А.С.Грибоедова. В центре внимания сегодня будут Александр Чацкий, Алексей Молчалин и Софья Павловна. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях.

А что это за отношения, когда перед нами трое. Конечно же, это любовный треугольник, в центре которого Софья.

Итак, анализируя сюжетную линию, мы видим, что герои влюблены: годы странствий не охладили чувств Чацкого, Софья влюблена в Молчалина, а Молчалин признается в любви Лизе.

Выходит, нет взаимности, а значит, все герои несчастны, несвободны. Кого-то хочется поругать, обвинить, кому-то посочувствовать. И все вроде бы являются персонажами бытовой драмы.

Но  мы с вами сегодня попробуем доказать, а почему Софья Павловна является драматическим лицом? И осмелимся закончить слова И.А.Гончарова «В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости…Но…»

(записываем тему урока в тетрадь)

  1. Анализ текста.

Учитель:

(работа в парах)

- Софья Павловна в центре внимания. Охарактеризуйте ее, подбирая 3-4 эпитета, «говорящих» о характере героини, о ее отношении к людям.

В помощь: цитаты из текста (см. приложение)

На работу 5 мин.

Проверка. В итоге на доске появляются эпитеты:

Влюбленная

Чувствительная

Умная

Готова  к борьбе

Учитель:

А кто же ее кавалеры?

  • Молчалин

               На доске вы видите слова, которые его характеризуют. Докажите, что это все о нем?

        (на работу 3 мин.)

         На доске:

        Безродный молчун

        Услужливый подхалим

        Обманщик  

Проверка. Итог.

  • Чацкий

- А о том, какой Чацкий, нам расскажет ученик.  

( Ученик доказывает, что Чацкий влюбленный, честный, гордый, самоуверенный).

Учитель:

- Что мы видим? Умная и глубокая девушка предпочитает Чацкому бездушного карьериста Мочалина, да еще и пускает слух о безумии любящего ее человека, т.е. совершает предательство. Вы скажете:

- Она не понимает, что тот подхалим и обманщик, так как влюблена.

Но мы-то с вами  должны доказать, почему Софья Павловна вообще обратила внимание на такой тип, откуда в ней это. И как вывод: Почему она является лицом драматическим? И здесь, конечно, нужно поговорить о воспитании героини.

Вопросы учащимся:

- В какой семье воспитывалась Софья? Чему ее учили? (обсуждение в парах 3 мин.)

(ответы учеников)

Вывод учителя:

- Мы видим, как Софья выходит замуж. Ее жизнь в браке не показана, но зато на примере других женских образов мы видим весь жизненный дамы: от девичества до глубокой старости.

Докажите, что девушку готовили к замужеству  чуть ли не с пеленок, проанализировав таблицу.

На доске таблица:

КнягиниТугоуховские        Наталья Дмитриевна  Горич         дамы, сформировавшие мнение света: Татьяна Юрьевна…        графиня бабушка

Вывод:

- Вот что перед глазами Софьи с детства, вот чем она живет, к чему готовится: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих и …в могилу.

Вопрос:

- Кто для этого ей подходит: Чацкий  или Молчалин? (ответы учеников)

И когда Софья узнает о предательстве Молчалина, она, униженная и оскорбленная, гонит от себя недостойного возлюбленного. Вроде бы она не с Молчалиным, но все же у нее вырывается: «…В вас меньше дерзости, чем кривизны души».

- Что это значит? А это значит, что «кривизна души» Молчалина, т.е. подлость и обман, пугают ее меньше, чем дерзость Чацкого (а это прямота и честность). И какой вывод делает автор? (чтение монолога Чацкого).

- Все понятно. Софья в итоге все равно выберет такого же, как Молчалин.

 3. Итоги урока

Учитель:

- Почему же Софья – драматический образ? Давайте закончим высказывание И.А.Гончарова.
( …но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие в этом обществе).

Вывод записываем в тетрадь

4.   Домашнее задание

- А каков нравственный выбор в наши дни? ( письменный ответ в тетради)

Отметки за работу.

Приложение

Цитаты из текста.

  1. …Счастливые часов не наблюдают.. (разговор Софьи с Лизой)

  1. О Скалозубе:

…Он слова умного не выговорил сроду -

Мне все равно, что за него, что в воду…

  1. …Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости,- всегда застенчиво, несмело…

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? Чем заняты?...

Возьмет он руку, к сердцу жмет…

  1. (когда Молчалин упал с лошади)

Ах! боже мой! упал, убился!

                      (теряет чувства)

  1. Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога.

                   (обращение к Молчалину)

  1. Да что мне до кого? До них?

До всей вселенной!

Готова я была в окошко к вам прыгнуть.

                    (разговор с Молчалиным)

  1. …Быть может, батюшка войдет!

Прошу служить у барышни влюбленной!

                   (слова Лизы о Софье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Рабочая программа по предмету «Краеведение» 8 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна Учитель истории – Ренжина Лилия Павловна

Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении природного, исторического и культурного наследия. Сохранение и изучение наследия - долг...

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....

Программа "Английский язык в лицах. Драматический кружок".

Программа "Английский язык в лицах. Драматический кружок" предназначен для учеников 7 класса в качестве дополнительного образования....

Урок- игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Ба! Знакомые все лица».

Проверить знания обучающихся, полученные при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»....