Рабочие программы по литературе под ред. В. Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Кустарева Любовь Павловна

Предлагаю рабочие программы по литературе под ред. В. Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._lit._102_ch.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  

Барыбинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор ____/Шушминцева Е. А. /

«____» ___________2013 год

Рабочая программа

предмета «Литература»

для 5 класса

102 часа

Срок реализации программы 2013-2014 год.

                                                                                            Составитель:

                                                              Л.П. Кустарева

                                                                учитель русского языка и литературы                                                                                                                                    второй квалификационной категории

2013год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа курса  «Литература 5 класс» разработана  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  для 5 класса (базовый уровень) и авторской программы для 5-11 кл. под ред. Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. Коровиной.-М.:Просвещение,2010).

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения 2013-2014 учебный год.

Авторская программа, на основе которой составлена рабочая, является частью УМК, включающего программу, учебники по литературе для 5-11 кл. средней школы (базовый уровень),тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями, рабочими тетрадями для учащихся.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.  

Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентировочный характер обучения, в рабочей программе остаются теми же, что и у авторов. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования  

Класс образовательный.

Уровень базовый.

     


Рабочая  программа учебного курса «Литература 5 класс»

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Содержание программы

 Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 часов)

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните ли фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).(2 часа)

                 Русские народные сказки (8 часов)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер формул волшебной
сказки. Фантастика в волшебной сказке.
 «Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.
Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (2 часа)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы  Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века (2часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы  XIX века (44 часа)

Русские басни(1 час)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов.(4 часа)

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности)
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский.(3 часа)

Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин.(8 часов)

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни;
мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со
сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога
тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

        Русская литературная сказка

Антоний Погорельский ».(2 часа)

 «Черная курица, или Подземные жителиСказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин.(1 час)

«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов.(2 часа)

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.(3 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов.(3 часа)

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ
русской женщины.
 Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев.(6 часов)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет.(1 час)

Краткий рассказ о поэте.Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой.(3 часа)

 Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов.(3 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа» Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений)

Поэты XIX века о Родине и родной природе (4 часа)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится..,», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной. ». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок). А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча-
щихся)

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения

Из литературы XX века (29 часов)

Иван Алексеевич Бунин.(1 час)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко.(5 часов)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести Образ серого, сонного города Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек,. Маруся. Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений), Композиция литературного произведения (начальные понятия). 

Сергей Александрович Есенин.(1 час)

Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и
«Низкий дом с голубыми ставнями...» поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов.(2 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский.(3 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак.(4 часа)

Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над
злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов.(3 часа)

 Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев.(3 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах0 Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...» (2 часа)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе (3 часа)

И.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон- Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (2 часа)

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (14 часов)

Роберт Льюис Стивенсон (1час)

 Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо.(2 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен.(4 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы».(1 час)

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен.(2 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость, Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций Изобретательность в играх —- умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. (4 часа).

Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученики, закончившие V класс,

должны уметь:

УСТНО:

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
  • устно пересказывать текст - подробно, выборочно, сжато (или кратко) от другого лица;
  • дать развёрнутый ответ на вопрос;
  •  рассказать о литературном герое;
  • дать характеристику герою или героям;
  • дать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, просмотренный фильм, спектакль, иллюстрацию;
  • подготовить сообщение, доклад на литературную тему, диалога литературных героев;
  • свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в 5 классе произведений;
  • использовать словари:  орфографический, орфоэпический, литературный, энциклопедический, мифологический, словарь имён и т.д.).

ПИСЬМЕННО:

  • дать развёрнутый ответ на вопрос в связи изучаемым художественным произведением;
  • написать сочинение - миниатюру; сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе;
  • создать рассказ - характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
  • создать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм;
  • создать простой и сложный план будущего сочинения;
  • создать оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение);
  • свободно владеть письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого в 5 классе.


Календарное планирование

уроков литературы в 5 классе



урока


Тема урока.

Основное содержание

Сроки прохождения по плану

Скорректи-рованные сроки прохождения


1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

2.09.-7.09.13



2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

2.09.-7.09.13

3

Обучение сочинению загадок, частушек, колыбельных песен.

2.09.-7.09.13



4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

9.09.-14.09.13



5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.


9.09.-14.09.13

6

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

9.09.-14.09.13


7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

16.09.-21.09.13

8

Образ главного героя в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

16.09.-21.09.13


9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.



16.09.-21.09.13

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

23.09.-28.09.13



11

Мои любимые русские народные сказки» Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

23.09.-28.09.13


12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

23.09.-28.09.13

13

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича», Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

30.09.-5.10.13


14

Из русской литературы XVIII века.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

30.09.-5.10.13

15

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

30.09.-5.10.13


16

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)



7.10.-12.10.13


17

И. А. Крылов. Слово о баснописце» Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали

7.10.-12.10.13


18

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

7.10.-12.10.13



19

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

14.10.-19.10.13

20

Конкурс инсценированной басни

14.10.-19.10.13



21

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».


14.10.-19.10.13


22

Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки

21.10.-26.10.13


23

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

21.10.-26.10.13


24

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны



21.10.-26.10.13


25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок


28.10.-2.11.13


26

 Тестирование по произведению «Руслан и Людмила»

28.10.-2.11.13


27

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки

28.10.-2.11.13

2 четверть

28

Противостояние добрых и злых

сил в «Сказке о мертвой царевне…». Система образов сказки.

11.11.-16.11.13


29

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

11.11.-16.11.13

30

Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина?». «Что помогло Елисею в поисках невесты в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина?». «„Спящая царевна" В. А. Жуковского и „Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие»

11.11.-16.11.13


31

Мои любимые сказки А. С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок

18.11.-23.11.13


32

Русская литературная сказка.

 Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

18.11.-23.11.13

33

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Черная курица, или Подземные жители» Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

18.11.-23.11.13


34

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

25.11.-30.11.13


35


М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

25.11.-30.11.13


36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

25.11.-30.11.13


37

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

2.12.-7.12.13


38

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор.

2.12.-7.12.13

39

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2.12.-7.12.13


40

Н.  А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете

9.12.-14.12.13


41

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях... » — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

9.12.-14.12.13

42

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей

9.12.-14.12.13


43

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни.

16.12.-21.12.13

44

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

16.12.-21.12.13


45

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди

16.12.-21.12.13

46

. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

23.12.-28.12.13


47

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

23.12.-28.12.13


48

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование)

23.12.-28.12.13

3 четверть


49

А. А. Фет. Слово о поэте, «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

13.01.-18.01.14


50

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

13.01.-18.01.14


51

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

13.01.-18.01.14

52

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. И. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

20.01.-25.01.14


53

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.


20.01.-25.01.14

54

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

20.01.-25.01.14

55

Рассказы Антоши Чехонте


27.01.-1.02.14


56

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева

27.01.-1.02.14

57

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

27.01.-1.02.14


58

Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова



3.02.-8.02.14


59


Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века)

3.02.-8.02.14


60

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа


3.02.-8.02.14


61

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений


10.02.-15.02.14


62

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.


10.02.-15.02.14


63

Портрет как средство изображения героев в повести «В дурном обществе»

10.02.-15.02.14


64

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения.


17.02.-22.02.14

65

Обучение домашнему сочинению по повести В. Г Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

17.02.-22.02.14


66

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений

17.02.-22.02.14


67

П. П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

24.02.-1.03.14


68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка


24.02.-1.03.14


69

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

24.02.-1.03.14


70

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения



3.03.-8.03.14


71

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского


3.03.-8.03.14


72

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

3.03.-8.03.14

73

Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

10.03.-15.03.14


74

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.

10.03.-15.03.14

75

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С, Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев». Добро и зло в сказке.

10.03.-15.03.14


76

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита», Быль и фантастика.

17.03.-22.03.14

77

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита» Оптимистическое восприятие окружающего мира

17.03.-22.03.14


78

Контрольная работа по творчеству К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака и А. П. Платонова.


17.03.-22.03.14

4 четверть


79

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро» Черты характера героя и его поведение в лесу

31.03.-5.04.14



80

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении



31.03.-5.04.14


81

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)», «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»

31.03.-5.04.14


82

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Амин а-д о. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

7.04.-12.04.14


83

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе


7.04.-12.04.14



84

 Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века


7.04.-12.04.14


85

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».



14.04.-19.04.14

86

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

14.04.-19.04.14


87

 К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.



14.04.-19.04.14



88

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

21.04.-26.04.14


89

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

21.04.-26.04.14




90

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

21.04.-26.04.14

91

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

28.04.3.05.14


92

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда


28.04.3.05.14


93

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини


28.04.3.05.14


94



Наши любимые сказки X. К. Андерсена..


5.05.-10.05.14

95

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

5.05.-10.05.14


96

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном


5.05.-10.05.14


97

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев

12.05.-17.05.14

98

. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера» Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена

12.05.-17.05.14


99

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа.

12.05.-17.05.14

100

Становление  характера Киша. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

19.05.-24.05.14


101

Урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»


19.05.-24.05.14


102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

19.05.-24.05.14


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • В.Я.Коровина. Литература  5 класс. Учебник в 2-х частях. Москва, «Просвещение», 2009
  • В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы. 5 класс.  Москва, «Просвещение», 2009
  • В.Я.Коровина. Литература  5 класс.  Методические советы. Москва, «Просвещение», 2009
  • И.В.Золотарёва, С.М.Аникина. Универсальные поурочные разработки по литературе, 5 класс. Москва, ВАКО, 2009

Согласовано  на заседании  методического  объединения

учителей гуманитарного цикла

____________/Зубкова Т. А./

протокол №_____ от _________________

Согласовано

зам. директора по УВР

________/  Кашинская В. И. /

«______»_________________2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...

10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...

Рабочая программа по литературе. 9 кл. по УМК Коровиной В.Я.

Рабочая программа к УМК Коровиной В.Я. 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературе в 8 классе. Учебник Коровиной В. Я.

Рабочая программа по литературе в 8 классе. Учебник Коровиной В. Я. Рабочая программа соответствует требованиям Рособрнадзора. Составлена в августе 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....