Литературоведческий анализ художественного текста
методическая разработка на тему

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.

Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  Тойдинская средняя общеобразовательная школа

 Панинского муниципального района

Воронежской области

Тема выступления на августовском РМО учителей русского языка и литературы

«Литературоведческий анализ художественного текста»

                                                  Учитель русского языка и литературы

                         МКОУ Тойдинской СОШ

  Т.С.Хренова

2013 год

Развитие общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения в настоящее время чрезвычайно актуальной. Возросла роль общения и в процессе формирования и развития личности. Наряду с этим в современной российской школе большое внимание стали уделять самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая является базой саморазвития, дальнейшей активной работы школьников в высших учебных учреждениях. Вместе с тем большинство преподавателей старших классов сталкиваются с неумением учащихся самостоятельно исследовать ту или иную учебную проблему, подобрать необходимый материал, обратиться к работам ученых, высказать аргументированно свою точку зрения по интересующему вопросу. Таким образом, школьники оказываются неспособными к творческо-исследовательской деятельности, навыки которой становятся необходимыми при учебе в вузах.

Сегодня вся система литературного образования вне зависимости от программы основывается на анализе художественного текста. Этот вид работы присутствует на Всероссийской, региональной олимпиадах, в формулировках тем сочинений на выпускных и вступительных экзаменах.  Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы комплексный анализ текста, вести поисковую и исследовательскую деятельность, которые помогают школьникам истолковать произведение, углубляют и расширяют возможности понять его, и, главное, сформулировать своё отношение к нему.

      Использование исследовательского  метода при анализе художественного текста является ведущим видом работы в процессе изучения литературы в 5 – 11 классах, а также во внеклассной работе по предмету.                

Исследовательский метод призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности.

При работе с художественным текстом на уроках литературы  организую исследовательскую деятельность учащихся, включающую в себя поуровневый анализ произведения:

 - культурологический (место произведения в литературном процессе);

 - литературоведческий анализ (анализ языковых средств);

 - лингвистический анализ (анализ синтаксиса и морфологии).

Работа над формированием первичных навыков литературоведческого анализа текста начинается с 5 класса. Наблюдение над языком и сюжетом сказок является начальным этапом обучения анализу художественного текста. Также в 5 классе начинается исследовательская работа на уроках, посвящённых  изучению лирических произведений.

      В дальнейшем аналитическая работа с текстом продолжается, углубляясь и усложняясь. В старших классах комплексный анализ текста приобретает черты научно-исследовательской работы.

     

 В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.

Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.

        В рамках литературоведческого подхода анализируются средства художественной выразительности. Отсутствие их также может быть средством выразительности.

        Анализ структуры литературного произведения заключается в том, чем определяется его композиция, - то есть сюжетное построение, расположение частей, их соотношение и т. д. Кроме сюжета анализируются и внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.

        При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.

        При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т. д.

        Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.

План-конспект урока по литературе в 7 классе.

Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Цели:

  • Образовательные:
  • Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
  • Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
  • Развивающие:
  • продолжить формирование монологической речи;
  • реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развивать познавательную активность.
  • Воспитательные:
  • воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
  • воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное  методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова:  «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

  1. Актуализация.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

  • Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод.пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

  • Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

( Художественные средства)

  • Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

Итак, исследуя художественные средства,  мы с вами поймем чувства и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

  • Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
  • Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…».

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

  1.  Анализ стихотворения.
  • Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
  • О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
  • Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске: По Библии( христианская книга) есть

Бог

Дьявол

             Добро

             Свет

                 Зло

                Тьма

  • Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

  • А зачем нужно очищать душу? (см. методичку) По Библии человек имеет

форму

содержание

Тело

Душа

смертно

Бессмертна

умрет

Будет жить вечно

             ↓

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

  • Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
  • От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит,    От тьмы               к свету

                                                      (стремиться)

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

  • С какой интонацией читается стихотворение?
  • Какие чувства вызывает в нас?

На доске:

интонация

чувства

Медленная

Нежность

Плавная

Радость

Размеренная

Печаль

        Похожа на молитву

Грусть

  • Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:  

молитву чудную

сила благодатная

святая прелесть

  • Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
  • Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку:    Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

  1. Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

  • Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
  • Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

  •  Когда лирический герой Лермонтова  обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

  • Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
  • Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
  • Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

На доске:    от тьмы                                  к свету

в) Перечитаем третью строфу.

  • О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
  • Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

  • Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы сопереживали с лирическим героем это движение.

  • Как меняются чувства?  (от грусти и тоски к вере и радости)
  • Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы (в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
  • Как называется этот художественный прием? (антитеза)
  • Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

  1. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
  2. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

                                      Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…)

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

  1. Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста Тема4

О назначении искусства...

Анализ художественного текста Тема 6

Интерпетация произведения...

Анализ художественного текста тема 7

Позиция автора в произведении...