Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе
«Русский язык – мой любимый предмет»
Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.
Задачи:
- привить интерес к изучению русского языка;
- создать условия для воспитания любви и уважения к родному языку;
- научить ребят решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку;
- формировать и развивать командный дух.
Описание мероприятия. Это командная интеллектуальная игра соревновательного характера, направленная на развитие интеллекта, быстроты реакции, логики, находчивости и командного духа.
Место проведения: библиотека или любой просторный класс.
Организация. Формируются 2-3 команды из учеников 5-х классов, выбираются жюри из старшеклассников или учителей, которые следят за соблюдением дисциплины на мероприятии и подводят итоги после каждого конкурса.
План мероприятия
- Организационный момент. Приветствие, формирование команд. Каждая команда выбирает себе капитана и название.
2. Объявление темы и целей игры.
Слово учителя.
Добро пожаловать на нашу игру «Русский язык – мой любимый предмет».
Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе ученики 11 класса. Приветствуем жюри.
В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Кириллица» и «Алфавит».
Наша игра состоит из следующих конкурсов:
- Разминка.
- Игра «Дружная семья»
Игра с болельщиками
- Игра «Занимательные анаграммы».
- Игра «Устами младенца».
- Игра «Только в одном числе»
- Творческий конкурс «Юные художники».
- Подведение итогов игры.
Итак, мы начинаем.
1. Разминка.
Задание 1. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Очко засчитывается команде, которая первая ответит на вопрос.
Вопросы:
1. По шахматным полям ходит:
(А) царь; (Б) царевич; (В) король; (Г) королевич; (Д) сапожник.
2. Царица произвела на свет сразу двоих детей. Она родила…:
(А) двойку; (Б) двоицу; (В) двойню; (Г) двушку; (Д) пару.
3. Никто никогда не видел:
(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков; (Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.
4. В каком слове нет того корня, который есть в четырёх остальных?
(А) ежевечерний; (Б) ежевика; (В) ежегодный; (Г) еженедельник; (Д) ежеутренний.
5. Какой из глаголов содержит приставку по-?
(А) подобрать; (Б) подоить; (В) подослать; (Г) подорвать; (Д) подождать.
6. Цены растут как на....:
(А) бобах; (Б) грибах; (В) дрожжах; (Г) подбор; (Д) снежном коме.
2. Игра «Дружная семья»
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:
Т – ты – местоимение
Р – разве – частица
У – удивляться – глагол
Д – десять – числительное
О – ох – междометие
Л – легко – наречие
Ю – юла – существительное
Б – без – предлог
И – или – союз
Е – еловый – прилагательное
Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.
Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.
Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Игра с болельщиками. Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
- В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
- Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
- С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)
- Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
- С буквой Р она течёт,
С буквой П для вас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)
3. Игра «Занимательные анаграммы»
Учитель поясняет:
Анаграммы – это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.
Задача 1
Найдите анаграммы слов.
1 Зола (лоза)
2.Терка (катер)
3. Сила (лиса)
4. Право (повар)
5.Нива (вина)
6. Ямка (маяк)
7. Атлас (салат)
8. Среда (адрес)
Задача 2
Вставьте пропущенные буквы и затем укажите, какие пары слов являются анаграммами, а какие – нет.
Метка—м—кет
Медаль – м__дель
Щель – лещ__
Загон – г__зон
Мостик – м__скит
Цыган – ц__нга
Сборка – бр__сок
Набор – б__ран
Далее подсчитываются результаты каждой из команд. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
4. Игра «Устами младенца»
Учитель поясняет задание:
Необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое правильное слово – 1 балл.
Время для обдумывания – 1 минута.
- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
- Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
- Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР).
5. Игра «Только в одном числе»
Учитель вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Команды должны записывать слова, распределяя их по столбцам. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана.
За данное задание команда может получить 15 баллов. Каждая ошибка – минус 1 балл команде за выполнение этого задания.
6. Игра «Юные художники»
Комментарий учителя:
Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь, и нарисовать его.
Время на выполнение задания – 5 минут.
Максимальное количество балов – 10.
5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.
Учитель:
Наша игра «Русский язык – мой любимый предмет» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.
(Жюри подводит итог.)
Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. В завершение нашего мероприятия я хотела бы прочитать вам пару стихотворений, посвященных красоте и силе русского слова.
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я.Козловский)
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(Марк Лисянский)
Всем большое спасибо за активное участие в игре!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_rya_i_li_dlya_5_kl._russkiy_yazyk_-_moy_lyubimyy_predmet.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе
«Русский язык – мой любимый предмет»
Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.
Задачи:
- привить интерес к изучению русского языка;
- создать условия для воспитания любви и уважения к родному языку;
- научить ребят решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку;
- формировать и развивать командный дух.
Описание мероприятия. Это командная интеллектуальная игра соревновательного характера, направленная на развитие интеллекта, быстроты реакции, логики, находчивости и командного духа.
Место проведения: библиотека или любой просторный класс.
Организация. Формируются 2-3 команды из учеников 5-х классов, выбираются жюри из старшеклассников или учителей, которые следят за соблюдением дисциплины на мероприятии и подводят итоги после каждого конкурса.
План мероприятия
- Организационный момент. Приветствие, формирование команд. Каждая команда выбирает себе капитана и название.
2. Объявление темы и целей игры.
Слово учителя.
Добро пожаловать на нашу игру «Русский язык – мой любимый предмет».
Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе ученики 11 класса. Приветствуем жюри.
В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Кириллица» и «Алфавит».
Наша игра состоит из следующих конкурсов:
- Разминка.
- Игра «Дружная семья»
Игра с болельщиками
- Игра «Занимательные анаграммы».
- Игра «Устами младенца».
- Игра «Только в одном числе»
- Творческий конкурс «Юные художники».
- Подведение итогов игры.
Итак, мы начинаем.
1. Разминка.
Задание 1. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Очко засчитывается команде, которая первая ответит на вопрос.
Вопросы:
1. По шахматным полям ходит:
(А) царь; (Б) царевич; (В) король; (Г) королевич; (Д) сапожник.
2. Царица произвела на свет сразу двоих детей. Она родила…:
(А) двойку; (Б) двоицу; (В) двойню; (Г) двушку; (Д) пару.
3. Никто никогда не видел:
(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков; (Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.
4. В каком слове нет того корня, который есть в четырёх остальных?
(А) ежевечерний; (Б) ежевика; (В) ежегодный; (Г) еженедельник; (Д) ежеутренний.
5. Какой из глаголов содержит приставку по-?
(А) подобрать; (Б) подоить; (В) подослать; (Г) подорвать; (Д) подождать.
6. Цены растут как на....:
(А) бобах; (Б) грибах; (В) дрожжах; (Г) подбор; (Д) снежном коме.
2. Игра «Дружная семья»
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:
Т – ты – местоимение
Р – разве – частица
У – удивляться – глагол
Д – десять – числительное
О – ох – междометие
Л – легко – наречие
Ю – юла – существительное
Б – без – предлог
И – или – союз
Е – еловый – прилагательное
Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.
Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.
Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Игра с болельщиками. Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
- В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
- Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
- С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)
- Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
- С буквой Р она течёт,
С буквой П для вас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)
3. Игра «Занимательные анаграммы»
Учитель поясняет:
Анаграммы – это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.
Задача 1
Найдите анаграммы слов.
1 Зола (лоза)
2.Терка (катер)
3. Сила (лиса)
4. Право (повар)
5.Нива (вина)
6. Ямка (маяк)
7. Атлас (салат)
8. Среда (адрес)
Задача 2
Вставьте пропущенные буквы и затем укажите, какие пары слов являются анаграммами, а какие – нет.
Метка—м—кет
Медаль – м__дель
Щель – лещ__
Загон – г__зон
Мостик – м__скит
Цыган – ц__нга
Сборка – бр__сок
Набор – б__ран
Далее подсчитываются результаты каждой из команд. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
4. Игра «Устами младенца»
Учитель поясняет задание:
Необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое правильное слово – 1 балл.
Время для обдумывания – 1 минута.
- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
- Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
- Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР).
5. Игра «Только в одном числе»
Учитель вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Команды должны записывать слова, распределяя их по столбцам. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана.
За данное задание команда может получить 15 баллов. Каждая ошибка – минус 1 балл команде за выполнение этого задания.
6. Игра «Юные художники»
Комментарий учителя:
Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь, и нарисовать его.
Время на выполнение задания – 5 минут.
Максимальное количество балов – 10.
5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.
Учитель:
Наша игра «Русский язык – мой любимый предмет» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.
(Жюри подводит итог.)
Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. В завершение нашего мероприятия я хотела бы прочитать вам пару стихотворений, посвященных красоте и силе русского слова.
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я.Козловский)
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(Марк Лисянский)
Всем большое спасибо за активное участие в игре!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"
Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...
ЕГЭ-лабиринт по русскому языку (Интеллектуальная викторина для учащихся 11-х классов)
Интеллектуальная лингвистическая игра «ЕГЭ-ЛАБИРИНТ» позволяет в занимательной форме проверить ЗУН одиннадцатиклассников по русскому языку в решении открытых и закрытых тестов, даёт школьникам возможн...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...
Лингвистическая викторина для учащихся 6-7 классов "Крылатые выражения в английском и русском языках".
Лингвистическая викторина 6-7 классы...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...
"Смежные искусства" на уроках русского языка и литературы, бурятского языка и литературы
Технологическая система работы по использованию искусства на уроках, в том числе «смежных искусств», реализующая названные выше идеи строятся на следующих принципах:· принцип р...