Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).
учебно-методический материал по литературе по теме
Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре). | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
продуктивного
чтения.
Выступление на семинаре.
Актуальность: Мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Цель: Формирование читательской компетенции школьника.
Задачи: 1.Формировать технику чтения и приёмов понимания и анализа текста.
2.Развивать устную и письменную речи, овладевать речевой и
коммуникативной культурой.
Средство:Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Виды работ:
- Чтение произведения и определения его жанра.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному.
- Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
- Выразительное чтение отрывка рассказа(стихотворения) по собственному выбору.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
- Чтение, деление текста на части.
- Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Чтение текста и сбор пословицы из слов.
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
- Чтение предложений с использованием заменителей. (Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик).
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однокоренными членами предложения.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
- Чтение текста голосом героя.
- Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
- Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
- Чтение и подбор из текста слов – признаков.
- Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
- Чтение и дописывание предложений словами из текста.
- Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
- Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
- Чтение и разгадывание (составление) кроссвордов.
- Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
- Чтение и заполнения таблиц словами из текста.
- Чтение и выполнение (составление) тестовой работы.
- Чтение и раскрашивание картины, используя Краски художника – Осени.
- Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
- Чтение. Перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение, представление и описание героя произведения.
- Чтение сказки и изменение хода событий.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, придумывание продолжения рассказа.
- Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
- Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
- Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
- Чтение, расшифровка обряда.
- Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
- Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
- Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту6 описание места действия.
Рассмотрим один из видов работ: Составление рассказа по одному предложению. Предложение же возьмём из рассказа «Медведко» Д.Н.Мамина-Сибиряка. «Мы все вздохнули свободно, когда наконец, избавились от этого милого зверя. И когда весь дом пришёл в прежний порядок».
Задания: 1.Вычитать из этого предложения всю информацию фактуальную и подтекстовую.
2.Составить рассказ с опорой на эту информацию.
Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад жизни.
Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией ;очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.
Вариант рассказа: У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.
При чтении целого произведения мы вычитываем подтекстовую, концептуальную информацию, задаём вопросы автору и иногда находим ответы в тексте, прогнозируем возможное развитие событий. (Для примера возьмём три отрывка из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Медведко»)
МЕДВЕДКО
-Барин, хотите вы взять медвежонка? – предложил мне мой кучер Андрей.
(действие происходит где-то в конце 19-начале20века)
-А где он?
-Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.
-Зачем же соседи отдают, если он славный? (Действительно, зачем? Что-то здесь не так)
-Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливается. (Кучеру понравился медвежонок)
Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и
не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (слово «забавный» повторяется – от слова «забава» - развлечение. Т.Е., медвежонка берут для забавыя, а там видно будет)
Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки…
(действительно, симпатичный)
…Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.( признал свою ошибку)
-Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.(Мы знаем. Что ждёт новых хозяев. Знакомый рассказчика совершает туже ошибку. Какую?)
- Да, милый.. – соглашался я.
Мы все вздохнули свободно, когда наконец, избавились от этого милого зверя, и когда весь дом пришёл в прежний порядок.
Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня… (Возникает вопрос, что же он натворил?
…Что же мы будем делать с ним?- взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием. (В-с: Будет ли ему там хорошо?)
В-с: Какую концептуальную информацию мы можем вытащить из текста?
Варианты ответов: У каждого - своё место в природе.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»(А.де-Сент Экзюпери)
Казалось бы , решение задач технологии продуктивного чтения, является приоритетом уроков чтения, однако это не так. Попробуем в этом убедиться. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что уч-ся не умеют решать текстовые задачи. И мы говорим детям: «Читайте внимательно задачу». А что значит читать внимательно? Это значит, при чтении необходимо вытащить всю скрытую (подтекстовую) информацию. Приведу пример.
Задача. У фермера на одной пасеке 85 ульев, а на другой 55 ульев. С первой пасеки сняли
на 1620 кг мёда больше, чем со второй. Сколько килограммов мёда сняли с
каждой пасеки, если с каждого улья получали мёда поровну?(сначала медленно
читаем текст задачи)
Повторное чтение первого предложения: Какая подтекстовая информация содержится в нём?
(На пасеках разное количество ульев. На первой пасеке ульев больше, на второй меньше)
Повторное чтение второго предложения:
Возник вопрос: Почему с первой пасеки собрали больше мёда? (Там больше ульев)
Теперь самое время вытащить концептуальную информацию.(В каких ульях находятся 1620 кг мёда?) Эти 1620кг содержатся в ульях, которые являются разностью.
Почему ученик не может решить задачу? Потому что не вычитал главную мысль.
Вычитывать фактуальную информацию уч-ся учатся уже в первом классе. Постепенно учатся вести диалог с автором, вычитывать подтекстовую информацию. В 3-4 классах уч-ся способны вытащить уже концептуальную информацию. Конечно, это происходит при анализе доступных для понимания произведений: сказках, небольших рассказах, фрагментах произведений классиков.
А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.
Какие УУД формируются при использовании предлагаемой технологии?
Познавательные УУД.
Формируем умения:
1.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2.Представлять информацию в виде схемы;
3.Выявлять сущность, особенности объектов;
4.На основе анализа объектов делать выводы;
5.Обобщать и классифицировать по признакам;
6.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД.
Формируем умение:
1.Слушать и понимать других;
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Офомлять свои мысли в устной форме;
4.Работать в паре.
Регулятивные УУД.
Формируем умение:
1.Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные УУД.
Формируем:
1.Умение выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции;
2.Мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3.Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Заключение: сравним традиционный урок чтения и урок продуктивного чтения.
Традиционный урок Продуктивное чтение
До чтения. Учитель готовит До чтения. Ученики прогнозируют
к восприятию текста, например: содержание текста:»Предложите, о чём
«Сейчас я расскажу вам о писателе» этот текст по его названию.. А иллюст-
или «Сегодня узнаем о…». рация подтверждает это?» Возникает
мотивация к чтению.
Во время чтения. Во время чтения. «Читаем и ведём
Учитель сам читает вслух диалог с автором: задаём вопросы,
новый текст, дети слушают. прогнозируем ответы, проверяя себя
по тексту». Возникает читательская
интепретация.
После чтения. После чтения.
Ученики отвечают на вопросы Беседуем и уточняем позицию автора.
учителя и перечитывают текст
по заданиям учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения на уроках математики
«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...
Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.
В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....
«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»
Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...
Выступлениие по теме "Технология продуктивного чтения"
Технология продуктивного чтения...
Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников
В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 20 наиболее конкурентноспособных стран мира. ...