"Красавица? ! ..." (урок литературы в 9 классе по рассказу И.А. Бунина "Красавица")
план-конспект урока (литература, 9 класс) на тему
Урок построен в соответствии с принципами технологии РКМ. Согласно этой технологии, тип урока – урок работы с художественным текстом.
Структура урока соответствует 3-м стадиям: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии.Согласно технологии РКМ на стадии вызова происходит мотивирование учащихся к работе с новой информацией, пробуждается интерес к теме посредством чтения притчи и использования приема выделения ключевых слов. А для того, чтобы вызвать на поверхность уже имеющиеся знания, используется прием «Мозговой штурм». Здесь оптимальна фронтальная работа (при создании гирлянды ассоциаций) и картинку - перевёртыш, к которой потом возвращаемся после анализа текста. Это помогает учащимся взглянуть на одного и того же персонажа по-разному. Формулировку темы идет от учащихся. Причем, тема сформулирована таким образом, что позволяет на стадии рефлексии применить прием «Я выбираю» - выбор знака завершения.
В качестве микровывода к стадии вызова и перехода на стадию осмысления - обращение к толковому словарю для выяснения значения ключевого слова «красивый».
На стадии осмысления главная задача состоит в поддержании возникшего интереса учащихся.
Происходит соотнесение уже известной и новой информации при анализе образов текста, что позволяет учащимся определить собственную позицию по отношению к изучаемому тексту, а также проецировать собственный социальный опыт на события, происходящие в жизни героев произведения. Этому способствует создание кластеров. Распечатанный материал, полученный членами каждой группы, позволяет проводить частичную маркировку текста.
Используемый прием демонстрации зрительного ряда, совмещённый с чтением текста тематического содержания позволяет учащимся заново обратиться к ключевым словам урока, которые станут потом основой синквейнов.
Тем самым обусловлен переход к завершающей стадии урока – стадии размышления-рефлексии. Здесь ученики уже преломляют полученную информацию через собственное восприятие.
Композицию урока можно считать кольцевой, так как образ ЗЕРКАЛА, возникающий ещё в притче в начале урока и завершающий урок, уже закрытое синквейнами ребят, помогает им осознать значимость не только той красоты, которую можно увидеть снаружи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bunin.rar | 865.72 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А.Бунин «Красавица»
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
28 сентября 1940
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....
Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....