Факультатив "Основы литературоведческого анализа"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Ирина Евгеньевна Абраменко

Данный курс разработан с целью подготовки к ЕГЭ по литературе (10-11 классы). Представлено планирование на 34 и 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_literaturovedcheskogo_analiza_analiza.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                           Утверждаю

на заседании методсовета                                                                                            Директор школы      

Протокол №_____ от __________ 2012 г                                                                     ______________

Председатель методсовета                                                                                               Т.А. Полякова      

 ________________                                                                                           «____»__________ 2012г        

Факультативный  курс

«Основы литературоведческого анализа»                                                                                                                                                    


      Пояснительная записка

  Курс рассчитан на 34 часа в год, один час в неделю.

Предметом изучения  курса «Основы литературоведческого анализа» являются основные категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.

 

Цели курса:

- повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;

- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;

- строить речевое высказывание в письменной и устной форме;

- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности ученика;

- формировать необходимые навыки и умения для сдачи единого государственного экзамена по литературе.

Задачи курса:

- систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на практическом уровне;

- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

- формирование умения самостоятельно анализировать произведение;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся,

- содействие в области профессионального самоопределения.

Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы 19 – 20 веков. Упор делается на текстуальное изучение произведений.

 

Итогом изучения курса становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа-миниатюры или стихотворения.  

 

№ занятия

Тема занятия

Тема кодификатора ЕГЭ

Практическая работа

Литературный материал

Срок прове-дения

1

Что такое анализ литературного произведения

1.1

2

Форма и содержание произведения

1.4

Выделение и систематизация элементов художественного текста

Стихотворения А.Фета, И.Бунина

3

Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция)

1.7

1.8

1.13

Выделение и систематизация элементов художественного текста

И.С.Тургенев «Нищий»

4

Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт)  

1.8

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.С. Пушкин «Дубровский»

5

Элементы текста, носящие содержательный характер (характер, обстоятельства, идея, проблема).

1.8

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.С. Пушкин «Дубровский»

6

Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки.

1.5

1.8

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

7,8

Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула.

1.8

А.С. Пушкин «Выстрел»

9

Источники сюжетов. Функции сюжета. Компоненты сюжета.

1.8

Выделение и систематизация компонентов сюжета

А.С. Пушкин «Выстрел»

10,11

Композиция художественного произведения. Композиционные приемы.  

1.8

Выделение и систематизация элементов композиции

М.А. Шолохов «Судьба человека»

12

Роль и место конфликта в поэтике произведения.  

1.8

13

Конфликт в драматическом произведении

1.8

А.Н. Островский «Гроза»

14,15

Художественный образ.

1.3

Выделение и систематизация элементов художественного образа

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

16

Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе.

1.8

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

17-19

Анализ эпизода драматического произведения

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.Н. Островский «Гроза»

20,21

Пейзаж и его функции. Характеристика пейзажа. Функции пейзажа.

1.8

Выделение и систематизация элементов пейзажа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

22

Функция портрета в художественном произведении.  

1.8

Выделение и систематизация элементов портрета

М.А. Шолохов «Судьба человека»

23,24

Художественная деталь. Символ.   Отличие символа от аллегории.

1.9

Выделение художественных деталей текста.

И.А. Гончаров «Обломов»

Басни И.А. Крылова

25,26

Роды и виды литературы. Особенности анализа каждого рода.

1.7

27-30

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

1.12

Выделение и систематизация средств выразительности

Стихотворения русских поэтов

31-34

Анализ эпизода прозаического произведения

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

35

Лирический герой. Автор в лирике

1.5

Стихотворения русских поэтов

36,37

Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика

1.14

Анализ размера, рифмы, строфики

Стихотворения русских поэтов

38-40

Основы стиховедения. Фонетический, лексический, морфологический, синтаксический уровень анализа

1.14

Выделение различных уровней анализа стихотворения

Стихотворения русских поэтов

41-68

Комплексный анализ   художественного текста

Рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина

Стихотворения А. Ахматовой,

А. Блока,

 Б. Пастернака,

 А. Твардовского и др.

№ заня-тия

Тема занятия

Тема кодификатора ЕГЭ

Практическая работа

Литературный материал

Срок прове-дения

1

Лирический герой. Автор в лирике

1.5

Стихотворения русских поэтов

2

Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика

1.14

Анализ размера, рифмы, строфики

Стихотворения русских поэтов

 3

Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика

1.14

Анализ размера, рифмы, строфики

Стихотворения русских поэтов

4

Основы стиховедения. Фонетический уровень анализа

1.14

Выделение фонетического уровня анализа стихотворения

Стихотворения русских поэтов

5

Основы стиховедения.   Лексический, морфологический уровень анализа

1.14

Выделение лексического и морфологического уровня  анализа стихотворения

Стихотворения русских поэтов

6

Основы стиховедения.   Синтаксический уровень анализа

1.14

Выделение синтаксического уровня  анализа стихотворения

Стихотворения русских поэтов

7

Комплексный анализ   художественного текста

А.С. Пушкин «К Чаадаеву»

8

Комплексный анализ   художественного текста

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

9

Комплексный анализ   художественного текста

А.С. Пушкин «Вновь я посетил»

10

Комплексный анализ   художественного текста

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

11

Комплексный анализ   художественного текста

М.Ю. Лермонтов «Вхожу один я на дорогу»

12

Комплексный анализ   художественного текста

Ф. Тютчев «К.Б.»

13

Комплексный анализ   художественного текста

Ф.И. Тютчев «Silentium!»

14

Комплексный анализ   художественного текста

А. Фет «Ещё ночь»

15

Комплексный анализ   художественного текста

А.  Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

16

Комплексный анализ   художественного текста

А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины»

17

Комплексный анализ   художественного текста

Б. Пастернак «Гамлет»

18

Комплексный анализ   художественного текста

Б. Пастернак «Сосны»

19

Комплексный анализ   художественного текста

А. Ахматова «Родная земля»

20

Комплексный анализ   художественного текста

Стихотворение М.Цветаевой «Моим стихам…»

21

Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция)

1.7

1.8

1.13

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.П. Чехов «Дама с собачкой»

22

Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, идея, проблема)  

1.8

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.С. Пушкин «Дубровский»

 23

Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки.

1.5

1.8

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

24

Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула.

1.8

А.С. Пушкин «Выстрел»

25

Композиция художественного произведения. Композиционные приемы.  

1.8

Выделение и систематизация элементов композиции

М.А. Шолохов «Судьба человека»

26

Конфликт в драматическом произведении

1.8

А.Н. Островский «Гроза»

27

Художественный образ.

1.3

Выделение и систематизация элементов художественного образа

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

28

Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе.

1.8

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

29

Анализ эпизода драматического произведения

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.Н. Островский «Гроза»

30

Пейзаж и его функции.  

1.8

Выделение и систематизация элементов пейзажа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

31

Функция портрета в художественном произведении.  

1.8

Выделение и систематизация элементов портрета

М.А. Шолохов «Судьба человека»

32

Художественная деталь. Символ.   Отличие символа от аллегории.

1.9

Выделение художественных деталей текста.

И.А. Гончаров «Обломов»

Басни И.А. Крылова

33

Защита проектов

34

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»

Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...

Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"

Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...

Литературоведческий анализ лирического стихотворения.

Стихотворение А.А. Фета "Заря прощается с землёю..."...

Литературоведческий анализ художественного текста

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самост...

Методика и практика литературоведческого анализа

Целостный анализ произведений А. С. Пушкина "Капитанская дочка", М. Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу..."...

Литературоведческий анализ

Литературоведческий анализ...