Литературоведческий анализ лирического стихотворения.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Гориченко Валентина Степановна

Стихотворение А.А. Фета "Заря прощается с землёю..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvoreniya_zarya_proshchaetsya_s_zemleyu_fet.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения

А.А. Фета «Заря прощается с землёю»

               

                 Предметом описания  данного стихотворения  является закат.

            Стихотворение состоит из четырех строф. Первая строфа – это зачин, в ней автор заявляет тему, рассказывая о догорающей заре. Для этого он использует олицетворение. Заря, как живое существо, прощается с землею. В третьей строке строфы появляется лирический персонаж, внимание которого обращено на лес и его вершины. Здесь происходит разделение – противопоставление единого образа: «лес, покрытый мглою», а его вершины объяты ярким светом («огни его вершин»). В этой строфе поэт не выражает никаких эмоций по отношению к закату.

    Основная часть стихотворения - это вторая и третья строфы. В них развивается тематический мотив. Созерцатель во второй строфе уже не просто констатирует факт заката, он любуется им. Теперь – это уже «пышная» сцена торжества природы.

           В третьей строфе в центре внимания лирического персонажа оказываются тени от деревьев. Они наделены лёгкостью и словно улетают ввысь.

            И, наконец, в четвёртой строфе, исходе стихотворения, деревья предстают подобием живых существ. Это строфа придаёт стихотворению новый смысл: переносит читателя из картины вечерней зарисовки заката в символическую сцену: от земли- к небу.

          На лексическом уровне для создания прекрасного образа заката автор использует различные средства выразительности: олицетворение «земля прощается с землею», метафору «…купают деревья…свой венец», эпитеты «пышный венец», «лёгкий очерк», «двойную жизнь».          

         Синтаксически каждая строфа является самостоятельным развернутым сложным предложением. Первая, вторая, третья строфы – это бессоюзные предложения. Во второй строфе есть два несовпадения границ строки и логических пауз. Первая из них -  это:

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

          Благодаря этому переносу выделяется слово лучи. Это одно из ключевых слов текста, с ним связаны такие значения, как «свет» и «небо». Обращает на себя внимание еще одна особенность синтаксической композиции – нарушение правильного порядка слов(инверсия):« потухают лучи», «купают деревья». Она также способствует выделению ключевых слов. Одновременно ритмико-синтаксический перенос служит выражению мотива угасания лучей, предвещая наступление темноты.

           В третьей и четвертой строчках второй строфы логическое ударение падает на глагол «купают». Таким образом усиливается мотив упоения деревьев воздушной стихией.

Завершается текст синтаксическим параллелизмом строк, воплощающих мотив двойной жизни:                  

                                                 И землю чувствуют родную

И в небо просятся оне.

         Обе строки начинаются с союза и, за которым следует существительное винительного падежа, а потом глагол-сказуемое.          

           На фонетическом уровне для одновременного разделения и слияния контрастных понятий: «небо», «свет», «заря», «вознесён» и «земля», «темнота», «гаснут» в стихотворении выделены парные согласные з-с (звонкие – глухие). С мотивом устремления к небу ассоциируется гласный э вместе с согласным в:

И ей овеяны вдвойне-.

Использование гласного звука а помогает передать расширение и преодоление границ земного:

Их тень растёт, растёт, как сон;

           Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием в четвёртом стихе на месте первой стопы. При этом перекрёстно чередуются строки с женскими и мужскими окончаниями. Данная перекрёстная рифма отражает принцип двойственности жизни, лежащей в основе бытия.

   

           Благодаря пиррихию на месте первой стопы («И на /огни /его /вершин/») создается  интонационное ускорение в строке, выражающее мотив полёта, устремлённости «огней вершин» в небо.

         

            Таким образом, можно заключить, что все композиционные пласты стихотворения неразрывно связаны между собой и направлены на раскрытие основной его идеи – восхищения красотой заката и причастности живых существ к двум противоположным сферам бытия, – земле и небу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического стихотворения

Предложена схема анализ лирического стихотворения...

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"

Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...

Комплексный анализ лирического стихотворения.

В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност...