Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»
материал по литературе (10 класс) по теме

Терёхина Вера Николаевна

Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных заданий по другим художественным произведениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»

1) Время и обстоятельства написания произведений.

Время действия в "Анне Карениной" соотносится со временем создания романа. Это — пореформенная эпоха, 70-е годы XIX века. Это период сильно поколебленной русской социальной действительности, когда настал конец патриархальной неподвижности России. Символично, что самому Толстому его новое произведение представлялось начерно оконченным уже весною 1873 года. Однако окончательная редакция приходится на 1877 год. То есть произведение создавалось почти четыре года. Таким образом, отрывок о весне был написан Толстым в период с 1873 по 1877 годы. В какой-то степени весенние перемены, описанные в отрывке, созвучны переменам в России в 70-е годы XIX века.

Стихотворение Тютчева было создано в 1838-1839 годах, то есть почти на 30 лет раньше, чем отрывок о весне Толстого. И оно тоже связано с переменами, но не во внешней жизни, а в биографии самого автора. Дети поэта чуть не погибли при пожаре на пароходе «Николай I», от нервного потрясения заболела и вскоре умерла его жена. Все эти обстоятельства стали огромным ударом для поэта, но нужно было как-то жить дальше. Стихотворение «Весна», возможно, стало ответом автора самому себе о необходимости жить дальше и учиться любить всё живое.

2) Место произведений в творчестве авторов произведений.

Отрывок о весне относится к зрелому этапу в творчестве Л. Н. Толстого, периоду расцвета таланта. Л. Н. Толстой до написания «Анны Карениной» уже опубликовал «Войну и мир» и был всемирно известен. В 70-е годы писатель, всегда живо реагируя на перемены в России, создает «Анну Каренину как роман о современности. Эта особенность находит свое отражение и в рассматриваемом отрывке.

Стихотворение Тютчева «Весна» также создано им в период расцвета поэтического таланта. Это уже сформировавшийся поэт, чьи стихи получили в 1937 году восторженную оценку самого Пушкина. Хотя всеобщее признание придет к поэту гораздо позже, в 50-е годы, после возвращения на родину.

3) Литературный род

Отрывок Толстого относится к эпосу.  В тексте представлена картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Тип речи – повествование с элементами описания. Неожиданное начало весны в отрывке Толстого передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляют повествовательную канву текста – мгновения весны.

Стихотворение Ф. Тютчева относится к лирике и характеризуется явно выраженным субъективным отношением к описываемой действительности. Это лирический монолог о приходящей весне и радости, которую она приносит.

4) Жанр произведений.

Произведение Тютчева относится к жанру лирического стихотворения.

Отрывок Л. Н. Толстого относится к эпическому жанру с прозаической организацией речи. Это отрывок из романа. И в то же время это удивительно яркая образная зарисовка весны, будто стихотворение в прозе.

5) Проблематика.

Проблематику стихотворения Тютчева можно охарактеризовать как философскую. Автор поднимает проблему неспособности людей, увязших в тесном мирке обмана и страданий, воспринимать красоту жизни, чувствовать радость весны.

Тема отрывка Л. Н. Толстого, на мой взгляд, также философская. Писатель рисует картину окружающего мира, которую замечают далеко не все.

6) Тема.

Ведущая тема  в обоих текстах – весна, перемены и обновление жизни.

7) Композиция.

В отрывке Толстого весне  подчинены три микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3) забурлила жизнь в деревне.

Начало и конец текста зеркальны по отношению друг к другу: весна долго не открывалась. – Пришла настоящая весна. Этот эффект достигается с помощью контукстуальных синомимов (глаголов не открывалась и пришла) и инверсии в последнем предложении. В целом композиция кольцевая.

В стихотворении Тютчева четыре строфы, в каждой по восемь стихов. Композиция стихотворения тоже замыкается в кольцо. В первой строфе содержится прямое обращение к читателю, которое заканчивается риторическим вопросом-восклицанием:

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Две средние строфы содержат описание образа весны. Последняя строфа содержит прямое обращение и призыв к читателю. Причем строфа состоит из трех предложений, каждое из которых восклицательное!

8) Эмоциональная тональность.

В отрывке Толстого явная мажорная эмоциональная тональность, отражающая динамичность художественного развертывания текста. Великий художник слова сумел передать не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.

Эмоциональная тональность стихотворения Тютчева не однородна. В описании весны тональность лирическая, в обращениях к читателю добавляются патетические тона. Последние три предложения эмоционально-окрашены, что говорит о высочайшем экспрессивном напряжении тона.

9) Образный строй произведений.

Центральный образ обоих текстов – образ весны, но дан он авторами по-разному. В стихотворении Тютчева образ весны персонифицирован, полон романтического пафоса. Весна предстает перед читателем в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Она равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем. Образу весны в стихотворении противопоставлен образ измученных собственными страстями беспокойных людей.

Более реалистичен образ весны у Толстого. Этот образ – картина, складывающаяся, как мозаика, из множества деталей – действий, предметов и признаков, - характерных весенних перемен в природе. Весна – это и почки калины, и босоногие ребята, и кривоногие ягнята, и облака барашками. Читаешь отрывок Толстого и изумляешься, как удалось автору подсмотреть и нарисовать словами именно твои картины весны, которые с детства отложились в твоей памяти.

10) Идея.

Основная мысль обоих текстов заключается в том, что жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее.

Поэт Тютчев призывает читателей раскрыть душу, увидеть, как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания:

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь –

И к жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

Толстой радуется наступившей весне. Это время года вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной земли, вселяет в него оптимизм. 

11) Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).

Стихотворение Тютчева создает необыкновенное, непередаваемое впечатление благодаря большому количеству красивых эпитетов (отцветшие вёсны бытия; благоухающие слезы; кончины неизбежной; океан безбрежный; животворный океан; струей его эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной), олицетворений и метафор (Гнетет рука судьбины; томит людей обман; бессмертьем взор ее сияет). Благодаря точным сравнениям (свежа, как первая листва), инверсии (цветами сыплет над землею) читатель более полно представляет себе образы лирического стихотворения о весне.

Четкая ритмика формируется не только благодаря особой лексике и синтаксису, но и избранному автором стихотворному размеру – четырехстопному ямбу. Строфика - сонет. Произведение написано перекрестной, точной, женской и мужской рифмой. Такая форма хорошо передает противостояние: показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие в невзгодах и не видящие красоты жизни. В описаниях людей и весны поэт использует прием контраста.

Толстой использует всё тот же прием контраста, что и Тютчев. Но здесь можно наблюдать контраст начала весны и ее продолжения. В начале текста употребляются только глаголы несовершенного вида (не открывалась, стояла, ездили). После предложения «Потом вдруг, на другой день святой…», - появляются глаголы совершенного вида (повеяло, надвинулись, полились, затрещали). Глаголы показывают динамику изменений в природе. В прозаическом отрывке можно наблюдать не меньшее, чем в лирическом стихотворении Тютчева, обилие средств образности: цветопись (бархат зеленей), звукопись (затрещали льдины), олицетворение (заплакали чибисы), сравнения (вылезающая иглами трава), метафоры (открылась весна), эпитеты (веселые голоса) и метонимию (застучали топоры).

Таким образом, система ярких художественных средств и приемов формирует образный строй обоих произведений. Данные произведения характерны для творчества авторов и выражают их индивидуально-авторские стилистические особенности.

Анализируя данные тексты, я испытала истинное наслаждение  от обращения к этим искуснейшим образцам прозы и поэзии, от внутреннего читательского диалога с великим русским писателем Львом Толстым и великим русским поэтом Федором Тютчевым!

Терёхина В. Н.,

учитель литературы

МОБУ «СОШ с. Сальское»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - композиция по роману Л.Н.Толстого ( «Анна Каренина»).

Урок - композиция по роману  Л.Н.Толстого ( «Анна Каренина»).Представлен материал, который  можно использовать в своей работе на уроке и во внеклассной работе....

Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».       Сложная структура содержания романа...

Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»

Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...

Роль эпиграфа в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

В данном материале представлено исследование роли эпиграфа в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Статья может быть полезна при изучении романа в старших классах, а также при изучении роли эпиграфа в...

Урок литературы в 5 классе «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн) (По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Цели и задачи урока:  ·        – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить во...

Говорящие фамилии в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Данная статья методиста Венгурцевой В.В. представляет собой анализ одного из аспектов романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Догадки, выдвинутые в статье относительно фамилий героев романа, я...

«Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры»)

Урок литературы (внеклассное  чтение) «Непосильный  труд и непосильное  горе  Анны  Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»)...