Факультатив "Основы литературоведческого анализа"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме
Данный курс разработан с целью подготовки к ЕГЭ по литературе (10-11 классы). Представлено планирование на 34 и 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_literaturovedcheskogo_analiza_analiza.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методсовета Директор школы
Протокол №_____ от __________ 2012 г ______________
Председатель методсовета Т.А. Полякова
________________ «____»__________ 2012г
Факультативный курс
«Основы литературоведческого анализа»
Пояснительная запискаКурс рассчитан на 34 часа в год, один час в неделю.
Предметом изучения курса «Основы литературоведческого анализа» являются основные категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Цели курса:
- повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;
- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;
- строить речевое высказывание в письменной и устной форме;
- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности ученика;
- формировать необходимые навыки и умения для сдачи единого государственного экзамена по литературе.
Задачи курса:
- систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на практическом уровне;
- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;
- формирование умения самостоятельно анализировать произведение;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся,
- содействие в области профессионального самоопределения.
Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы 19 – 20 веков. Упор делается на текстуальное изучение произведений.
Итогом изучения курса становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа-миниатюры или стихотворения.
№ занятия | Тема занятия | Тема кодификатора ЕГЭ | Практическая работа | Литературный материал | Срок прове-дения |
1 | Что такое анализ литературного произведения | 1.1 | |||
2 | Форма и содержание произведения | 1.4 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | Стихотворения А.Фета, И.Бунина | |
3 | Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция) | 1.7 1.8 1.13 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | И.С.Тургенев «Нищий» | |
4 | Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт) | 1.8 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | А.С. Пушкин «Дубровский» | |
5 | Элементы текста, носящие содержательный характер (характер, обстоятельства, идея, проблема). | 1.8 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | А.С. Пушкин «Дубровский» | |
6 | Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки. | 1.5 1.8 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» | ||
7,8 | Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. | 1.8 | А.С. Пушкин «Выстрел» | ||
9 | Источники сюжетов. Функции сюжета. Компоненты сюжета. | 1.8 | Выделение и систематизация компонентов сюжета | А.С. Пушкин «Выстрел» | |
10,11 | Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов композиции | М.А. Шолохов «Судьба человека» | |
12 | Роль и место конфликта в поэтике произведения. | 1.8 | |||
13 | Конфликт в драматическом произведении | 1.8 | А.Н. Островский «Гроза» | ||
14,15 | Художественный образ. | 1.3 | Выделение и систематизация элементов художественного образа | И.А. Бунин «Чистый понедельник» | |
16 | Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе. | 1.8 | И.А. Бунин «Чистый понедельник» | ||
17-19 | Анализ эпизода драматического произведения | А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский «Гроза» | |||
20,21 | Пейзаж и его функции. Характеристика пейзажа. Функции пейзажа. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов пейзажа | Л.Н. Толстой «Война и мир» | |
22 | Функция портрета в художественном произведении. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов портрета | М.А. Шолохов «Судьба человека» | |
23,24 | Художественная деталь. Символ. Отличие символа от аллегории. | 1.9 | Выделение художественных деталей текста. | И.А. Гончаров «Обломов» Басни И.А. Крылова | |
25,26 | Роды и виды литературы. Особенности анализа каждого рода. | 1.7 | |||
27-30 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы | 1.12 | Выделение и систематизация средств выразительности | Стихотворения русских поэтов | |
31-34 | Анализ эпизода прозаического произведения | Л.Н. Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М.А. Шолохов «Тихий Дон» | |||
35 | Лирический герой. Автор в лирике | 1.5 | Стихотворения русских поэтов | ||
36,37 | Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика | 1.14 | Анализ размера, рифмы, строфики | Стихотворения русских поэтов | |
38-40 | Основы стиховедения. Фонетический, лексический, морфологический, синтаксический уровень анализа | 1.14 | Выделение различных уровней анализа стихотворения | Стихотворения русских поэтов | |
41-68 | Комплексный анализ художественного текста | Рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина Стихотворения А. Ахматовой, А. Блока, Б. Пастернака, А. Твардовского и др. |
№ заня-тия | Тема занятия | Тема кодификатора ЕГЭ | Практическая работа | Литературный материал | Срок прове-дения |
1 | Лирический герой. Автор в лирике | 1.5 | Стихотворения русских поэтов | ||
2 | Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика | 1.14 | Анализ размера, рифмы, строфики | Стихотворения русских поэтов | |
3 | Основы стиховедения. Размер, рифма, строфика | 1.14 | Анализ размера, рифмы, строфики | Стихотворения русских поэтов | |
4 | Основы стиховедения. Фонетический уровень анализа | 1.14 | Выделение фонетического уровня анализа стихотворения | Стихотворения русских поэтов | |
5 | Основы стиховедения. Лексический, морфологический уровень анализа | 1.14 | Выделение лексического и морфологического уровня анализа стихотворения | Стихотворения русских поэтов | |
6 | Основы стиховедения. Синтаксический уровень анализа | 1.14 | Выделение синтаксического уровня анализа стихотворения | Стихотворения русских поэтов | |
7 | Комплексный анализ художественного текста | А.С. Пушкин «К Чаадаеву» | |||
8 | Комплексный анализ художественного текста | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | |||
9 | Комплексный анализ художественного текста | А.С. Пушкин «Вновь я посетил» | |||
10 | Комплексный анализ художественного текста | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | |||
11 | Комплексный анализ художественного текста | М.Ю. Лермонтов «Вхожу один я на дорогу» | |||
12 | Комплексный анализ художественного текста | Ф. Тютчев «К.Б.» | |||
13 | Комплексный анализ художественного текста | Ф.И. Тютчев «Silentium!» | |||
14 | Комплексный анализ художественного текста | А. Фет «Ещё ночь» | |||
15 | Комплексный анализ художественного текста | А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…» | |||
16 | Комплексный анализ художественного текста | А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины» | |||
17 | Комплексный анализ художественного текста | Б. Пастернак «Гамлет» | |||
18 | Комплексный анализ художественного текста | Б. Пастернак «Сосны» | |||
19 | Комплексный анализ художественного текста | А. Ахматова «Родная земля» | |||
20 | Комплексный анализ художественного текста | Стихотворение М.Цветаевой «Моим стихам…» | |||
21 | Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция) | 1.7 1.8 1.13 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | А.П. Чехов «Дама с собачкой» | |
22 | Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, идея, проблема) | 1.8 | Выделение и систематизация элементов художественного текста | А.С. Пушкин «Дубровский» | |
23 | Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки. | 1.5 1.8 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» | ||
24 | Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. | 1.8 | А.С. Пушкин «Выстрел» | ||
25 | Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов композиции | М.А. Шолохов «Судьба человека» | |
26 | Конфликт в драматическом произведении | 1.8 | А.Н. Островский «Гроза» | ||
27 | Художественный образ. | 1.3 | Выделение и систематизация элементов художественного образа | И.А. Бунин «Чистый понедельник» | |
28 | Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе. | 1.8 | И.А. Бунин «Чистый понедельник» | ||
29 | Анализ эпизода драматического произведения | А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский «Гроза» | |||
30 | Пейзаж и его функции. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов пейзажа | Л.Н. Толстой «Война и мир» | |
31 | Функция портрета в художественном произведении. | 1.8 | Выделение и систематизация элементов портрета | М.А. Шолохов «Судьба человека» | |
32 | Художественная деталь. Символ. Отличие символа от аллегории. | 1.9 | Выделение художественных деталей текста. | И.А. Гончаров «Обломов» Басни И.А. Крылова | |
33 | Защита проектов | ||||
34 | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)
Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....
Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»
Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...
Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"
Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...
Литературоведческий анализ лирического стихотворения.
Стихотворение А.А. Фета "Заря прощается с землёю..."...
Литературоведческий анализ художественного текста
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самост...
Методика и практика литературоведческого анализа
Целостный анализ произведений А. С. Пушкина "Капитанская дочка", М. Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу..."...
Литературоведческий анализ
Литературоведческий анализ...