Проект о военной поэзии
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)
Стихи поэтов - участников Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.ppt | 1.25 МБ |
proekt_o_voennoy_poezii.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы: Новодворский Дмитрий, Попова Алина, Саркисян Артём, Спирина Анастасия (7 «Б» класс) Руководитель Волкова А.Ф.
Цель : показать, как поэты - участники Великой Отечественной войны раскрывают тему войны. Задачи : проанализировать лирические произведения поэтов - участников Великой Отечественной войны, подчеркнуть особенности художественного метода каждого, найти общее.
Гипотеза : в лирике поэтов-участников Великой Отечественной войны много общего. Методы работы : анализ лирических произведений (определение темы, идеи, нахождение художественных средств, определение их роли в тексте).
Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 стали героями Советского Союза, 275 мастеров слова не вернулись с поля боя.
Берггольц Ольга Фёдоровна
Друнина Юлия Владимировна
Гудзенко Семён Петрович
Орлов Сергей Сергеевич
Муса Джалиль
поэтические образы стихов поэт Поэтические образы Ольга Берггольц Свист снарядов, в бомбоубежищах уснули дети, смертная угроза, бессонные ночи, страх, мольба, обугленное сердце. Юлия Друнина Дымные сны, друг убит на войне, замолкшее сердце. Семён Гудзенко На смерть идут, снег изрыт минами, вмёрзшая в снега пехота, умирает друг, лейтенант хрипит, под ногтями чужая кровь, я притягиваю мины. Сергей Орлов Зарыли в шар земной, грома тяжёлые гремят Муса Джалиль Огневой шквал, забинтованные раны, раскалённый свинец, сразил осколок мины, на носилках девушка лежит, час кровавый, посмертная слава, ресницы затенили взор лучистый.
поэт Уверенность в победе, вера в лучшее Ольга Берггольц Нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады- мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут. Юлия Друнина Был и есть у России вечной прочности вечный запас Семён Гудзенко А когда мы вернёмся,- а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,- (нас не нужно жалеть) Сергей Орлов И ничего не может статься С весной и Русью никогда. Муса Джалиль И больше недруг не войдёт в страну
Используемая литература: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова «Литература» 7 класс . Часть 2. М. Издательский центр «Вентана- Граф». 2015 г. Стр. 92-103 fb.ru/article/84661/poetyi-...
Предварительный просмотр:
Новодворский Дмитрий, Попова Алина, Саркисян Артём, Спирина Анастасия
Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны
Цель: показать, как поэты - участники Великой Отечественной войны раскрывают тему войны
Задачи: проанализировать лирические произведения поэтов - участников Великой Отечественной войны, подчеркнуть особенности художественного метода каждого, найти общее.
Гипотеза: в лирике поэтов-участников Великой Отечественной войны много общего.
Методы работы: анализ лирических произведений (определение темы, идеи, нахождение художественных средств, определение их роли в тексте).
Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 стали героями Советского Союза, 275 мастеров слова не вернулись с поля боя.
На уроках литературы мы познакомились с поэзией участников Великой Отечественной войны, свидетелей тех страшных лет, которые не должны повторяться. Большой интерес вызвали стихи Ольги Фёдоровны Берггольц, Юлии Владимировны Друниной, Семёна Петровича Гудзенко, Сергея Сергеевича Орлова, Мусы Джалиля, Алексея Александровича Суркова, Константина Михайловича Симонова и других.
Ольга Берггольц пережила всю блокаду Ленинграда, осаждённый, умирающий от голода город слушал по радио её голос, каждый день звучали слова, призывающие людей не сдаваться врагу, продолжать борьбу.
«Я говорю с тобой под свист снарядов…»
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза-
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
Звучит Я лирического героя, который обращается к читателям и слушателям. Потом звучит МЫ. Ольга Берггольц всем сердцем с родной страной и её народом. «Я горожанка, мать красноармейца» - эти строки подчёркивают единение поэтессы со всем народом. Метафора «обугленное сердце» подчёркивает глубину страданий самого автора и простых людей, страдающих от фашизма. Ольга Берггольц использует риторическое обращение-страна моя, печальная страна, и через это передана и любовь, и боль к своей многострадальной Родине.
Юлия Друнина добровольцем ушла на фронт семнадцатилетней девочкой, была санинструктором, демобилизовалась в 1944 году после тяжёлого ранения.
«Всё грущу о шинели…»
Всё грущу о шинели,
Вижу дымные сны, —
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
Дни летят, словно пули,
Как снаряды — года…
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
Стихотворение «Всё грущу о шинели…» написано поэтессой Юлией Друниной в 1969 году. Война закончилась, но нанесённая ею глубокая рана, о которой говорит Юлия Владимировна, никак не затянется. Что же это за чувства, что до сих пор волнуют поэтессу?
Это произведение небольшое: в нём всего три строфы. Произведение напоминает исповедь, отрывистые выкрики человека с беспокойной душой. Лирический герой произведения рассказывает читателю о своих переживаниях. В них сплетается боль, печаль, безнадёжность. Невыносимая тоска по потерянному на поле сражений другу раздирает сердце, которое словно по инерции продолжает стучать:
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
Юлия Друнина через риторический вопрос «И куда же мне деться?» говорит о постоянной боли, которая живёт в ней после войны, действительно никуда не деться от тяжёлых воспоминаний.
Война отняла у лирического героя всё – юность, время, близких. Эта потеря невосполнима, боль от неё, наверное, никогда не утихнет. Строки словно кричат «нет» страданиям, причинённым войной: « НЕ сумели», «войНЕ», «во мНЕ», «нет».
Отпечаток войны глубоко запечатлелся в сознании героя: отныне всё ассоциируется с нею. Не случайно мы видим такие сравнения:
Дни летят, словно пули,
Как снаряды — года…
Печально и чуть ласково звучит «грущу о шинели», как о добром друге, сопровождавшем в дни невзгод. Слово «Война» употребляется автором с заглавной буквы, словно это имя давнего знакомого, а не синоним жестокости и горя:
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
Сокрушается лирический герой, а затем повторяет, закрепляя мысль:
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
По мнению автора, война оставляет раны в душе человека, не позволяет ему вернуться к нормальной жизни, возвращая вновь и вновь во сне и наяву на поле боя. А значит, она не заканчивается для тех, кто в ней участвовал, даже после формального её завершения.
Безнадёжность. Вот какая главная мысль сквозит в строках.
Семён Гудзенко тоже добровольцем ушёл на войну, участвовал в памятной битве под Москвой зимой 1941 года.
«Перед атакой»
Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведёт через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
Первые свои стихи Семён Гудзенко опубликовал в армейской печати в 1941 году.
«Когда на смерть идут-поют, а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки”.
«…Эти строки писались в прямом смысле перед атакой. Короток, как молния, был путь от замыслов до текста.
Только тот, кто сам поднимался в атаку под пулемётным и миномётным огнём и перебегал через улицу в багровой пыли от только что разорвавшегося снаряда, кто, прижавшись к земле, лежал под бомбёжкой, кто ломал последний сухарь, чтобы поделиться с товарищем, мог с такой точностью и выразительностью передать чувства и мысли солдата переднего края, изо дня в день жившего рядом с постоянно подстерегавшей его смертью: «ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки»; «мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины»; «и нас ведёт через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи».
Поэт сумел в своих военных стихах соединить трагичность и самое обычное: «выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую».
Сергей Орлов был танкистом.
Стихотворение «Его зарыли в шар земной…»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Стихотворение было написано в 1944 году. Это одно из лучших произведений о подвиге солдата. Поэтическая мысль С. Орлова стремилась к масштабности, глобальности изображения, но образ солдата остался простым, близким и дорогим каждому из нас.
Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается оно образом земного шара. Земля сравнивается поэтом с мавзолеем, сама природа становится вечным домом погибшего солдата: «ему как мавзолей земля — На миллион веков», «и Млечные Пути пылят Вокруг него с боков», « на рыжих скатах тучи спят, метелицы метут, грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Так в стихотворении возникает мотив вечности, вечной памяти. «Давным-давно окончен бой…», но значение подвига не подвластно времени. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («на рыжих скатах»), сравнение («Ему как мавзолей земля»), метафору и гиперболу («Его зарыли в шар земной…»).
Муса Джалиль, татарский поэт, погиб в 1944 году в лагере для военнопленных.
«Смерть девушки»
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскалённого свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Её сразил осколок мины лютой…
Склонился шёлк знамён в печальный час,
И кровь её пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на её
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытьё,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый.
Но сто сердец на славные дела
Её посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
Читая стихотворение, мы видим хрупкую девушку, которая тащит на себе раненого солдата. Через художественные средства автор показывает всю трагичность момента. Метафоры : «огневой шквал», «играет ветер прядкой золотистой», «погасла, не успев расцвесть, весна», « кровь её пылала» - создают страшную картину. Автор девушку-санинструктора сравнивает с зарёй, которая рождает день, а сама сгорает. Эпитет «бессмертная» подчёркивает горечь, так как понятно, что девушка осталась в памяти потомков вечно молодой. «Взор лучистый», прядка «золотистая», «спокойная улыбка» -это эпитеты, которые подчёркивают боль от утраты красавицы, которой бы жить и жить.
Мы сравнили поэтические образы стихов, составив таблицу.
поэт | Поэтические образы |
Ольга Берггольц | Свист снарядов, в бомбоубежищах уснули дети, смертная угроза, бессонные ночи, страх, мольба, обугленное сердце. |
Юлия Друнина | Дымные сны, друг убит на войне, замолкшее сердце. |
Семён Гудзенко | На смерть идут, снег изрыт минами, вмёрзшая в снега пехота, умирает друг, лейтенант хрипит, под ногтями чужая кровь, я притягиваю мины. |
Сергей Орлов | Зарыли в шар земной, грома тяжёлые гремят |
Муса Джалиль | Огневой шквал, забинтованные раны, раскалённый свинец, сразил осколок мины, на носилках девушка лежит, час кровавый, посмертная слава, ресницы затенили взор лучистый. |
Приходим к выводу, что поэтические образы военной поэзии очень похожи, они подчёркивают страдания, кровь, смерть.
Задумались над вопросом об идее стихотворений и увидели, что каждый из поэтов хочет донести до читателей мысль о том, что россиян не сломить ни голодом, ни снарядами. Вера в лучшее, в победу звучит в лирике поэтов- участников Великой Отечественной войны.
поэт | Уверенность в победе, вера в лучшее |
Ольга Берггольц | Нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады- мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут. |
Юлия Друнина | Был и есть у России вечной прочности вечный запас |
Семён Гудзенко | А когда мы вернёмся,- а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,- (нас не нужно жалеть) |
Сергей Орлов | И ничего не может статься С весной и Русью никогда. |
Муса Джалиль | И больше недруг не войдёт в страну |
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. В стихах поэтов, участников великой Отечественной войны, много общего. Стихи разные: о блокаде Ленинграда, о девушке- санинструкторе, о молодом солдате, имя которого осталось неизвестно; однако звучит общая мысль об ужасе тех лет, о ненужности войны, о её бессмысленности. Также в стихах слышится уверенность в победе, о единстве людей, готовых отдать жизни ради победы.
Используемая литература:
- Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова «Литература» 7 класс . Часть 2. М. Издательский центр «Вентана- Граф». 2015 г. Стр. 92-103
- fb.ru/article/84661/poetyi-...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военная поэзия. 7 класс.
Тема урока: Час мужества. Поэзия венных лет.Цель: Продолжить знакомство с военной поэзией.Задачи:- показать уникальность поэзии военных лет;-продолжить работу по формированию умения анализировать поэт...
видеоурок для урока литературы,посвященного военной поэзии
http://www.youtube.com/watch?v=7ElhJoC8UzI&feature=youtu.beвидео к уроку литературы, связанному тематически с Великой Отечественной войной.представляет собой слайдшоу (плакаты и фотографии времени...
ТСО для уроков литературы.Военная поэзия в русской литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=nI725MC3-_0 ТСО для уроков литературы.Видео использую на уроках русской словесности в 5-7 классах.Цель данного видео предполагала расширение кругозора знаний школь...
внеклассное мероприятие Военная поэзия
военная поэзия о военной поэзии на татарском и русском языках...
внеклассное мероприятие Военная поэзия
внеклассное мероприятие на русском и татарском языках о военной поэзии...
Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...
Урок литературы по военной поэзии "Ты помнишь,Россия,как все это было..."
Урок можно проводить в любом классе основной щколы...