:Расширение лингвистического и культурологического кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках русского языка и литературы
проект по литературе на тему

Расширение лингвистического и культурологического  кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках  русского языка и литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Расширение лингвистического и культурологического  кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках  русского языка и литературы

Карасова А.К., учитель русского языка и литературы школы- гимназии №17 г.Актобе

1.Проблема

Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое привычное – язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, т.е. социализируется, поэтому изучение русского языка, используемого в Казахстане около 300 лет и являющегося языком межнационального общения, становится «не праздным занятием, но и насущной необходимостью»(А.И. Куприн). К сожалению, речевая культура русского языка испытывает значительные изменения. Всё большее место занимает телевидение, интернет, огромный поток англоязычной лексики, жаргонизмов и вульгаризмов, снижается интерес к художественной литературе. На этом основывается восприятие сиюминутного, а навыки осмысленной творческой работы с художественным текстом исчезают. В этом и заключается актуальность данной темы. Решение проблемы вижу в расширении лингвистического и культурологического кругозора на уроках русского языка и литературы.  

2.Цель

- внедрение в учебный процесс форм и методов,  расширяющих  лингвистический и культурологический кругозор учащихся 5-7 классов на уроках русского языка и литературы.
                                                         

3.Задачи

- выявление  уровня лингвистической   и культурологической компетенции учащихся 5 -7 классов, трудности её формирования; 
- определение наиболее важных для формирования лингвистической и культурологической  компетенции  форм и методов организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы;

-формирование лингвистической и культурологической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности и осознания себя как человека культуры.

               

Глава 1   Теория 

 

Лингвистическая и культурологическая компетенция

Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры и личности в процессе обучения и развитии личности. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества; невозможно развитие науки, техники, искусства. Знание языка отмечают русские пословицы: «Хорошую речь хорошо и слушать. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Писатель Л.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.» Роль учителя русского языка и литературы - помогать ученику овладеть языком, лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.    «Слово   -  одежда    всех   фактов,   всех    мыслей», - сказал М. Горький. С ответом на вопрос, как ученик владеет языком, связано введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка и литературы в школе.

     В общем виде компетенция – это объём знаний в какой-нибудь конкретной области. В лингвистике – это знание языка. Сам термин компетенция в лингвистику был введён американским учёным Ноамом Хомским в 1965 году для расширения круга лингвистических знаний.          

   Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и в конечном счете служат развитию личности школьника.

    В языкознании изучаются языковая, лингвистическая, коммуникативная и культурологическая компетенции.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.

Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании.

Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, а следовательно, функциональной грамотности.

Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно- нравственному опыту народа. Обозначив главной целью своего проекта внедрение в учебный процесс приемов и методов, расширяющих лингвистический и культурологический кругозор учащихся 5-7 классов на уроках русского языка и литературы, осознавая неразрывность связей в триаде язык – культура – общество, считаю важным формирование у учащихся лингвистической культурологической компетенций, обеспечивающих познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа и самооценки, осознание своей речевой деятельности и своего места в современном обществе.

Итак, лингвистическая компетенция… Что это за понятие?

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Но не только. Специфика преподавания русского языка в школе с русским языком обучения открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется, какие  аспекты являются наиболее острыми,  усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях. "О математике, физике, химии, биологии как науках, - пишет Н. М. Шанский, - учащиеся, выходя из школы, имеют известное представление, знакомы с видными учеными в соответствующей области, их открытиями и работами, русистика же для них сплошная терра инкогнита" .

   Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков.  К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений - классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа - аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор,

    Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задач развития личности - "учить мыслить". "Многие науки, - писал   К. Д. Ушинский, - обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты: грамматика начинает развивать самосознание человека!" Она "является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью... Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах"

   Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Существует три пути формирования лингвистической компетенции: 

-информационный;

-дискуссионный;

-творческий.

      Информационный путь позволяет учителю передать новую информацию с помощью чтения учебно-познавательных материалов о языковедах и научных открытиях, пересказа прочитанного, сообщений, свободных диктантов, изложений, бесед, лекций.

     Дискуссионный путь формирует личную позицию, собственную точку зрения по обсуждаемому, спорному вопросу.

    Творческий путь позволяет осмыслить вклад лингвистов в науку, оценить труды и открытия языковедов через сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью.

    Любой из названных путей включает различные этапы работы с новой информацией:

  1. этап ознакомления (здесь сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов),
  2. этап усвоения, который позволяет запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,
  3. этап интерпретации полученных сведений (основан на творческой переработке и самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики).

         А теперь рассмотрим понятие культурологической компетенции.

     Культура не может существовать вне своего носителя - человека. Он усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. При этом современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, поэтому культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно- нравственному опыту народа. Одна из составляющих понятия культурологическая компетенция – слово «культурологическая», производная от «культурология». Это новая развивающаяся наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном  развитии и взаимосвязи с другими системами и общества в целом. Для формирования культурологической компетенции необходима организация специальной деятельности, которая позволила бы рассматривать культуру как ценность, осознавать феномен культуры. Под «культурологической компетенцией» следует понимать сформированное качество личности, позволяющее субъекту:

А) ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;

Б) быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;

В) понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;

Г) общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.

Глава 2       Практика

Расширение лингвистического и культурологического кругозора на уроках русской словесности в 5-7 классах через формирование теоретико-литературных знаний и умений.

Изучив проблему, определившись с целями и задачами, твердо убеждена, что расширять лингвистический и культурологический кругозор у учащихся 5-7 классов на уроках русской словесности следует с развития знаний и умений учащихся  в области теории литературы.

 Теоретико – литературные знания необходимы учащимся  5-7 классов для дальнейшей самостоятельной работы над художественным текстом в старших классах. 5-7 классы являются пропедевтическими, предваряющими глубокое изучение литературы. Именно в этих классах интенсивно формируется интерес к чтению, воспитывается любовь к книге. Трудному искусству читать дети учатся именно в среднем звене. И очень важно сформировать это умение у наших «компьютерных» детей, не упустив времени.

В большинстве случаев дети не понимают, что теоретико-литературные знания  - обязательный элемент в учебном предмете «литература». Поэтому теоретико-литературные понятия не вызывают у них особого интереса.

В 5-7 классах изучаются  следующие теоретико-литературные понятия: об изобразительных средствах языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора и т.д.), литературном герое, портрете литературного героя, стихотворной и прозаической речи, стихотворных размерах, жанрах и родах литературы.

Как же владеют учащиеся этими знаниями?

На основе выборочной проверки, которая проводилась в конце 2010-2011 года, можно утверждать, что ученики 5 класса  не только знают, что такое, например, сравнение, но и могут найти его в тексте. Ученикам было предложено ответить на вопрос: «Какие сравнения в шестой главе рассказа  Л.Н.Толстого помогают представить Дину?». Только малая часть детей (6 из 63) ограничилась пересказом содержания шестой главы рассказа. Все остальные дети сумели выделить сравнения, помогающие представить горскую девочку, что и требовалось от них. Примерно такие же результаты в шестом классе. Семиклассникам предлагалось следующее задание: «Отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина (Полтавский бой). Объясните, какова роль метафор, эпитетов и сравнений в художественном описании боя и Петра I. Приведите примеры. Что помогает нам «услышать» гул сражения?». Семиклассники должны были не только  «увидеть» изобразительные средства языка, но и объяснить их значение в художественном произведении. В решении данного задания семиклассники ограничивались либо выпиской строк, посвященных Петру I , либо просто утверждением, что в данном отрывке есть метафоры, эпитеты, сравнения. И только некоторые учащиеся пытались выявить роль изобразительных средств языка в описании Петра I. Особенно затрудняет семиклассников анализ изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи и единстве с содержанием.

Это очень сложный процесс и окончательное усвоение понятий произойдет в 8 классе.

Но  этапе ознакомления, получив информацию о понятии изобразительно-выразительного средства, школьники переходят ко второму этапу  - усвоение (для формирования теоретико-литературных знаний в 5 классе следует научить учащихся узнавать в художественном тексте  то или иное изобразительно-выразительное средство, извлекать их из произведений, изучаемых на уроке литературы). Например, учащимся  было дано задание выписать из прочитанных ими художественных произведений предложения со сравнительными оборотами и определить, с помощью каких союзов они вводятся в предложение. Вот результат их работы:

«Дорога, как змеиный хвост, полна народу, шевелится. (А.С.П.)

Белей, чем горы снеговые, идет на запад облака. (М.Ю.Л.)

А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные, спят. (А. Майков)

Темный ельник снегами, как мехом, опушили седые морозы. (И. Бунин)

Золотые тучи, словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли.

                                                                               (Вс. Рождественский)

Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в мое окно. (Л. Татьяничева)

Листок этой травы внутри мохнатенький и пушистенький, как бархат. (Л.Н.Т.)

Держался он гордо, выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец.  (Е. Носов)

При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову, а его длинный хвост волочился по земле, как плащ. (Е. Носов)

Таким образом, сравнение – это один из наиболее часто используемых выразительных средств в художественном произведении. Оно может быть выражено с помощью  сравнительного оборота, который вводится в предложение союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, союзным словом ЧЕМ».

Пополняя картотеку метафор, учащиеся анализируют  рассказ В.Белова «Весенняя ночь». И вот результат:

«Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы (Вселенная сравнивается с конем, вставшем на дыбы);

Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов (сравнение с рекой, которая в весенний разлив выходит из берегов);

Никому не  известно, что творится в темном земном нутре (сравнение с организмом человека);

Пиршество лета (богатство даров лета сравнивается с богатым пиром);

Нити грибных дождей (струйки дождя сравниваются с тоненькими нитями)

Сковано белою снежною шубою (сравнение снежного покрова с шубой)

    Итак, в рассказе, занимающем полторы страницы, множество изобразительно-выразительных средств, не только метафор, но и сравнений, олицетворений, эпитетов. Мы убедились, насколько поэтичной может быть  проза, благодаря изобразительно-выразительным средствам».

    Также при фронтальной работе на этапе усвоения понятия на уроках литературы в 5-7 классах очень полезно проводить составление синканта.

 Синкант – это пятистрочие, строящееся следующим образом:

  1. понятие;
  2. определение ( какое понятие?)
  3. действие, производимое понятием (глаголы);
  4. высказывание, связанное с понятием;
  5. ассоциативный образ (можно рисунок).

            Например, синкант к слову подвиг:

  1. подвиг;
  2. яркий, запоминающийся, оставляющий след (в душе);
  3. запоминается, впечатляет, побуждает (к действию);
  4. Подвиг – «незримый прочный след в чужой душе на много лет»                    
  5. (Л.Мартынов)
  6. Вспышка яркой звезды (или молния) в темном небе.

      По результатам работы учащихся с художественным текстом создается картотека изобразительно-выразительных средств языка.

На этапе интерпретаций полученных сведений использую  следующие формы творческих заданий:

  • подготовка презентаций;
  • создание и защита проекта ( например, после изучения темы «Литературная сказка» в 5 классе, ученики сочиняли свои собственные сказки, по самой лучшей сказке («Кукурузинка», Бирзул Зарина, ученица 5 класса) под руководством учителя был написан сценарий и ребята, приготовив костюмы и декорации, показали инсценировку сказки);
  • организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке (например, вымышленный диалог между писателем и читателем на тему « Тропы. Сравнение»:

Писатель: В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения – образные выражения, основанные на сопоставлении  двух предметов:

Лед неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

(Н.А. Некрасов);

Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А.С. Пушкин)

Читатель: А я помню «Мойдодыра» К.И.Чуковского, где подушка, как лягушка, ускакала от грязнули. Или «Федорино горе». Там, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга.

Писатель: Да, наглядный пример! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности, хотя представляет собой простейшую форму образной речи.

Читатель: А я знаю, что к сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядочено, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл – символ идеального порядка, так же, как газ – символ хаоса».

Писатель: Однако, не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной. Надо уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П.Чехов писал: «У плохого поэта был стих: как саранча летел он на свиданье».

Читатель: Да, хотя сравнение и простейшая форма образной речи, но пользоваться ими  в сочинениях надо умело.)

Подобные формы работы на этапах  ознакомления, усвоения и интерпретации полученных знаний применяю и в 6-7 классах.

Художественная литература

         

 

           

На этапе усвоения теоретико-литературных понятий при изучении родов и жанров литературы целесообразно использовать работу со схемой. В ней показано соотношение родов и жанров литературы. Около схемы остается место для примеров, количество которых будет увеличиваться на протяжении учебного года.

Анализируя  эту схему, мы касаемся не только особенностей изображения человека и его жизни в том или ином произведении, но и приводим примеры, характеризующие понятия о жанрах литературы

В результате освоения начальных теоретико-литературных понятий учащиеся могут ориентироваться в художественном произведении, выявлять причинно-следственные связи между событиями на основе мотивировки поступков персонажей, обосновывать свое мнение о героях и событиях, объяснить, что заинтересовало, привлекло внимание и в чем, с их точки зрения, ценность книги.

   

 Расширение лингвистического и культурологического кругозора на уроках русского языка в 5-7 классах через  систему текстов 

 

 Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы

И одно из средств для достижения этого – работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться юные души. Но учитель должен помнить, что «лишь слову жизнь дана», значит он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать? 

    Современный ученик нуждается в духовно-нравственном ориентире. Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной, яркой судьбой и богатым внутренним миром,  достойным примером, повысить интерес к русскому языку, побудить к развитию языковой личности.

    Прекрасная возможность изучить этапы развития отечественной русистики, узнать имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь служению науке, - это  уроки русского языка и литературы, внеклассная работа по предмету. Результаты анкетного опроса показали, что учащиеся не имеют достаточного представления о научном вкладе русистов. Чаще всего из известных языковедов учащиеся называют М.В.Ломоносова и В.И.Даля, реже – С.И.Ожегова, не знают фамилии составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» и автора «Российской грамматики».

     Биографии и научные труды таких выдающихся личностей в русской лингвистике, как М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, должны быть знакомы учащимся. Рассказать о деятельности виднейших русистов можно и при повторении, изучая общие сведения о языке, на этапе ознакомления и во время проведения внеклассных мероприятий (в связи с юбилеями, знаменательными датами в истории русской лингвистической науки). Эти сведения обогащают знаниями по истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию учащихся и воспитывают нравственность. Данная работа позволит также сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, даст представление о языке как системе в целом, при этом учащиеся смогут лучше овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.

 Знакомясь с биографией и трудами ученых в области лингвистики, использую познавательные тексты научного стиля, которые можно использовать на уроках по теме «Употребление имен существительных», на этапе усвоения лингвистических понятий. Например:

   

Задание:  1.Выразительно прочитайте текст. Определите его стиль.

        Лев Владимирович Щерба (1880-1944) – крупнейший русский языковед. Его труды в области фонетики, лексикологии и лексикографии хорошо известны каждому лингвисту и до сих пор служат основой для научных исследований.

       Знаменитая фраза, придуманная Л.В.Щербой,   Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка   помогает понять грамматические законы русского языка, и в течение нескольких десятилетий на её основе учёные проводят разнообразные лингвистические эксперименты.

      Л.В.Щерба долгие годы был научным редактором школьных учебников русского языка, заботился о высоком уровне преподавания этого важнейшего предмета.

2. Выпишите из текста имена существительные, которые употребляются в книжной речи. Подчеркните существительные, являющиеся терминами лингвистики.

3. Спишите фразу    Глокая куздра… Попробуйте разобрать по членам предложения; охарактеризуйте морфологические признаки искусственно созданных существительных.

     Работая над текстом при изучении грамматических тем русского языка, я расширяю систему заданий, которые предполагают культурологический подход за счет осмысления заголовка текста, предугадывания содержания, структуры и смысла текста.

Включаю следующие задания:

1. По заголовку домыслить содержание текста, тип, стиль.

 2. Прочитать несколько заголовков текста, отметить в каком заголовке названа тема, в каком – тезис.

 3. Составить план текста, содержание которого прогнозируется заголовком, например, «Казахстан», «Бескрайние степи», «Справедливость», «Честность», «Порядочность».

На каждом уроке русского языка обращаюсь к текстам великих произведений. «А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» (Л.Н.Толстой).

     Заканчиваю работу с текстом практическим заданием: создание «памятника слову». В процессе этой работы учащиеся обращаются ко всем разделам русского языка, анализируют слово с точки зрения лексического значения, происхождения фонетического и морфемного состава, словоизменения и употребление в речи. На любом уроке такая работа  может проводиться в виде лингвистической разминки, она способствует формированию умения работать со словарями, строить свободные высказывания на лингвистическую тему. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом

-комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- тематические (речевые уроки);

- «самодиктанты»;

- лексические разминки;

- сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;

- редактирование текста;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- сравнение двух текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность  учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий:

- лингвистическая лаборатория;

- урок-практикум;

- урок – защита проектов;

- урок-тест;

- урок-конкурс;

- урок-игра.

Заключение

Теоретические положения, выводы и практические рекомендации при использовании методов и приемов для формирования лингвистической и культурологической компетенций школьников обеспечивает положительный эффект в развитии личности ученика.

Разработанный комплекс учебных заданий и текстов культурологического содержания,  поэтапное изучение теоретико-литературных понятий заметно расширяют кругозор учащихся 5-7 классов и обеспечивают формирование лингвистической и культурологической компетенций школьников, то есть обогащается словарный запас ученика, повышается процент самостоятельности в подготовке к уроку, в подборе интересного познавательного материала, интерес к чтению художественных произведений, повышается речевая культура и культура поведения; развиваются  интеллектуальные и творческие способности детей.

В труде учителя очень важно наметить правильный маршрут, а таким в данной теме являются нормы литературного языка  - языка художественных произведений, науки, газет, радио, телевидения. Знание этих норм необходимо каждому образованному человеку, а чтобы овладеть ими, требуются немалые усилия. Но этот труд благодарный, поскольку совершенствование речевой культуры неизменно сопровождает наше общее духовное развитие. Эта мысль заключена в замечательных словах Сабира Абдуллы: «Учите русский – годы кряду. С душой, с усердием, с умом!  Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом».

                                       

                                     

Литература:

  1. Микулинская М.А. «Развитие лингвистического мышления учащихся», М.,1989г.
  2. Розенталь Д. «Русский язык для школьников 5-9 классов.
  3. Путешествие в страну слов», М., 1995г.
  4. Беленький Г.И., Снежневская М.А. « Изучение теории литературы в  средней школе.»– М., 1983г.
  5. Одинцов В.В., «Лингвистические парадоксы», М., 1976г.
  6. Татаринова В.А. «О понятии лингвистической компетенции и путях ее формирования в школьном курсе русского языка» /Терминоведение/ -М.: Московский Лицей, 1997г.
  7. Антонова Е.С. «Тайна текста». Методические рекомендации к рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 7-8- классов. М.,2001г.
  8. Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория. 5-11 классы. М., 1995г.
  9. Гршецкая Т.В. Лингвистическая конференция учащихся // Русский язык в школе, 1998г., № 1
  10. Бабошкина Е.Б. «Целостный подход к развитию гуманитарных способностей школьников на уроках русского языка и литературы. Учебно-методическое пособие. Курган, 1998г.

     

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Система контроля учебных достижений учащихся 11- х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале" "

Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся  (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и к...

Лингвистический КВН для учащихся 6 класса

Такого рода совместные мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, умению потрудиться на свою команду, развивать упорство в достижении поставленной цели....

Лингвистический КВН для учащихся 6 классов

Цели мероприятия:формирование языковой компетенции учащихся;развитие логического мышления и интеллектуального уровня;воспитание любви к родному языку....

Лингвистический практикум для учащихся старших классов

Данный лингвистический практикум  посвящен граффити, ее эволюции сначала до нашего времени. Занятие  разработано с применением ИКТ и использу...

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.

Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфогр...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 9 класса учителя русского языка и литературы

Общий  план  работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 9В в течение учебного года учителя...