Литературоведческий анализ художественного текста
методическая разработка на тему
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.
Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на МО учителей русского языка и литературы | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тойдинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района
Воронежской области
Тема выступления на августовском РМО учителей русского языка и литературы
«Литературоведческий анализ художественного текста»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Тойдинской СОШ
Т.С.Хренова
2013 год
Развитие общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения в настоящее время чрезвычайно актуальной. Возросла роль общения и в процессе формирования и развития личности. Наряду с этим в современной российской школе большое внимание стали уделять самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая является базой саморазвития, дальнейшей активной работы школьников в высших учебных учреждениях. Вместе с тем большинство преподавателей старших классов сталкиваются с неумением учащихся самостоятельно исследовать ту или иную учебную проблему, подобрать необходимый материал, обратиться к работам ученых, высказать аргументированно свою точку зрения по интересующему вопросу. Таким образом, школьники оказываются неспособными к творческо-исследовательской деятельности, навыки которой становятся необходимыми при учебе в вузах.
Сегодня вся система литературного образования вне зависимости от программы основывается на анализе художественного текста. Этот вид работы присутствует на Всероссийской, региональной олимпиадах, в формулировках тем сочинений на выпускных и вступительных экзаменах. Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы комплексный анализ текста, вести поисковую и исследовательскую деятельность, которые помогают школьникам истолковать произведение, углубляют и расширяют возможности понять его, и, главное, сформулировать своё отношение к нему.
Использование исследовательского метода при анализе художественного текста является ведущим видом работы в процессе изучения литературы в 5 – 11 классах, а также во внеклассной работе по предмету.
Исследовательский метод призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности.
При работе с художественным текстом на уроках литературы организую исследовательскую деятельность учащихся, включающую в себя поуровневый анализ произведения:
- культурологический (место произведения в литературном процессе);
- литературоведческий анализ (анализ языковых средств);
- лингвистический анализ (анализ синтаксиса и морфологии).
Работа над формированием первичных навыков литературоведческого анализа текста начинается с 5 класса. Наблюдение над языком и сюжетом сказок является начальным этапом обучения анализу художественного текста. Также в 5 классе начинается исследовательская работа на уроках, посвящённых изучению лирических произведений.
В дальнейшем аналитическая работа с текстом продолжается, углубляясь и усложняясь. В старших классах комплексный анализ текста приобретает черты научно-исследовательской работы.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.
Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.
В рамках литературоведческого подхода анализируются средства художественной выразительности. Отсутствие их также может быть средством выразительности.
Анализ структуры литературного произведения заключается в том, чем определяется его композиция, - то есть сюжетное построение, расположение частей, их соотношение и т. д. Кроме сюжета анализируются и внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.
При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.
При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т. д.
Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.
План-конспект урока по литературе в 7 классе.
Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Цели:
- Образовательные:
- Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
- Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
- Развивающие:
- продолжить формирование монологической речи;
- реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать познавательную активность.
- Воспитательные:
- воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
- воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»
Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.
- Актуализация.
Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.
- Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод.пособия) и прочитаем, что такое стихотворение
Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.
- Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?
( Художественные средства)
- Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.
Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувства и мысли автора, иными словами, авторский замысел.
- Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
- Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)
Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…».
Для этого исследуем стихотворение «Молитва».
- Анализ стихотворения.
- Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
- О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
- Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)
На доске: По Библии( христианская книга) есть
Бог | Дьявол | |
Добро Свет | Зло Тьма |
- Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
- А зачем нужно очищать душу? (см. методичку) По Библии человек имеет
форму | содержание |
Тело | Душа |
смертно | Бессмертна |
умрет | Будет жить вечно |
↓ Попадет в рай или ад |
Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!
В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.
Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.
( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.
- Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
- От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)
На доске: Значит, От тьмы к свету
(стремиться)
Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.
Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:
- С какой интонацией читается стихотворение?
- Какие чувства вызывает в нас?
На доске:
интонация | чувства |
Медленная | Нежность |
Плавная | Радость |
Размеренная | Печаль |
Похожа на молитву | Грусть |
- Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)
В тетрадь записать цитаты:
молитву чудную |
сила благодатная |
святая прелесть |
- Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
- Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)
См. методичку: Благодать (по Библии) .
Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.
- Анализ по строфам.
а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)
- Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
- Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)
Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.
Но есть просвет – «молитва чудная».
- Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)
б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.
- Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
- Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
- Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?
Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.
На доске: от тьмы к свету
в) Перечитаем третью строфу.
- О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
- Какие художественные средства передают это состояние?
С души как бремя скатится – метафора
Сомненье далеко – эпитет
Легко, легко – эпитет
Верится .плачется – безличные возвратные глаголы
- Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)
А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы сопереживали с лирическим героем это движение.
- Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)
- Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы (в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
- Как называется этот художественный прием? (антитеза)
- Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?
- А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
- Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)
Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…)
И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!
О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)
Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).
- Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема1
Подготовка к ЕГЭ...
Анализ художественного текста Тема2
Поэтика как искусство...
Анализ художественного текста Тема3
О природе искусства...
Анализ художественного текста Тема4
О назначении искусства...
Анализ художественного текста Тема 5
Структура текста...
Анализ художественного текста Тема 6
Интерпетация произведения...
Анализ художественного текста тема 7
Позиция автора в произведении...