Военная поэзия. 7 класс.
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме
Тема урока: Час мужества. Поэзия венных лет.
Цель: Продолжить знакомство с военной поэзией.
Задачи:
- показать уникальность поэзии военных лет;
-продолжить работу по формированию умения анализировать поэтические произведения;
- пробудить у ребят интерес к поэзии Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за поэтов, которые внесли огромный вклад в дело Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 81.5 КБ |
tetrad.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Час мужества. Поэзия венных лет.
Цель: Продолжить знакомство с военной поэзией.
Задачи:
- показать уникальность поэзии военных лет;
-продолжить работу по формированию умения анализировать поэтические произведения;
- пробудить у ребят интерес к поэзии Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за поэтов, которые внесли огромный вклад в дело Победы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока «Час мужества». И посвятим мы этот час Поэзии военных лет. Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, чтобы показать, в чём заключается уникальность этой поэзии, а также продолжим учиться анализировать поэтические произведения.
22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году.
Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Мы не можем вспомнить и заново всё пережить, потому что это было не с нами. 27 млн. мужчин, женщин, детей – унесла война, молодых и красивых. Они не требуют больше сострадания и участия. Но мы должны о них помнить! Должны помнить о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, помнить об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать, помнить о незаметных, простых людях, которые совершали подвиги.
1942 год. Оккупированный город Орёл.
Здания, заняты немцами, среди них и дом-музей И.С.Тургенева. В одном его крыле разместилась военная комендатура, в другом – офицерский клуб. Все экспонаты снесены в подвал.
Однажды на приём к коменданту Орла пришла молодая женщина. Она представилась учителем школы.
– Господин комендант,- начала она,- я пришла к вам с просьбой вернуть городу музей Тургенева. Мы чтим своего земляка и будем рады, если вы позволите это сделать. Музей можно устроить в подвале. Вам это будет не только удобно, но и выгодно: так легче будет следить за порядком. Комендант согласился. Женщина вместе с помощниками приступила к оборудованию экспозиции музея.
Заглянув в подвал, комендант остался доволен.
А на следующий день туда пошли посетители. И всех их встречал большой портрет писателя и его слова, (слайд 2) столь известные каждому и столь по-новому зазвучавшие здесь, в оккупированном врагом городе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.»
Хрупкая, молодая учительница идёт к коменданту, в оккупированном городе, тут не то чтобы к коменданту, люди по улицам боялись ходить, а уж слово молвить тем более.
- Можно ли считать, что учительница совершила подвиг?
Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти.
Только благодаря подвигу учительницы в оккупированном Орле зазвучало стихотворение в прозе «Русский язык», которое вселило в сердца людей ещё большую веру в то, что «враг будет разбит, победа будет за нами».
Именно к этому призывал самый оперативный литературный жанр – поэзия.
Особое развитие во время войны получила поэзия. Этот период характерен для литературы как период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план. Поэт Алексей Сурков в это время писал: (СЛАЙД 4) «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют, это стихи от которых сжимаются кулаки, стихи от которых хочется плакать и зубами скрежетать». Стихи действительно появились, они были разные: они были лирическими, они были героическими, но все они звали в бой, звали на подвиг.
Люди, писавшие стихи не прятались, не сидели дома. Они так же как и все солдаты встали в строй.
Выступление учащегося:
Писатели, поэты не молчали, они так же встали в строй как все советские люди, не осталось ни одного равнодушного. Не победить страну, (Слайд 3) В годы войны сражалось около 1215 писателей, 400 из них погибло, около 500 (пятисот) были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали там свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по своим впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты: Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург. |
Учитель:
Обратимся к стихотворениям Константина Симонова и Семёна Гудзенко. Они так же как все шли трудными военными дорогами, не щадя своей жизни. Они гордились тем, что в пору, когда решается судьба Родины, они - не зрители, не наблюдатели, а бойцы переднего края.
(Выступления детей)
Константин Симонов. Военный корреспондент «Красной Звезды» Константин Симонов посвятил его своей жене, актрисе В.Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым. «Жди меня» Жди меня, и я вернусь. |
Учитель:
– Каким чувством пронизано стихотворение? (любовью, надеждой, верой).
- Кому посвящено это стихотворение?
- Чем помогало это стихотворение людям?
- Тогда скажите, к чему приравнивает автор умение ждать? (К душевному подвигу)
Учитель:
Значит, умение ждать – это тоже подвиг. «Жди меня и я вернусь» - эти строки стали близкими каждому солдату, а стихотворение стало поистине народным, его передавали из уст в уста, переписывали, заучивали наизусть. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Поэзия связала оставшихся в тылу и воюющих.
Поэты не просто писали стихи, они вместе со всеми шли в атаку. И вот об одной таком событии пишет другой военный корреспондент Семён Гудзенко. В стихотворении «Перед атакой».
(чтение учеником)
Семён Гудзенко. «Перед атакой» Когда на смерть идут, — поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв — и умирает друг. И, значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед, За мной одним идет охота. Ракеты просит небосвод и вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв — и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окаменевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был коротким. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую. 1942 |
Учитель:
- Вы заметили, какие разные эти стихотворения. Чем они отличаются?
(Одно стихотворение о верности о любви, а другое о бое, о смерти друзей, о ненависти к врагу)
-Что придаёт уверенности лирическому герою? (ненависть к врагу, вера в победу, поэтому надо жить во что бы то ни стало)
- Думал ли он о смерти? Конечно, думал, ведь рядом гибли его друзья. Но человеку свойственно надеяться и верить, что смерть его не коснется. Тем более что умирать он не хотел
После боя бывают минуты передышки, это вечер с песней у костра. Солдаты грелись, шутили, пели песни. Одним из самых популярных стихотворений периода Великой Отечественной войны, стало стихотворение - песня «В землянке».
(Сообщение учащегося)
(прослушивание песни)
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
- Какую картину вы представляет перед собой?
(ответы детей)
Учитель: «Землянка» песня лирическая, даже грустная, но не уныние вызывала она, она звала в бой, она звала на подвиг, она заставляла делать вызов врагу, она бросала презрение в сторону врага.
Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
У вас у каждого есть таблица. Выполните задание к ней, пользуясь подсказкой, заполните таблицу, называя средства языковой выразительности и приводя примеры указанных средств выразительности. Время заполнения _______
Языковые средства | Примеры |
Олицетворения | Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует |
Эпитеты | Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь |
Лексический повтор | Далеко-далеко, снега и снега |
Сравнение Противопоставление | Смола, как слеза В холодной землянке – негасимой любви |
Сделаем выводы: стихотворение богато языковыми средствами, а олицетворения «Поет гармонь», «голос тоскует» подчеркивают нежные чувства лирического героя. Казалось простые слова, но как они влияли на души людей.
Учитель:
Очень многие из поэтов погибли, их строка оборвалась пулей. Среди погибших можно назвать имена: Бориса Котова, Иосифа Уткина, Бориса Богаткова, Павла Когана, Николая Майорова. Не сложил своего поэтического оружия татарский поэт Мусса Джалиль, попав в концлагерь в Моабите за политическую работу против фашистов, и приговорен к смертной казни.
(сообщение учащегося)
Даже в это время он писал стихотворения, которые позже были опубликованы, как цикл под названием «Моабитская тетрадь». Поэт уже не видел своих стихотворений. Я хочу вам прочитать одно из таких стихотворений, оно называется «Случай в подъезде», оно вошло в названный цикл. В его основу положен действительно произошедший забавный случай с Мусой Джалилем до войны. Случай в подъезде Это стихотворение было написано в застенках Моабита в 1943 году. |
- Какими качествами обладал это человек? (мужество, сила духа, любовь к Отечеству)
- О чём это стихотворение?
-Чем наполняется душа при чтении этого стихотворения? (радостью, миром в душе)
Учитель:
Какую силу духа, какое мужество надо иметь, чтобы, находясь в концлагере, написать стихотворение такое светлое, стихотворение-воспоминание о мирной жизни. И наверно, это стихотворение говорит о том, что поэт верил в победу, несмотря на то, что ему уже был вынесен смертный приговор.
-Скажите, а какими вы се представляете солдата, ушедшего на войну?
Лето, июнь…Наконец-то сданы экзамены, сегодня выпускной бал и прощание со школой. Выпускники долго готовились к этому дню, девчонки сшили нарядные платья, мальчишки одели галстуки. Никто не подозревал, что в этот день всё в их жизни перечеркнёт одно страшное слово - Война..
И сегодня мне хочется познакомить вас со стихотворением поэта Вадима Егорова, ставшим песней «Облака», которое он посвятил выпускникам школ 1941 года.
- Сколько им было лет? (17-18. как нашим одиннадцатиклассникам.)
- Много ли у них было шансов выжить? (Это еще дети…Они ничего не умели… Им было страшно…Они не знали, как вести себя на войне…)
- Послушайте это стихотворение.
(Прослушивание песни или её исполнение)
«Облака». (памяти школьников выпуска 1941 года) 18 июня 1976 |
- Почему стихотворение называется «Облака». Кто это? (Погибшие солдаты. Трудно смириться со смертью. Поэтому и приходит вера в то, что погибший находится рядом, он тебя видит, слышит, только ничего не говорит, и его душа как эти облака, плывёт по чистому, ясному небу).
- Как вы думаете, какая идея этого стихотворения? (война не нужна людям)
- Давайте ещё раз вспомним, какие качества помогли людям пережить эту страшную войну? (вера, любовь, надежда, ненависть к врагу, умение совершать подвиг, мужество)
Учитель:
Из блокадного Ленинграда зазвучал голос женщины-поэта Анны Ахматовой.
Стихотворение «Мужество» - это призыв защитить Родину, стихотворение – мольба, стихотворение – клятва.
(Чтение наизусть)
Стихотворение «Мужество». Анна Ахматова Мы знаем, что ныне лежит на весах |
- Что, по-вашему, вкладывает в слова «русская речь, великое русское слово» Анна Ахматова? (Это и русская культура, и духовность, и поэзия, и человеческая жизнь).
- В чём клянётся поэт? (победить врага, зло, жестокость, и сохранить Россию свободной.)
На кону судьба России. Пробил час, когда нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков. Стихотворение звучит и как клятва.
- С каким стихотворением в прозе, напрямую перекликается стихотворение Анны Ахматовой «Мужество»? (Тургенев «Русский язык».)
Действительно, во все времена русскому «великому народу» «не страшно под пулями мёртвыми лечь» он всегда готов вступить в бой за своё Отечество, за свою культуру, за «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
Учитель:
Очень многие стали писателями после войны, потому что люди не могли молчать, хотелось написать о том, что видели, что слышали, что знали.
(Выставка книг о войне - библиотека). Среди таких писателей мы можем назвать Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег». Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие». Эти книги хранятся в нашей школьной библиотеке, вы можете их прочитать.
Выводы:
- Можно ли сказать, что и поэзия воевала? Как она это делала?
- А как вы думаете, почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны?
(Безусловно, невозможно найти другой жанр, который по силе воздействия на души людей мог бы сравниться с поэзией. Поэзия была необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду в победу.)
Кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной? (Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!)
Заключительное слово:
Поэзия военных лет сыграла огромную роль в духовной жизни народа. Она укрепляла веру в победу. Каждый поэт, как воин – сделал огромный вклад в дело Победы, вдохновляя своими стихами. Отовсюду доносился голос поэзии: из тыла, из блокадного Ленинграда, из окопов, из концлагерей. Немало молодых поэтов этого поколения погибло, «не дописав своих последних строчек». Их час мужества пробил в самое трудное время.
И сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, чьи стихи сохранили в нашей памяти подвиг русского народа. Наша память жива во многом благодаря литературе, поэзии. Мы помним вас!
Стихи военной поры не только вели в бой солдата, не только вдохновляли на подвиг, они по сей день не дают нам забыть о великом подвиге всех людей и помогают до сих пор хранить память о боли тогда
К сожалению, все меньше среди нас остается ветеранов, которые могут рассказать о том, чем была война для нашей страны. Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия.
память людская хранит подвиги, совершенные в те суровые годы.
Память - основа совести и нравственности: память - одна из основ поэзии: Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. - так считает Дмитрий Сергеевич Лихачев*.
Предварительный просмотр:
- Константин Симонов. «Жди меня»
Вопросы:
– Каким чувством пронизано стихотворение?_________________ ___________________________________________________________
- Кому посвящено это стихотворение?________________________
- Чем помогало это стихотворение людям?_____________________
- Тогда скажите, к чему приравнивает автор умение ждать?
- Семён Гудзенко. «Перед атакой».
- Вы заметили, какие разные эти стихотворения. Чем они отличаются?_____________________________________________
-Что придаёт уверенности лирическому герою? _______________
__________________________________________________________
- Думал ли он о смерти?
- Алексей Сурков. «В землянке».
Заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности и приводя примеры указанных средств.
Языковые средства | Примеры |
Олицетворения | |
Эпитеты | |
Лексический повтор | |
Сравнение | |
Противопоставление |
- Муса Джалиль. «Случай в подъезде»
- Какими качествами обладал это человек?______________________
_____________________________________________________________
- О чём это стихотворение? ____________________________________
- Чем наполняется душа при чтении этого стихотворения? _______
_____________________________________________________________
- Вадим Егоров. «Облака».
- Почему стихотворение называется «Облака». Кто это? _________
_____________________________________________________________
- Как вы думаете, какая идея этого стихотворения?
Давайте ещё раз вспомним, какие качества помогли людям пережить эту страшную войну?
- Анна Ахматова. «Мужество»
- Что, по-вашему, вкладывает в слова «русская речь, великое русское слово» Анна Ахматова? _____________________________
- В чём клянётся поэт? ______________________________________
- С каким стихотворением в прозе, напрямую перекликается стихотворение Анны Ахматовой «Мужество»?
Сделаем выводы:
- Кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
- Можно ли сказать, что и поэзия воевала? Как она это делала?
- А как вы думаете, почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны?
Средства выразительности.
1. Олицетворение - это стилистическая фигура, которая описывает свойства предмета или явления путем сравнения его с живым существом.
2. Эпитеты - это художественное определение. Чаще это метафорические прилагательные, т.е. прилагательные, употребленные в переносном смысле: золотоокая листва, живой голос
3. Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова либо речевой конструкции. (Для экспрессивности, повышенная выразительность)
4. Сравнение - уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
5. Противопоставление - резко противопоставление понятий, образов, состояний, связанных между собой общим внутренним смыслом.
Тетрадь.
Тема урока:
Час мужества. Поэзия военных лет.
Задачи:
Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, чтобы на их примере показать, в чём заключается уникальность этой поэзии, а также продолжим учиться анализировать поэтические произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
видеоурок для урока литературы,посвященного военной поэзии
http://www.youtube.com/watch?v=7ElhJoC8UzI&feature=youtu.beвидео к уроку литературы, связанному тематически с Великой Отечественной войной.представляет собой слайдшоу (плакаты и фотографии времени...
ТСО для уроков литературы.Военная поэзия в русской литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=nI725MC3-_0 ТСО для уроков литературы.Видео использую на уроках русской словесности в 5-7 классах.Цель данного видео предполагала расширение кругозора знаний школь...
внеклассное мероприятие Военная поэзия
военная поэзия о военной поэзии на татарском и русском языках...
внеклассное мероприятие Военная поэзия
внеклассное мероприятие на русском и татарском языках о военной поэзии...
Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...
Урок литературы по военной поэзии "Ты помнишь,Россия,как все это было..."
Урок можно проводить в любом классе основной щколы...
Проект о военной поэзии
Стихи поэтов - участников Великой Отечественной войны...