Урок-мастерская по литературе "За чашкой чая в Сайгоне" для 10-11 классов
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок - мастерская "За чашкой чая в Сайгоне?" - это один из уроков цикла, посвященного образу Петербурга. Старшеклассники знакомятся с современной рок-поэзией, где представлен очень ярко образ Петербурга, соприкасаясь с лучшими образцами классической питерской поэзии. Итогом каждого урока является письменная работа, которая возникает как результат накопления образов и слов. Очень важно, чтобы тексты звучали, ответы сравнивались и добровольно обсуждались. Учитель лишь направляет работу и участвует в анализе письменных работ. Интересной работу делают комментарии современников, различные аргументы и факты, где представлены тексты, которые необходимы для выполнения творческого, исследовательского задания.
Вымышленные герои-помощники Саша и Настя своими диалогами формируют старшеклассников в культурном плане, расширяя кругозор в области явлений литературы, истории, музыки и искусства в целом, прививая уважение к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_po_literature_za_chashkoy_chaya_v_saygone.docx | 578.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Обращение
Приветствую тебя, мой друг! Ты меня еще не знаешь, но позволь, я буду называть тебя именно так. Представлюсь. Меня зовут Саша Жигулин. Я ученик 10 «Б» класса обыкновенной питерской школы. Я современный молодой человек, самостоятельно и иронично мыслящий и,
конечно, большой любитель музыки, и, в первую очередь, рок-музыки.
Прежде чем я изложу суть дела, я
скажу, что представляю тебя как конкретного человека, с которым можно прямо и откровенно поговорить об истинных и мнимых ценностях в литературе, музыке, искусстве в целом. да и в жизни вообще. Ты можешь быть парнем со средними возможностями, но с креативным подходом. А можешь быть девушкой, возможно, отличницей, со здоровыми эмоциями.
Именно такими мы были, когда получили свое задание. Мы?! Это я и Настя Корчагина, моя одноклассница, отличница учебы, спортсменка и просто красавица. Как видишь, не придраться.
Был обычный будний день. Урок литературы. Пять минут до конца урока. Елена Николаевна, наша учительница по литературе, дает задание на дом: «Образ Петербурга в современной литературе». И тогда я подумал: «Наконец-то что-то «живое», волнующее. Тем более Петербург, город-история, город-миф, мой город».
В моей голове уже зрел план, как Елена Николаевна стала объединять нас в пары для дальнейшей работы, сейчас это модно в методике. Так вот, моей напарницей оказалась никто иная как Настя Корчагина, отличница, спортсменка..., вобщем не придраться. В чьей голове были не менее гениальные мысли. Я не знаю почему меня так это задело тогда, ведь Настя прекрасный человек, который умеет работать, а главное, у нее есть удивительное свойство: находить выход из любой ситуации.
- Спасибо, Саша!
- Пока в наших головах только мысли, и у каждого свои. Теперь ты понимаешь свою роль?! Настя объяснит лучше.
- Ты, вроде нашего камня преткновения, экватора между Северным и Южным полюсами.
- Тема интригует, а вместе и работать интереснее и разобраться легче. Я и Настя будем везде сопровождать тебя. Конечно, сами мы не справимся, нам понадобятся советы классика (СК), аргументы и факты (АиФ) и комментарии современников (КС).
- И пусть откроется нам мир прекрасного, где Петербургу место есть!
Тема: «За чашкой чая в «Сайгоне».
«Мы там все время жили».
Б.Гребенщиков
С- Но, когда же мы конкретней поговорим о современной литературе?
Н- А вот сейчас и поговорим. И я думаю, тебе будет приятно узнать чуть больше о твоей любимой рок-поэзии.
С- Тебя удивляет, что мы рассматриваем рок-поэзию как литературный факт? Как песни читать с листа, да еще подвергать анализу?
Н- Песня мыслит и чувствует… просто и крупно. В ней – Он, Она, Любовь, Беда, Разлука. В ней сам быт живет на уровне бытия – или выходит на этот уровень.
С- Может быть ты скажешь, что самое главное – это музыка, и для рока тексты не важны, поэтому зачастую они банальны?!
Н- Еще Блок признавался в нежной любви к самым что ни на есть неизысканным, до крайности простеньким «мещанским романсам», не то что прощая им их неизысканность, а ее-то в особенности и ценя. Как все естественное. Как все то, что на своем месте, так как, по-видимому, бывают не только «эмоциональные поэты, но и эмоциональные жанры. Как романс. Как песня». А «эмоциональный поэт…, - говорил Юрий Тынянов, - имеет право на банальность».
С- Мне обидно, что рок путают с авторской песней.
Н- А что тут обидного, они очень близки и можно сказать, что рок вырос из бардовской песни, авторской песни. Но интересно, что сами поэты об этом думают?
КС Евгений Клячкин (популярнейший бард). Авторская песня есть доверительный разговор со слушателем о проблемах, волнующих обе стороны.
Борис Гребенщиков (группа АКВАРИУМ). Честно говоря, я не понимаю, какая еще может быть песня. Не – авторская? Чья же тогда? Песня рождается в человеке, ни в коем случае не как стихи, не как музыка – одно подталкивает и выявляет другое. Задача автора – дать песне самостоятельную жизнь, пустить ее в мир. Чтобы это получилось, он должен абсолютно верить в то, что написал.
Андрей Макаревич (группа МАШИНА ВРЕМЕНИ). «Авторская песня» - название чисто условное. В других странах этот жанр называется «singing poetry» (поющая поэзия). Это ближе. Это жанр, в котором стихи имеют определяющее значение, аккомпанемент – вспомогательное (хотя тоже очень важное). Но главное – это исповедальность, высокая степень искренности.
Виктор Цой (группа КИНО). Если имеется в виду песня в исполнении автора, то, мне кажется, главная отличительная черта такой песни – это искренность. Если она есть, то слушателю уже наплевать на слабый голос, неумение играть, даже, может быть, на непрофессионализм и, более того, на стилистические ошибки в тексте.
Юрий Лоза (группы ИНТЕГРАЛ, ПРИМУС, ЗОДЧИЕ). Авторская песня – это в первую очередь песня, за которой стоит личность исполнителя. Песня, в которую он верит, которая наполняет мыслью его глаза. Это песня, которая говорит о каких-то конкретных вещах, в которй автор и исполнитель превращается в единое целое.
Е. Клячкин. Бурная и глубокая горная река выскочила на равнину; ширина стала необозримой, глубина резко уменьшилась, течение замедлилось. Говоря без метафор: нас было мало, нас интересовали глубины, нам мешали; сейчас пишущих много, их интересует популярность, некоторым – помогают.
Б. Гребенщиков. Если говорить об авторской песне только как о так называемом «движении бардов», то оно потеряло момент и разбилось. Они все – романтические одиночки. Кодекс одинокого рыцарства, меланхолия, да и принцип исполнения – один с гитарой – все об этом. Рок-музыка (жизнь, идея) обязательно коммунальная, связанная с тем, что люди делают что-то вместе, раскрывают себя и обогащают друг друга.
А. Макаревич. Расширилась тематика, обогатилась музыкальная фактура (помимо городского романса – «первоосновы» - влияние музыки кантри, блюзов, народных мелодий – славянских, цыганских, шотландских и т. д.).
Е. Клячкин. Если отказаться от грустных шуток и поговорить, как у нас любят, всерьез и по-деловому, то отличие - главное – в абсолютной непохожести проблем, которая, в свою очередь, вытекает из абсолютной непохожести жизни.
В. Цой. Я думаю, рок-музыка (раз уж прижилась) примет формы, характерные только для России, в самом ближайшем будущем (если уже не приняла).
А. Макаревич. По степени самовыражения рок и авторская песня очень близки. Рок-музыка – та же авторская песня, решенная другим музыкальным языком. Само слово «авторская» определяет оба жанра. У Гребенщикова, например, эти два жанра сливаются часто. У нас, видимо, тоже.
Ю. Лоза. Рок-музыка – это та же авторская песня, только положенная на язык мощной, агрессивной аранжировки, усиленная аппаратурой, светом, сценическим движением и соответствующей подачей.
М. Науменко. Взаимовлияние… Да, в том плане, что практически все группы играют и поют свой материал, причем поет песню, как правило, именно автор. Другой вопрос заключается в том, что не всегда качество текстов находится на должном уровне, но в любом случае любые попытки в этом плане можно приветствовать. Об этом уже говорилось, но имеет смысл подчеркнуть еще раз, что самодеятельная рок-музыка, как ни парадоксально это звучит, является народной музыкой в лучшем смысле этого слова.
Н- В общем, подобно авторской песне, в рок-музыке проявляется индивидуально-творческий синкретизм, предполагающий сочетание в одном лице композитора, поэта и исполнителя.
С- Делемно, что для рок-композиции характерно и заимствование выразительных средств традиционных жанров – музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу). Кроме того это может быть «электрическое» звучание, хотя и необязательно, коллективное творчество и особая форма музыкального ХЭППИНГА – концерта с участием зрителей, т. к. сейшен (от англ. «session»).
Н- Нужно сказать, что как самостоятельный жанр, рок-поэзия окончательно сформировалась к концу 70-х годов XX столетия, что уже тогда дало музыкальным критикам основание говорить о «феномене Русского Рока», а литературоведам – находить связи русской рок-поэзии с литературными традициями.
С- Но русский рок это кальки англоязычных образцов. Какие литературные традиции?
Н- Но факты говорят сами за себя. Давай обратимся к аргументам и фактам.
«Русские слова, пришедшие в нашу рок-музыку на смену английским еще не делают ее самобытной, но обратившись к родному языку при создании текстов, сделала не просто первый шаг к самобытности , но –шаг решающий. У языка есть свои глубоки законы, своя музыкальность, своя гармония. Протяженность гласных, система ударений, синтаксические законы построения фраз, аллитерированность и многое, многое другое должны привести чуткое ухо музыкантов к созданию иной музыки, чем американская, английская, французская, венгерская. Распевность русских народных песен – не только следствие широких географических просторов, но и результат протяженности и открытости гласных звуков в русском языке. Сегодня еще жесткие ритмы рока диктуют необходимость «рубленых» слов и фраз, но пройдет время – и ритмы подчинятся словам, они станут другими. Уже сейчас то, что делает «Аквариум», например, действительно не похоже на англоязычный рок. И тут Б. Гребенщиков прав, чтопытается идти своим путем»
(Из письма «Рок- дилетанта - Андрею Гаврилову»)
С- Я понял одно, что песня – это словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого – независимо от качества – принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы, которую можно и нужно изучать.
Н- А я поняла, что корни русской рок-поэзии следует искать не только в англо-американской, но и в национальной литературной традиции. Но что говорят об этом сами рок-поэты?
«Сначала надо определить, что такое рок. Рок – это слияние разных мифов, только поданных в современном изложении. В Англии и Америке рок-н-ролл – это дерзкий удел одиночки, а русский рок предполагает партнера… Если рок-н-ролл – мужского рода, то партнер должен быть женского. Когда я выступаю, у меня есть некий оппонент – публика, кстати, именно женского рода (раз уж мы говорим на уровне лексики русского языка). И с этой публикой ведется диалог. Я мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии – корней, суффиксов, приставок. Все происходит из корня. Это только кажется, что существует контекст слов, на самом деле речь идет о контексте корней». (Из интервью А. Бурлаки с А. Башлачевым)
«Чтобы понять рок-н-ролл, надо уйти от времени, потому что оно описывает лишь внешнюю канву. Когда мы наводим на резкость во времени, мы получаем четкость внешних координат, а все остальное расплывается. Говоря о рок-н-ролле, нельзя не говорить о религии по одной очень простой и очень атеистичной причине. Религия – это жизнь духа, и рок-н-ролл – жизнь духа. Религии мы с детства были лишены. Рок-н-ролл являлся единственной формой жизни духа. Мы многие годы оторваны от корней, лишены связи с корнями, с могучей и вечно живой народной традицией, как у нас любят говорить. Но рок-н-ролл, в отличие от истинно народной культуры, - вещь очень быстрая. Ритуалы и традиции меняются каждые две недели. Когда ты пишешь, ты переводишь свои образы из состояния потенции в состояние реальности. Это не фантазии, это реальность, которую ты сам создаешь и живешь в ней. Когда люди ее получают, они начинают с ней сообщаться, дают ей энергию. Всегда будут люди, которых ты перевел из потенциала в реальность, разбуженные тобой, которые эту реальность будут ощущать гораздо острее, чем ты, и они будут жить в этой созданной тобой реальности». (Из беседы Всеволода Гаккеля с Борисом Гребенщиковым. Ноябрь 1988г.)
«Башлачев научил меня относиться к слову не так, как я относился. Мне казалось: слово и слово – черт с ним. Можно обломать, запихнуть в строку. Для него слово было куском жизни. Я видел как он со словом работает, меня даже ломало от этого. Потому что он писал с долей математики, что ли: строил вот так строчки, здесь выводил слова, которые должны рифмоваться, тут закруглялось стрелочками… Это с этим, то с тем – цепочка получалась огромная! А я писал так: сел и готово…»
(Из бесед рок-делетанта и Константина Кинчева)
С- Идеология «новой волны» внесла разнообразие в музыкальную стилистику русского рока и подвинула музыкантов на панели адекватных русскому стиху музыкальных форм.
Н- И здесь вперед вырвался Ленинград. Первая волна настоящих рок-поэтов: Башлачев, Гребенщиков, Науменко, Цой, Ланов, Семонин – появилась в городе на Неве. Ленинградская школа подпитывалась традициями петербургской светско-аристократической поющейся поэзии и петроградского песенного фольклора.
С- Московская рок-школа развивалась иным путем, сделав ставку на сценическую визуализацию песен и гро….. типажей, такие исполнители, как Петр Мамонов («Звуки Му»), Игорь Сукачев («Бригада С»).
Н- Ко второй половине 80-х русский рок сформировался как самобытное явление. В поэтическом плане сформировались два основных направления с предельно выверенными методами проецирования идей и образов на слушателей. Ярчайшими представителями можно считать Александра Башлачева и Бориса Гребенщикова. Их творческие поиски заключались в плоскости совести, в некой болевой точке поколения такой подход обусловил особенность русского рока 80-х – предельную политизированность.
С- Развивая тенденции, заложенные А. Башлачевым, многие рокеры обатились к глубинным пластам национальной русской культуры. Такие поэты, как Ю. Шевчук («ДДТ»), Д. Ревякин («Калинов мост»), Егор Летов («Гражданская оборона»), Янка Дягилева, Константин Кинчев («Алиса»), органично соединили в своем творчестве элементы национального фольклора и роковой эстетики.
Н- В это же время в рок-поэзии возникло узкое направление, представители которого обращаются к поэтическим, стилистическим и мелодическим приемам русского городского песенного творчества. Наиболее яркие представители: Ф, Чистяков («Ноль»), С, Семонин («Выход»), П, Мамонов («Звуки Му»), И. Сукачев, А, Кортнев («Несчастный случай»), А. А. Скляр («Ва-банк»).
С- Традиции русского литературного авангарда начала XX века использует целая плеяда исполнителей: «АукцЫон», «АВИА», «Н. О. М.», «Ногу свело», А. Лаэртский, «Бахыт-компот».
Н- Начало 90-х прошлого столетия ознаменовалось глубоким кризисом русского рока. Появились группы: «Чиж и Ко», «Сплин», «Мумий Тролль», Земфира, «Мультфильмы», «Ночные снайперы», «БИ-2». И это был уже «новый русский рок».
С- Новые рок-творцы переняли традиции «эмоциональной реконструкции» отношения к действительности. Однако изменившиеся реалии окружающей жизни не могли не оказать своего влияния на тематику рок-поэзии, которая становится аполитичной.
Н- Все сказанное позволяет с уверенностью заявить, что русский рок и рок-поэзия, пережив кризис и трансформировавшись под воздействием реальности, все же сохранили свою самобытность, став полноправными составляющими современной национальной культуры.
С- Характеризуя рок как явление поэтической культуры, можно подчеркнуть фундаментальную особенность жанра – приоритет стихотворного текста над музыкальным началом. На что А. К. Троицкий заметил: «… в рок-н-ролл у нас все-таки люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторство».
1. Письменно ответь на вопрос: можно ли назвать рок-тексты поэзией, а рокеров – поэтами? Ответ аргументируй.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Почему корни рок-поэзии нужно искать в национальной литературной традиции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С- Если считать «Петербургский текст» значимой эстетической традицией, тогда можно соотнести с этой традицией и творчество рок-поэтов и проследить некоторые моменты их взаимодействия.
Н- Это было бы интересно. Для этого нам понадобятся тексты песен, в которых так или иначе присутствует пространство Петербурга.
В. Маяковский
«Кое-что про Петербург»
Слезают слезы с крыши в трубы,
К руке реки чертя полоски;
А в неба свисшиеся губы
Воткнули каменные соски.
И небу – стихши – ясно стало:
Туда, где моря блещет блюдо,
Сырой погонщик гнал устало
Невы двугорбого верблюда.
1913г.
«Еще Петербург»
В ушах обрывки теплого бала,
А с севера – снега седей –
Туман с кровожадным лицом каннибала
Жевал невкусных людей. –
Часы нависали, как грубая брань,
За пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
Величественно, как Лев Толстой.
1914г.
СПЛИН
«Санкт-Петербургское небо»
Комната, окна на площадь,
Рваные флаги по ветру.
Женщина в доме напротив
Сжигает нетленные письма.
А над ее головою
Санкт-Петербургское небо.
Лестница, десять пролетов,
Каждый изучен до боли.
Трамваи забиты людьми,
Но я не чувствую локтя.
Я еду в облачный край,
К Санкт-Петербургскому небу.
Дай хоть немного свободы
Птицам, парящим в прицеле.
Им некуда будет лететь,
Если ты рухнешь на город.
Здравствуй, осенняя площадь-
Пусть мой этаж не последний,
Скоро я буду с тобою,
Мое Санкт-Петербургское небо.
Диана Арбенина («Ночные снайперы»)
«Питерская»
В этом городе живет небо,
Небу триста лет, оно устало.
А под небом воздух из мороза,
Да к тому же с привкусом металла.
Здесь у птиц парализует крылья,
А Икару не к чему стремиться.
Новый год приходит годом старым –
Ничего не может измениться.
В этом небе голубые звезды,
В этом небе голубые реки,
А под небом маршируют сосны,
Топорами машут дровосеки.
Здесь машины попадают в пробку,
Отутюжены с похмелья лица,
Пешеходы попадают в топку –
Ничего не может измениться.
Не пойму...
В этом небе облака стальные,
В этом небе замерзают слезы,
А под небом не доходят письма,
А доходят так с пометой «поздно»,
Здесь любовь всего минут на сорок,
Перед сном, чтоб поскорей забыться,
По утрам здесь пьют дешевый кофе –
И ничего не может измениться.
В этом городе живет небо,
Небу триста лет, оно устало.
Пулю в лоб себе пустило небо,
Но дышать, увы, не перестало.
А под небом было так же грязно
Шли дожди, зима, весна и лето,
Ничего не может измениться.
Все прекрасно – даже это.
Вот так…
Виктор Цой
«Звезда по имени Солнце»
Белый снег,
Серый лед
На растрескавшейся земле
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет,
А над городом желтый дым –
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом звезды по имени Солнце. (…)
3. Что объединяет все эти тексты? Какой прием используют поэты, изображая небо? Подчеркни в текстах все моменты, которые это подтверждают. Ответ запиши ниже.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Другим цветом подчеркни в текстах лексику, составляющую городской пейзаж. Каким он представляется в сравнении с небом? Ответ аргументируй.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рисуя урбанистический пейзаж, поэты как художники используют много цвета. В каких цветах изображен Петербург? Попробуй нарисовать образ, который возникает у тебя в связи с метафорами поэтов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуй, используя эти метафоры создать образ Петербурга. И нарисуй два образа неба, которые больше всего тебе понравились.
Н- Мне всегда было интересно, как у рок-поэтов рождаются такие образы?
С- Как? За чашкой чая, например, в «Сайгоне», который был местом сбора молодых поэтов, художников, из которого можно было наблюдать жизнь города изнутри, что они и делали. Они верили, что «настанет срок», когда:
«На удивленье всему миру
Над нашей северной Пальмирой,
Над нашей северной Пальмирой
Взойдет звездою русский рок».
( «Монолог в «Сайгоне» Ю. Шевчука).
А вообще, Гребенщиков говорил, что у них была целая карта города: чьи-то квартиры, «Сайгон», замок, ряд дворов на Рубинштейна, ряд дворов на Невском. И «Сен-Жермен» - двор напротив Драматического театра на Литейном…
Н- Какой своеобразный образ жизни!
С- Образ жизни, образ мысли и образ восприятия мира – добавил бы я.
Н- Вернемся к образу Петербурга. Опять-таки он получается мрачным и холодным.
С- Ну почему, есть другой лик города – иной, узнаваемый, близкий мир, в котором герой чувствует себя свободно и естественно: «Я знаю, что здесь пройдет моя жизнь, жизнь в стеклах витрин». (В. Цой) Или «Темные улицы тянут меня как магнит, я люблю этот город как женщину» (В. Цой). А Башлачев лишь последние три года жил в Петербурге, но в его стихах отражено гармоничное слияние судьбы города и судьбы лирического героя:
«Мой друг, сними штаны
И голым летним садом
При свою вину под розгами дождя».
или:
«Мой бедный друг,
Из глубины твоей души
Стучит копытом сердце Петербурга».
Н- Да, не просто анализировать рок-поэзию!
С- Это и понятно, т.к. для нее характерна поэтика не целого произведения, а отдельных ключевых фраз и образов, связанных между собой не посредством логики, а посредством эмоционального состояния. Это касается и урбанистической темы:
«Я городской ребенок,
А реки здесь одеты в гранит,
Я люблю природу, но мне больше по нраву
Урбанистический вид.
Я ничего не имею против того,
Чтобы пробежать босиком по росе,
Но я живу здесь, дыша парами бензина,
Сидя на белой полосе».
(М. Науменко)
Лирический субъект – дитя города, но душа его интуитивно тянется к живой природе. Если в традиционной лирике принято противопоставлять хищной технике бедную природу, то в рок-поэзии мы не находим ни восхищенья мощью техники, ни культового отношения к природе:
«Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений – бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!»
(О. Мандельштам «Петербургские строфы», 1913)
Для рок-поэтов то и другое – составные элементы культуры, части единого целого, знаки природы часто соседствуют со знаками техники.
7. Прочти тексты «Питерская» Дианы Арбениной и «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» А.Блока. Произведи сопоставительный анализ.Подчеркните общие моменты в использовании лексики, цветовой палитры и место лирического субъекта.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).
Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали повесть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного возраста. Вместе с тем произведение это содержит в...
Мастер - класс по изготовлению топиария "Парящая чашка"
Мастер - класс по изготовлению топиария "Парящая чашка". Работа в районном конкурсе среди педагогов "Ступеньки мастерства", номинация декоративные цветы, заняла 3-е место....
Обобщающий урок по домашнему чтению по произведению К. Мэнсфилд «Чашка чая» в 11 классе.
Занятие рассчитано на 2 урока.Технология: компьютерные (новые информационные) технологии (работа с мультимедийной установкой - интерактивной доской).Практическая цель монологических: развитие умений м...
Методическая разработка урока по технологии: "За чашкой чая" (раздел кулинария) 8 класс
Методическая разработка урока по технологии: "За чашкой чая" (раздел кулинария) 8 классЦели урока: · Познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с ч...
конспект классного часа в 9 классе "Доверие или как склеить глиняную чашку"
Классный час «Доверие или как склеить глиняную чашку?»Цели: Закрепление знаний, полученных из курса обществознания о нравственных ценностях. Развитие практических навыков общения и работы ...
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса "Физика за чашкой чая"
Данное мероприятие можно провести после прохождения раздела "Изменение агрегатный состояний вещества"...