Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
статья по литературе
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный инструмент его формирования. В статье описываются основные этапы данной технологии, приёмы, используемые на каждом этапе, а также даётся пример реализации ееё при изучении конкретного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
ФГОС ООО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». В решении этой задачи может помочь технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской.
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:
- работа с текстом до чтения;
- работа с текстом во время чтения;
- работа с текстом после чтения.
Каждый этап технологии продуктивного чтения способствует формированию различных групп универсальных учебных действий:
Работа с текстом до чтения | Работа с текстом во время чтения | Работа с текстом после чтения |
- определять и формировать цель деятельности на уроке; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать других. | - эмоционально воспринимать текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; - выразительно читать и пересказывать текст; - делать выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя. | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; делать выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя; учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Рассмотрим содержание каждого этапа технологии продуктивного чтения.
1 этап – работа с текстом до чтения. Цель – развитие антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), создание мотивации чтения.
Прогнозирование содержания текста может быть осуществлено следующими приёмами:
- по высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста;
- по фамилии автора, по названию произведения;
- по начальным фразам абзацев;
- по иллюстрации
- по пословицам и поговоркам
- по ключевым словам
- по выборочному чтению
- по эпиграфу к уроку.
Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2 этап – работа с текстом во время чтения. Цель – полное понимание текста. Для достижения цели целесообразно пользоваться следующим алгоритмом работы:
- первичное чтение текста (предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми);
- проверка первичного восприятия (проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусства);
- перечитывание текста (основные приёмы – диалог с автором через текст, комментированное чтение, выразительное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов);
- обобщающий вопрос.
3 этап – работа с текстом после прочтения. Цель – понимание концептуальной информации. Основные приёмы:
- работа с материалами учебника, дополнительными источниками;
- работа с заглавием, иллюстрациями;
- творческие задания, ориентированные на эмоциональную сферу обучающихся.
Рассмотрим, как работает технология продуктивного чтения на конкретном примере: при изучении стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача».
1 этап. Работа с текстом до чтения
- Прочитайте название произведения и предположите, о чём в нём пойдёт речь.
Этап завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
2 этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста (самостоятельное жужжащее чтение).
- Проверка первичного восприятия:
- Подтвердились ли ваши предположения? Кто герои этого произведения? Что вас удивило?
- Перечитывание текста (медленное перечитывание по смысловым частям с выделением ключевых слов):
Абзац | Ключевые слова | Вопрос |
1 | «превозносят богача Ротшильда» - «я хвалю и умиляюсь» | За что хвалит автор Ротшильда? Почему умиляется? |
2 - 4 | «не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе» | Почему семейство названо «убогим»? Почему автор вспомнил о крестьянском семействе? |
«последние наши гроши на неё пойдут» | ||
«А мы ее… и не соленую» | ||
4 | «Далеко Ротшильду до этого мужика!» | Почему? |
- Обобщающий вопрос
- Кто же является настоящим богачом?
3 этап. Работа с текстом после чтения
- Разделите лист пополам. На одной половине нарисуйте символ, олицетворяющий богатство Ротшильда, а на другой – мужика.
Использование технологии продуктивного чтения на уроках, способствует достижению образовательных результатов, заложенных во ФГОС, и повышает эффективность образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения
В презентации представлена одна из форм работы с небольшим текстом на уроке...
Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы
Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....
«Кейс-технология как средство формирования навыков смыслового чтения»
Кейс-технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – разв...