Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе по теме

Сергеева Ольга Владимировна

     Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём. Данная статья обращается к истории проблемного обучения и вопросам умственного воспитания, рассматриваются группы проблемных ситуаций, методы и приемы их создания, цели и задачи, этапы проблемного урока.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

     Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём.

     Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Умственное воспитание предполагает:

  • овладение школьниками знаниями;
  • овладение умениями правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
  • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
  • формирование творческого отношения к труду;
  • формирование мотивов умственной деятельности.

     Уровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в  решении проблем.
    Задача учителя научить школьника не только понимать, но и мыслить.
    Для этого надо развивать способности школьников. Это развитие обеспечивает возможность самостоятельно овладевать знаниями. Но умственная деятельность должна быть, прежде всего, мотивирована. Необходимы аргументы средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке

     У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно,  и выполняли её по-разному. Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Конечно, в основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки.
Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?».  Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Можно выделить три группы проблемных ситуаций:

А. Познавательные (теоретическое мышление);
Б. Оценочные  (критическое мышление);
В. Организаторско-производственные  (практическое мышление).

     Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия…
    Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.
    Решение организаторско-производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.
     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

     Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет.

     Гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности и общения воспитателя, возвышающие его самого. Педагогический гуманизм предполагает конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями природо- и культуросообразного саморазвития личности.

Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:

1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей,
способностей) для развития «самости», для саморазвития;

2) создание благоприятных внешних условий (среды
обитания) для психологического и биологического
(физического) существования и развития ребенка (питание,
одежда, учебные и другие образовательные средства);

3) организация очеловеченной микросоциальной среды
(гуманистические отношения, общение, творческая
деятельность, психологический климат) как продукт
активности детей и взрослых

     В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательного процесса характеризуются переходом:

  •  от учения как функции запоминания к учению как процессу
    умственного развития, позволяющего использовать
    усвоенное;
  •  от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к
    динамически структурированным системам умственных
    действий;
  •  от ориентации на усредненного ученика к
    дифференцированным и индивидуализированным
    программам обучения;
  •  от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

     В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности: использование современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и обоснование новых идей и технологий.

Но следует ли отказываться от традиционной формы обучения?

     К традиционным технологиям относится лекционно-семинарская форма обучения: сначала учебный материал преподается классу лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарских занятиях, и результативность проверяется в форме зачетов.

Каковы же положительные стороны этой формы обучения?

1. Систематический характер обучения.

2. Упорядоченная, логически правильная подача учебного
материала.

3. Организационная четкость.

4. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

5. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Отрицательные стороны:

1. Шаблонное построение, однообразие.

2. Сообщение готовых знаний.

3. Нерациональное распределение времени урока.

4. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентация
в материале, а достижение высоких уровней
перекладывается на домашние задания.

5. Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

6. Отсутствие самостоятельности.

7. Пассивность или видимость активности учащихся.

8. Слабая речевая деятельность.

9. Слабая обратная связь.

10. Отсутствие индивидуального обучения.

11. Ориентация на среднего ученика.

     Позиция ученика при лекционно-семинарском обучении: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность.

     Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья.

     Проанализировав все положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения, приходим к выводу, что данная система уроков свое отжила. Но каким же путем идти дальше? Как строить уроки? Какие выбрать формы, методы? Какую выбрать технологию?

     Подростковый возраст — время, когда в жизни человека встречаются период детства и пора отрочества. Ускорение темпов физического, эмоционального и умственного развития подростков приводит к появлению новых потребностей в самостоятельности, утверждении ценности своего «я». «Как всякое начало чего-то нового, фаза пубертатного развития имеет много схожего с ранним детством, например, в том, что в обоих случаях важную роль играет испытание своих возможностей. В ходе приобретения нового опыта взаимодействия с миром раскрываются разнообразные возможности, касающиеся собственной роли в нем подростка», — считает К. Бютнер, изучая поведение ребенка в разные возрастные периоды. Следовательно, учитель обязан создать такие условия в классе, чтобы, не подавляя естественной возрастной активности,эмоциональности, стремлений к самосознанию, ребенок смог самореализоваться. Поэтому, основу современного урока должна составить активная деятельность самих учащихся, что и определяет роль такой формы работы, как диспут.

     По сути дела, диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно-этические ценности, он заставляет молодого человека активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически.

     Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у  Ж. Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для
всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени «сократовским». Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и,
таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
История собственно проблемного обучения начинается с введения так
называемого исследовательского метода, многие правила которого в
буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
годах.
 Методика получила распространение в 20-30-х годах 20 – го века в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается также на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859—1952 г.), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями-инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.

     Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

     В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

      Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующихся действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

     Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Так, при изучении лирики А. А. Фета на этапе объяснения учащимися предполагаются следующие вопросы: «Какое впечатление производит на вас стихотворение „Шепот, робкое дыхание“, какое настроение вызывает? Чему посвящено, по вашему, это стихотворение, каково основное чувство лирического героя?

     Можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов об особенности поэзии Фета, согласиться с утверждением, что стихотворение „Шепот, робкое дыхание...“ является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?»

     На этапе закрепления: «Вы познакомились с поэзией двух крупнейших поэтов России XIX века —  Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что по-вашему, объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы.»

     На этапе контроля: «Напишите интерпретацию наиболее понравившегося стихотворения А. Фета.»

     Изучая тему «Нравственная направленность произведений Ф.М.Достоевского»,  привожу разные точки зрения критиков.  Прошу детей сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок.

     Создав проблемную ситуацию, необходимо включить в неё учащихся и сформулировать учебную цель,  стараться подобрать такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой при встрече с ней учащихся было бы совершенно необходимым.

    При работе над темой «Образ Демона в лирике М.Ю.Лермонтова» я предлагаю учащимся следующую ситуацию: «Каждая вещь (дело) имеет разные стороны.  Протест. Всегда ли он во благо?» Главное внимание сосредотачивается на формировании проблемной ситуации. Все объяснения учителя и усвоение знаний учащимися строятся как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы, как ответ на познавательную задачу.

    Проблемные методы обучения так называются не потому, что все другие не включают проблем. Всякое обучение носит проблемный характер. Однако учебная проблема может не переживаться учеником как познавательная задача, которую он сам должен разрешить.

    Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.

     При обсуждении проблемной ситуации, учащийся выражает своё собственное суждение, формулирует стоящую перед ним как субъектом образовательного процесса проблему.

    Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

   Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

     В процессе проблемного обучения у детей появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

 

Для реализации проблемной технологии необходимо:

  •  отбор самых актуальных, сущностных задач;
  •  определение особенностей проблемного обручения в
    различных видах учебной работы;
  •  построение оптимальной системы проблемного обучения,
    создание учебных и методических пособий и руководств.

 Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.

Цели проблемного обучения.

  • 1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  • 2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  • 3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  • 4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

     Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

  • формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
  • учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
  • обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.
  • продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

  • 1.Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.
  • 2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные
  • 3.Накопление, отбор материала.
  • 4.Консультации для всего класса и для помощников учителя - консультантов.

Структура урока - исследования.

Основные этапы данного урока

  • актуализация знаний.
  • мотивация.
  • создание проблемной ситуации.
  • определение темы исследования.
  • формулирование цели исследования.
  • выдвижение гипотезы.
  • проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)
  • интерпретация полученных данных
  • вывод по результатам исследовательской работы.
  • применение новых знаний в учебной деятельности.
  • подведение итогов урока.
  • домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

     Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

     Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...