Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

     Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали по­весть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного воз­раста. Вместе с тем произведение это содержит в себе немало "взрослых" мыслей, доступных и понятных человеку с немалым житейским и чита­тельским опытом. Предпринятая нами попытка прочитать "Голубую чаш­ку" в 10 классе школы вызвала неподдельный интерес читателей: ребята стоят на пороге самостоятельной жизни, серьёзные и вполне зрелые мыс­ли о любви и ревности, о доверии и дружбе, о гражданской и человече­ской позиции овладевают ими. Помимо трепетного мира детства старше­классники попытались понять сложный семейный конфликт, запрятанный писателем в подтекст. Этот подтекст и стал главным предметом исследо­вания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povest_o_doverii_i_lyubvi_golubaya_chashka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

        Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара

             и читательский опыт учащихся 10 класса.

                            Урок внеклассного чтения).

     Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали повесть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного возраста. Вместе с тем произведение это содержит в себе немало "взрослых" мыслей, доступных и понятных человеку с немалым житейским и читательским опытом. Предпринятая нами попытка прочитать "Голубую чашку" в 10 классе школы вызвала неподдельный интерес читателей: ребята стоят на пороге самостоятельной жизни, серьёзные и вполне зрелые мысли о любви и ревности, о доверии и дружбе, о гражданской и человеческой позиции овладевают ими. Помимо трепетного мира детства старшеклассники попытались понять сложный семейный конфликт, запрятанный писателем в подтекст. Этот подтекст и стал главным предметом исследования.

     К уроку учащиеся получили задание внимательно прочитать произведение и подумать над вопросами: Почему повесть называется "Голубая чашка"? Повторить по словарю юного литературоведа (Сост. В. М. Новиков. - М., 1988) понятия: "повесть", "метафора", "аллегория", "образ-символ", "повествователь", "подтекст".

Урок начинаем с выявления восприятия учащимися произведения.

  1. Какое впечатление произвела на вас повесть "Голубая чашка"?
  2. Какие чувства вызвали у вас герои произведения?
  3. Как бы вы определили жанр   "Голубой чашки": повесть, рассказ?
  4. Какие бы вопросы вы задали автору произведения?
  5. Как вы относитесь к финалу повести?

     "Голубая чашка" понравилась ребятам своей искренностью, доверительной авторской интонацией, "серьёзным" отношением к "детской" теме. Старшеклассники с интересом следили за сложными отношениями "взрослых" героев произведения - рассказчика и Маруси, удивлялись цельности и вместе с тем непосредственности и чуткости характера Светланы, делающей первые шаги в огромный мир людей, природы, чувств.

     На этапе анализа повести ребята начинают постигать особую манеру повествования: захватывающего сюжета нет, приключения героев обыденны, да и цель "странствий" отца и маленькой дочери "куда глаза глядят" не завораживает тайной. Но есть эта "тайна", точнее причины, побудившие героев покинуть дом и пуститься в путешествие! Вот эти причины, по нашему замыслу, и должны были побудить ребят к чтению "с пристрастием", в котором и состоит главная прелесть "Голубой чашки".

     Обозначая тему и идею повести, говорим, что произведение это о жизни и человеческом счастье, о том, как трудно собрать воедино осколки разбитой чашки, а ещё труднее сохранить добрые отношения с дорогими людьми, сберечь любовь и дружбу, когда тебя посетили обиды и непонимание.

     Повесть имеет кольцевую композицию: завязка действия и финал обращают нас к образу разбитой чашки. Подумайте, почему "любимая" чашка мамы хранится в ...тёмном чулане?

Более чем странное место для любимых вещей. Они должны быть на виду, а тут .. .чулан...

     - Действительно, странно. А осколки разбитой чашки в конце повести?

     -  Тоже необычно: кто же станет эти "черепки"...швырять с крыльца в траву на улицу (есть же, наконец, мусорное ведро!) да ещё "пинать носком сапога"?

      Внимательно вчитываясь в текст повести, постараемся понять главную тайну этого произведения, его "подтекст", "подводное течение". Обратимся к экспозиции повести. Почему автор с какой-то "справочной" точностью сообщает нам о возрасте своих героев? "Мне тогда было тридцать два года, Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной..."

     - Возможно, повесть автобиографична: в 1936 году (время написания "Голубой чашки") писателю действительно было 32 года, а его рыжеволосой дочке Светлане шёл седьмой год.

     - Хорошо. А ещё почему?

     - Гайдар много писал о гражданской войне, его герои по возрасту могли бы в ней участвовать.

      - Такое начало настраивает читателя на серьезный лад: никакой "выдумки"! Да и повествование ведётся от первого липа. На какие ещё важные мысли настраивает нас начало повести?

     - Долгожданный отпуск в конце лета: подмосковная дача, мечты о ловле рыбы, купании в реке, лесные прогулки по грибы и орехи...

     - Верно, вы заметили, что в этих "мечтах" уже начало конфликта?..

     - Конечно, ведь Маруся сразу начала "придумывать" "себе и нам" всё новые, совсем не интересные дела: мести двор, чинить ветхие заборы, натягивать верёвки для белья, заколачивать гвозди. Какой уж тут отдых!

     - Да, заботы семьи и впрямь не совсем в духе "долгожданного" отдыха. Но это лишь "слабые помехи", более серьёзные придут спустя три дня, когда все трое соберутся идти гулять. Что это за "серьёзная помеха"?

     - Полярный лётчик, товарищ Маруси, пришедший к ней в гости.

     - Почему автор, не сообщая нам профессию рассказчика-отца, с каким-то скрытым удовольствием говорит о профессии Марусиного гостя? Послушаем устное сообщение по статье литературоведа А.Западова "Секрет голубой чашки".

     - Следуя исторической правде, Гайдар напоминает читателю о героичности этой профессии в середине 30-х годов XX века. У всех на устах был подвиг отважной семёрки полярных лётчиков, спасших экспедицию парохода "Челюскин", первыми получивших звание Героя Советского Союза. Вся страна восторгалась лётчиком Громовым, продержавшимся в воздухе 75 часов без заправки самолёта горючим. А беспосадочный перелёт Чкалова, Белякова и Байдукова из Москвы в Николаевск-на-Амуре? Вот к какому славному отряду крылатой профессии принадлежал Марусин знакомый. Добавим ещё, что молодое поколение той поры грезило небом. Фото отважных лётчиков были у каждого юноши. Переполненные аэроклубы, где постигали азы лётного мастерства мальчишки и девчонки. Устоять перед чарами романтической профессии да и самого образа лётчика было трудно.

     - Очень убедительно! Может быть, оттого отец со Светланой ушли во двор и с досады взялись мастерить ...вертушку? В хозяйстве-то вряд ли пригодится?

     - Да, проку от вертушки мало! Но, видно, он думал о ...лётчике, помешавшем их прогулке с Марусей; вертушка - ветер, воздух, полёт, надо лезть на крышу, а настоящие вертушки стоят на метеостанциях вблизи... аэродромов.

     - Может, эта злосчастная "вертушка" в повести "обрастает" чертами метафоры?

     - Несомненно, потому что чувствуется явный намёк автора на одиночество, обиду, ревность отца к этому лётчику.

     - Почему герои не последовали "приказу" Маруси идти спать?

     - Маруся пошла провожать до вокзала лётчика, и никто не хотел оставаться в пустом доме: ушла мама - дом потерял всякий смысл, вмиг герои стали одиноки.

     - Как усиливается это одиночество отца и Светланы?

     - Оклеив цветной бумагой вертушку, они уселись на крыше, откуда видят старика с балалайкой, мальчишек, глазеющих на игру. Старуха прогнала ребят и позвала деда за самовар: они будут пить чай, им не скучно. К тому же отец и Светлана думают, что к их вертушке сбегутся ребятишки - "будет компания"...

     - Вы заметили, как постепенно рассказчиком овладевает тоска по ушедшей Марусе.      

     - Что же планируют назавтра отец и дочь?

     - Вырыть "пещеру" для садовой лягушки, взять ниток у Маруси для бумажного змея, сесть всем троим в лодку и уплыть к большому лесу"...

     - Но никак нельзя победить сомнения: мы чувствуем эту тоску и боязнь разлуки с любимым человеком: "Так с обидой и уснули". Почему отца и Светлану не утешило возвращение Маруси и её подарки? Почему они "уснули с обидой"?

     - Бесспорно, слово лечит. Маруся же не сказала ни одного ласкового слова, а лишь отдала приказание" спать.

     - Да, неприветливая Маруся предстаёт наутро уж совсем рассержен-

ной: кто-то разбил её любимую чашку, и эти "кто-то" - близкие ей люди -муж и ребёнок. Отчего же герои принимают решение "идти куда глаза глядят"?

     - Конечно же, от обиды, хотя стараются сохранить и унести с со
бой то, что будет напоминать им о Марусе: кладут в сумку яблоко, табак,
дочка надевает свое лучшее "розовое платье" - ведь предстоит показаться
на люди!

     Экспозиция и завязка повести завершились сборами отца и дочери в путешествие. Вмиг мир показался героям чужим, за пределами калитки идёт своя жизнь: громыхает холодными бидонами молочница, катит мимо на велосипеде мальчишка, прошагал толстый дядька в лес по грибы, прошла белокурая девица с мокрыми от купания волосами. И... никого знакомых! Чем важна первая встреча путешественников с Санькой и Пашкой?

     - Дети в ссоре: пионер Пашка собирается поколотить "фашиста" Саньку. Гайдар, вероятно, хотел рассказать читателям о гражданской ответственности каждого за судьбу страны, особенно в середине 30-х годов, когда над миром нависла грозная опасность фашизма. Дети помирятся, взрослые простят друг другу обиды, но всеобщая подозрительность, характерная для того времени, может увести людей от настоящей опасности.

     - Правильно. Как считает литературовед А.Западов, тема доверия не случайна в повести. Автор показывает канун 1937 года. Волна репрессий не миновала и семью Гайдара: была арестована жена писателя, репрессированы многие его друзья... Какова роль образа старика-сторожа, встретившегося на пути отца и Светланы?

     В уста этого героя автор вкладывает важные и глубокие мысли: старое сельское кладбище и дом у леса на берегу реки - два контрастных образа, символизирующих смерть и жизнь. В доме у соснового бора живут дочь и внук сторожа, потому-то так дорого для старика это "самое хорошее далёко", воплощая жизнь, счастье, дом, семью, любовь.

     Жанр повести предполагает обращение к нескольким темам, волнующих автора. Гайдар, по воспоминаниям его сына Тимура, призывал воспитывать в молодёжи любовь к родине: "Пусть она будет большой, настоящей, искренней". Любовь эту к своей стране писатель не мыслил без труда. Тема мирного труда передаёт впечатление героев от увиденного: "тащат люди белый, как сахар, камень", "колёса крутятся", "тачки скрипят"; в деревеньке люди пашут, сеют...

Верно. Тема Родины и труда преломляется ещё и в эпизоде изображения военных учений вблизи леса. Каково место этого эпизода в художественной ткани повести?

Гайдар писал произведения прежде всего для читателя своего времени: и дети, и взрослые той поры не только слышали о войне, но и ждали её: фашизм в Европе, борьба в Испании, бои на Дальнем Востоке. Эпизод о немецком рабочем, покинувшем фашистскую Германию, не случаен. Но ясно и другое: на страже мирной жизни стоит Красная Армия. Даже красноармеец-наблюдатель, спрыгнув с дерева, одарил удивленную Светлану "тремя блестящими желудями".

     - Часто ли герои обращаются мысленно к дому и к Марусе? Почему?

     - Часто. Вероятно, из-за не утихшей ещё обиды, а, вернее, они уже соскучились по Марусе, особенно Светлана. Герои уже тоскуют по ерому домику с деревянной крышей"...

     Путешественники уселись пообедать на полянке, "какая не каждому попадается на свете": пышные ветки орешника, серебристая ёлка, душистые цветы, ярче первомайских флагов. Вы заметили, Светлана хочет вернуться домой, но, видно, не решается сказать отцу. Ведь обида отца на Марусю гораздо глубже и сильнее обиды дочери на мать из-за голубой чашки. Что напоминает дом и Марусю?

     - Чиж." Это знакомый чиж... Я его видела, когда мы с мамой качались в саду на качелях... Это он за нами прилетел..." Отец не соглашается с дочкой и, чтобы отвлечь Светлану от этих мыслей, поёт "печальным басом", но девочка непреклонна: она заметила "неестественность" в голосе отца, которого тоже терзают раскаяние и тоска по Марусе. То есть, окружающая героев природа - цветы и птицы - противятся решению рассказчика забыть о Марусе.

     Повесть "Голубая чашка" полна образами-аллегориями. Напомните определение этого художественного приёма.

     - Аллегория - иносказание, одно из сильнейших средств воздействия автора на читателя, умеющего видеть и понимать художественное явление. На пути к долгожданной чистой реке героев ждёт болото, символизирующее всё плохое, обывательски пошлое: оно берёт их в кольцо своим гнилым кустарником и осокой, ржавой водой и кочками.

     Да, автор ставит героев перед новым испытанием, но "большой и сильный" отец не привык отступать: что это "поганое болотце" в сравнении "с бескрайними камышами Приднестровья или угрюмыми плавнями Ахтырки", где сражался бывший красноармеец. Боевое прошлое героя помогает выбраться из болота. Как ведут себя рассказчик и Светлана?

     - "Счистили с себя грязь и тину", выстирали одежду, выкупались. Вновь - аллегория; герои будто готовятся ко встрече с Марусей: "смыли" с себя "грязь" подозрений и обид.

     - Почему автор решает после эпизода с "болотом" продлить путешествие героев?

     - Во-первых, эпизод в саду у Валентины предопределён композиционно. Гайдар ничего не забывает: старик сторож в начале повести просит путешественников зайти в гости к дочери своей Валентине и сыну ее Фёдору. Во-вторых, автор возвращает героев к истокам счастливого семейного бытия: так потешно ведет себя малыш Федор, "объевший уже два куста малины", так по-хозяйски деловита его мать Валентина.

     - Что смутило героев в саду "под спелой яблоней"?

     - Рокочущий гул блестящего самолёта в небе, который спугнул серебристую бабочку на рукаве Светланы. Это самолёт "того самого лётчика", который приходил вчера к Марусе.

     - Вы заметили, о лётчике девочка говорит "с досадой", она понимает, что причина их разлуки с Марусей именно в нем. Почему же после разговора об улетевшем лётчике следует рассказ о любви Светланиных родителей?

     - Да, эту историю рассказывает дочке отец. Любовь героев прошла испытание грозным военным временем. Сначала молодой красноармеец спасает семнадцатилетнюю Марусю, а потом девушка навестила в лазарете раненного в грудь бойца, чтобы в дальнейшем уже никогда не расставаться с ним.

     - Так в чём же виноват перед женой рассказчик? И виноват ли?

     - По-моему, отец Светланы ни в чём не виноват. Напротив, он даёт время Марусе и себе, чтобы привести чувства "в порядок". Их союз с женой построен на согласии и любви. Он уважает чувства Маруси; если она предпочтёт ему лётчика, он и тогда не будет посягать на её свободу...

     - Возможно, и так, но не забывайте, что в душе рассказчика может зародиться ревность к этому лётчику, способного "похитить" Марусю... В.И. Даль трактует ревность как "слепую, страстную недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-то любви или верности". Ревность требует подчинения любимого человека, она может оскорбить человеческое достоинство. Подумайте, о ревности ли эта повесть?

     - Нет, хотя вина рассказчика перед Марусей всё же есть: он усомнился в ней, позволил своим мыслям посеять в душе зёрна недоверия к любимой женщине. Вот почему история любви Светланиных родителей звучит как доказательство силы, верности, благородства рассказчика.

     - Какое впечатление эта история произвела на Светлану?

     - Огромное. На протяжении всего рассказа девочке "жалко", "совсем жалко" Марусю. Она убеждает отца "взглядом", как Маруся его любит: "Как будто сияние озарило голубые Светланины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо".

     -Да, искренний взгляд дочери убедительнее всяких слов! К какому выводу приходит рассказчик?

     - "Мы не разбивали голубой чашки". Её вообще никто из близких не разбивал. Герой освобождается от подозрительности и мучительного недоверия к жене. А раз так, надо быстрее спешить домой, к Марусе!

     - Какие звуки, краски сопровождают возвращение героев домой?

     - Это "ритмы" конца трудового дня: возвращается в гараж колхозный грузовик, "пропела военная труба", «загудел над лесом паровоз», раздаются голоса мирно играющих "в чижа" Саньки, Пашки и Берты. Добавим к этим звукам розовый закат вечернего солнца, ярко раскрашенную вертушку на крыше дома, крутящуюся "с весёлым жужжанием". Её установила Маруся.

     - Какой предстала перед путешественниками Маруся?

     - Яркой и весёлой: в оранжевых лучах закатного солнца, в красном платье, в сандалиях на босу ногу. Ласковые карие глаза светились радостью и ожиданием. Точно: никто не разбивал голубой чашки!

     - Почему же разбитую чашку герои "списывают" на серых мышей?

     - Это новая аллегория автора. Даже, скорее, символ...

     - Почему?

     - Как мы знаем, "символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уже накопленных значений". Вспомним мышиного короля и его армию из европейских сказок Гримм, Гауфа, Андерсена, балетной версии "Щелкунчик". "Серые злые мыши" и здесь сотворили своё чёрное дело - в чулане разбили чашку. Символические же "мыши" в авторской интерпретации - это подозрительность и обида, ревность и сомнение, недоверие и отчаяние...

     - А подаренный Светлане Фёдором (случайно ли автор называет четырёхлетнего карапуза взрослым именем?) пушистый котёнок?

     - Он будет хранить покой семьи от "серых мышей"...

     - Этого достаточно для семейного счастья?

     - Конечно же, нет. Котёнок - ведь тоже своего рода аллегория повести. Но судя по тому, как завершается произведение, читатель, большой или маленький, может быть спокоен за героев: семья сидит вечером под спелой вишней, сияет над садом золотая луна, прогремел дальний поезд, и даже скрывшийся в тучах "полуночный лётчик" уже никак не смутит их покой.

     Повесть "Голубая чашка" в ранней редакции виделась автору по-иному: рассказчик со своим пятилетним сыном Димкой уезжает на дачу, чтобы вкусить все прелести "отпускного" лета. Почему писатель вводит в окончательный вариант образы Светланы и Маруси?

     - Вероятно, потому, что Светлана в будущем станет, как и Маруся, матерью. Девочка более чутка, отзывчива, в будущей взрослой жизни она должна хранить семейное тепло, уметь любить и прощать. Да и имя у героини замечательное: этот ребёнок излучает свет, она, как маленький лучик солнца, освещает жизнь своей семьи.

В заключение урока говорим о языке и жанре повести. Ребят удивил язык произведения: "простой и вместе с тем красивый"; "налицо сказовая интонация автора"; "за кажущейся простотой и ясностью предложений скрыт какой-то глубокий и важный смысл"; "во многих фразах писателя чувствуется какая-то тайна, подсказываемая едва уловимым писательским намёком".

     Большинство учащихся класса определяли жанр "Голубой чашки" как повесть, аргументируя свои доводы опорой на литературоведческие словари и статьи критиков. Убедительно звучали на уроке ссылки на высказывание В.Г. Белинского: повесть изображает события, случаи, которые "в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить её и в века"; "повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки". Некоторые учащиеся обозначали близость произведения к жанру рассказа в силу "субъективного элемента", а именно, отношения автора к изображаемым явлениям и человеческим характерам. Учащиеся отмечали также такую важную связь жанра "Голубой чашки" со стихией устного повествования, указывали этимологическую общность слов "повесть" и "поведать": автор действительно стремится поведать своему читателю о событиях и героях. Углубляя представления о жанре, старшеклассники называли и фольклорных "предков" повести: есть в гайдаровском произведении элементы сказки и легенды - мотив путешествия за тридевять земель "куда глаза глядят", "ракитовый куст", вполне сказочный старик "с могучими плечами", - былинные табуны лошадей, "из которых каждая хоть самому Будённому", "Страшила с одним золотым глазом в триста двадцать пять ног", рыбы, умчавшиеся в "свою глубокую глубину". Жанр повести виделся учащимися и как совокупность множества устных рассказов, запечатлевших события, виденные или пережитые самим рассказчиком. "Голубая чашка" вобрала в себя голоса автора, рассказчика, Светланы, Маруси; старика сторожа, дочери его Валентины, сына её "хитрого Фёдора", Саньки и Пашки, красноармейца-наблюдателя, старухи-молочницы... Вместе с тем ребята не могли не заметить особую лиричность повести: одухотворённая природа, красота человеческих отношений, добрый и ласковый взгляд писателя, которым согрета каждая строка произведения. Приходим к выводу: "Голубая чашка" - маленькая лирическая повесть, герои и события которой существуют в поэтическом единстве со своим временем, чувствами, словами.

                                                                           Примечания

  1. В подготовке к уроку учащимся была рекомендована книга о
    мастерстве читателя. А. В.Западов "В глубине строки".- М.: Советский писатель, 1975.
  2. Гайдар Т.А. Голиков Аркадий из Арзамаса. Документы, воспоминания, размышления. - М.: Политиздат, 1988, С. 237.
  3. Энциклопедический  словарь  юного  литературоведа /Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988,- С.12.
  4. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. /Вл. Ив. Даль. М.: Рус. яз. - Медиа, 2003.- Т.4. - С. 88.
  5. Энциклопедический  словарь  юного  литературоведа /Сост. В.И.Новиков. - М.: Педагогика, 1988.-С. 295.
  6. А. Западов "Секрет голубой чашки"/ В кн.: А. Западов "В глубине строки". - М. «Советский писатель, 1975. - С. 282.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"

В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....

Формирование читательской компетенции учащихся III ступени на уроках внеклассного чтения.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.Как важно на...

Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)".

Как важно, чтобы каждый урок литературы стал уроком-открытием, уроком-размышлением, уроком-сотворчеством с писателем! Знакомство с необычными, удивительными рассказами-крохотками А. И. Солженицына дае...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....


 

Комментарии

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Очень интересная разработка урока.Привлекает тем,что Гайдар-писатель,которого нет в школьной программе,да ещё и в 10 классе.Спасибо за работу. Обязательно обращусь к ней.

Полянских Нина Николаевна

Спасибо, Любовь Ипполитовна, что Вы так внимательно прочитали мой урок. Разработка его была написана к 100-летию Гайдара и стала призёром всероссийского конкурса в Арзамасе. Жаль, что в угоду гарри поттерам и прочим произведениям, мы так легко и бездумно отказались от нашей отечественной детской классики, согретой прекрасным русским языком. "Голубая чашка" Гайдара - это удивительно универсальное произведение, интересное и ребёнку старшей группы детского сада, и подростку, и старшекласснику.