Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).
учебно-методический материал по литературе по теме

Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технология            

   продуктивного

                  чтения.

                                           Выступление на семинаре.

Актуальность: Мы живём  в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Цель:         Формирование читательской компетенции  школьника.

Задачи:    1.Формировать технику чтения и приёмов  понимания и анализа текста.

                           2.Развивать устную и письменную речи, овладевать речевой и  

                              коммуникативной    культурой.

Средство:Приёмы освоения текста до чтения, во время  чтения и после чтения.

Виды работ: 

  1. Чтение произведения и определения его жанра.
  2. Чтение и пометка непонятных слов.
  3. Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
  4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному.
  5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
  6. Выразительное чтение отрывка рассказа(стихотворения) по собственному выбору.
  7. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  8. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
  9. Чтение, деление текста на части.
  10. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
  11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  12. Чтение текста и сбор пословицы из слов.
  13. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  14. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  15. Чтение по ролям.
  16. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  17. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
  18. Чтение предложений с использованием заменителей. (Например, прочитайте и     подумайте, каким символом, знаком можно изобразить  говорящего.  Нарисуйте   символы  слева от реплик).
  19. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
  20. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однокоренными членами предложения.
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  23. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
  24. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
  25. Чтение текста голосом героя.
  26. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
  27. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
  28. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
  29. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
  30. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
  31. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
  32. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
  33. Чтение и разгадывание (составление) кроссвордов.
  34. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
  35. Чтение и заполнения таблиц словами из текста.
  36. Чтение и выполнение  (составление) тестовой работы.
  37. Чтение и раскрашивание картины, используя Краски художника – Осени.
  38. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
  39. Чтение. Перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
  40. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
  41. Чтение, представление и описание героя произведения.
  42. Чтение сказки и изменение хода событий.
  43. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
  44. Чтение, придумывание продолжения рассказа.
  45. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
  46. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
  47. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
  48. Чтение, расшифровка обряда.
  49. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
  50. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
  51. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту6 описание места действия.

                    Рассмотрим один из видов работ: Составление рассказа по одному предложению. Предложение же возьмём из рассказа «Медведко» Д.Н.Мамина-Сибиряка.  «Мы все вздохнули свободно,  когда наконец, избавились от этого милого зверя. И когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Задания: 1.Вычитать из этого предложения всю информацию фактуальную и подтекстовую.

2.Составить рассказ с опорой на эту информацию.

Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад жизни.

Подтекстовая  информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией ;очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.

Вариант рассказа: У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.

При чтении целого произведения  мы вычитываем подтекстовую, концептуальную информацию, задаём вопросы автору и иногда находим ответы в тексте, прогнозируем возможное развитие событий. (Для примера возьмём три отрывка из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Медведко»)

                                                     МЕДВЕДКО

      -Барин, хотите вы взять медвежонка? – предложил мне мой кучер Андрей.

(действие происходит где-то в конце 19-начале20века)

-А где он?

-Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

-Зачем же соседи отдают, если он славный? (Действительно, зачем? Что-то здесь не так)

-Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливается. (Кучеру  понравился медвежонок)

      Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и

не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (слово «забавный» повторяется – от слова «забава» - развлечение. Т.Е., медвежонка берут для забавыя, а там видно будет)

     Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки…

(действительно, симпатичный)

…Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.( признал свою ошибку)

      -Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.(Мы знаем. Что ждёт новых хозяев. Знакомый рассказчика совершает туже ошибку. Какую?)

      - Да, милый..  – соглашался я.

      Мы все вздохнули свободно, когда наконец, избавились от этого милого зверя, и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

      Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня… (Возникает вопрос, что же он натворил? 

…Что же мы будем делать с ним?- взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием. (В-с: Будет ли ему там хорошо?)

В-с:  Какую концептуальную информацию мы можем вытащить из текста?

Варианты ответов:  У каждого - своё место в  природе.

 «Мы в ответе за тех, кого  приручили»(А.де-Сент Экзюпери)

Казалось бы , решение задач технологии продуктивного чтения, является приоритетом уроков чтения, однако это не так.  Попробуем в этом убедиться. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что уч-ся не умеют решать текстовые задачи. И мы говорим детям: «Читайте внимательно задачу». А что значит читать внимательно?  Это значит, при чтении  необходимо вытащить всю скрытую (подтекстовую) информацию. Приведу пример.

Задача. У фермера на одной пасеке 85 ульев, а на другой  55 ульев. С первой пасеки сняли

       на 1620 кг мёда   больше, чем со второй.  Сколько килограммов  мёда сняли с      

       каждой  пасеки, если с каждого улья  получали мёда поровну?(сначала медленно

читаем текст задачи)

Повторное чтение первого предложения: Какая подтекстовая информация содержится в нём?

(На пасеках разное количество ульев. На первой пасеке ульев больше, на второй меньше)

 Повторное чтение второго предложения:

 Возник вопрос:  Почему с первой пасеки собрали больше мёда? (Там больше ульев)

Теперь самое время вытащить концептуальную информацию.(В каких ульях находятся 1620 кг мёда?) Эти 1620кг содержатся в ульях, которые являются разностью.

Почему ученик не может решить задачу? Потому что не вычитал   главную мысль.

Вычитывать фактуальную информацию уч-ся учатся уже в первом классе. Постепенно учатся вести диалог с автором, вычитывать подтекстовую информацию. В 3-4 классах уч-ся способны вытащить уже концептуальную информацию. Конечно, это происходит при анализе доступных для понимания произведений: сказках, небольших рассказах, фрагментах произведений классиков.

      А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.

Какие УУД формируются при использовании предлагаемой технологии?

Познавательные УУД.

Формируем умения:  

1.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2.Представлять информацию в виде схемы;

3.Выявлять сущность, особенности объектов;

4.На основе анализа объектов делать выводы;

5.Обобщать и классифицировать по признакам;

6.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД.

Формируем умение:

1.Слушать и понимать других;

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Офомлять свои мысли в устной форме;

4.Работать в паре.

Регулятивные УУД.

       Формируем умение:

1.Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД.

        Формируем:

1.Умение выказывать своё отношение к героям,    

   выражать свои эмоции;

2.Мотивации к обучению и целенаправленной  

   познавательной деятельности;

3.Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Заключение: сравним традиционный урок чтения и урок продуктивного                           чтения.

      Традиционный урок                       Продуктивное чтение

До чтения. Учитель готовит                До чтения. Ученики прогнозируют

к восприятию текста, например:                 содержание   текста:»Предложите, о чём            

         «Сейчас я расскажу вам о писателе»           этот текст по его названию.. А иллюст-

          или «Сегодня узнаем о…».                                рация подтверждает это?» Возникает

                                                          мотивация к чтению.

Во время чтения.                                          Во время чтения. «Читаем и ведём

Учитель сам читает вслух                              диалог с автором: задаём вопросы,

новый текст, дети слушают.                       прогнозируем ответы, проверяя себя

                                                                                   по тексту». Возникает читательская

                                                                                    интепретация.

        После чтения.                                                          После чтения.

Ученики отвечают на вопросы                       Беседуем и уточняем позицию автора.

учителя и перечитывают текст

по заданиям учителя.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников

В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 20 наиболее конкурентноспособных стран мира. ...