Рабочая программа по литературе. 9 кл. по УМК Коровиной В.Я.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Рабочая программа к УМК Коровиной В.Я. 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._9_kl._12-13.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 лицей №1 г. Усмани

Липецкой области

им. Героя Советского Союза Б.А. Котова

Рассмотрена НМС лицея                                                    Утверждена приказом

Протокол №___ от ____2012                                           лицея № ___ от ____2012

                                                                                  Директор лицея             Э.В. Елфимова

                           

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для учащихся  9 - а класса

(общеобразовательный класс)

на 2012-2013
учебный год

Составила

Шишкина Л.А.,

учитель русского языка

 и литературы

 

                                                                                       

Усмань

 2012

Пояснительная записка

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения богатейшими средствами русского литературного языка.

Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы  с учетом   особенностей    региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея

.

1) Воспитание духовно-нравственной личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей чувством патриотизма, осознающей ценность своей малой родины в культурном наследии страны.

2) Знакомство с классическими образцами словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего, овладение мастерством читателя, способного к полноценному восприятию литературных  произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

3) Становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей через возможности местного социума.

4) Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы.

   5) Углубление знаний о литературоведении как науке.

   

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования способов деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Нормативно-правовая база

1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011).

2. Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

3. Приказ МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4. Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

5. Письмо МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

6. Приказ МОиН РФ от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

7. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8.   Примерная программа основного образования по литературе (базовый уровень)  и программа по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов. М.: Просвещение, 2009.

9. Письмо УОиН Липецкой области «О примерном Положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. №3499.

10. Программа развития лицея.

11. Образовательная программа лицея.

  Данная рабочая программа разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта образования (Государственный образовательный стандарт основного общего образования по литературе, 2004).

   Данная рабочая программа по литературе создана на основе Примерной программы основного образования по литературе (базовый уровень) и программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010.

Обоснование выбора программы

 Данная программа рассчитана на то, чтобы показать русскую литературу в контексте мировой художественной  литературы. Художественное произведение в ней предстает и как художественное целое, и как звено в сложном процессе развития литературы и истории. Рассматриваются три основных направления развития русской литературы: древнерусская литература, русская  литература; литература 18-20 вв., а также современная литература.

  Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. В ней прослеживается последовательное, системное изучение фольклора, произведений древнерусской литературы и русской и зарубежной литературы XVIII – XX веков. Дополнительные компоненты УМК способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта изучения литературы.

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем, в 9 классе - это литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Большое внимание в учебниках уделяется совершенствованию речи учащихся, формированию навыков выразительного чтения. Целью уроков внеклассного чтения является формирование у школьников читательской самостоятельности.

Принципы, заложенные в программе

     Компетентностный подход (содержание образования представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций). В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, содержащие сведения по теории литературы. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие литературу и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
   Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературного процесса открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
  Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества, начиная с местного социума. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; умеющей аргументировано отстаивать свою жизненную позицию с привлечением мирового культурного опыта. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Ключевые компетенции

1) Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.

2) Языковая компетенция предполагает овладение  нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных  явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями.

3) Культуроведческая компетенция  предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; в том числе с выходом на краеведческий аспект, умение соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.

Место предмета

  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года) – своего рода манифест, официально провозглашающий сферу образования ментальным пространством. Особую значимость методологические постулаты «Инициативы» имеют для учителя литературы, что обусловлено спецификой учебного содержания преподаваемого им предмета, ценностями духовной, нравственной и культурной жизни народа и мира в целом. Предназначение словесника – ввести учеников в сферу образов, в сферу литературных, исторических, фольклорных персонажей, в многовековой культурный ареал, познакомить новые поколения обучаемых с этой персоносферой, объектами которой являются «лица и личности». Это вопрос не ограничивается только методической сферой, ответ на него обладает статусом национальной безопасности, и понимание этого находит отражение в национальной инициативе.

  Учебный предмет «Литература» в Российской Федерации преподается как обязательный предмет в основной и средней (полной) школе. В общеобразовательных учреждениях Липецкой области ведётся преподавание на русском языке как родном и изучается русская литература, отводятся часы на изучение зарубежной литературы.

Количество часов

  На изучение литературы на базовом уровне в 9-а классе отведено 3 часа в неделю.  Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них на развитие речи - 7 ч. 

  Изменений в программу не внесено.

Формы организации образовательного процесса

- практические работы по художественному анализу текста;

- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

- сообщения учащихся;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- обучение публичному выступлению;

- сочинения по литературному произведению;

- тестирование;

- семинары;

- лекции;

- зачет.

Технологии обучения

 

  В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно ориентированное  обучение с осуществлением  проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.

  Групповая форма работы позволяет более детально рассмотреть и осмыслить текст,  аргументировано отстаивать собственную точку зрения по данной конкретной проблеме.

  Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении литературы  как неотъемлемой составной части истории страны, а также подготовиться к итоговой аттестации.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  Коммуникативная компетенция  реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей и   применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и  публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста.

Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.

   Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).

  Культуроведческая компетенция реализуется на уроках всех типов через  

- сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;

 - осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы;

- умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

Виды и формы контроля в 9-а классе

- анализ художественного и литературоведческого текста;

- сочинение по литературным произведениям;

-устное высказывание на заданную тему;

-текущий, фронтальный опрос, тематический контроль, самостоятельные работы;

- элементы проектно-исследовательской работы;

-рефераты, доклады на литературоведческие темы.

Используемый учебно-методический комплект

Программа по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов. М.: Просвещение, 2010.                                                                                                                                                    Учебник «Литература» 9 класс. В 2-х частях для общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2010 г. Автор - составитель  В.Я. Коровина.

Содержание рабочей программы.

Введение. Литература  и ее роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы: литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Общая характеристика древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - история открытия, проблема авторства. Герои и события  в «Слове». Идейный центр поэмы – «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. Образ автора в «Слове». Патриотический пафос; эпичность и лиризм поэмы; композиция, связь с народной поэзией.

Умения и навыки:

 - знать периодизацию русской литературы; знать историю открытия «Слова о полку Игореве»; осознать значение древнерусского памятника в истории страны;

       Перечень контрольных мероприятий: 

- домашнее сочинение по «Слову о полку Игореве»;

- зачет по летнему чтению.

Из литературы 18 века. 

Общая характеристика литературы 18 в. Понятие о классицизме. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве  при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

 Г.Р. Державин. Судьба и поэзия. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости. Д.И. Фонвизин и его время. Комедия «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы воспитания в комедии.

А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочные главы). 

Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. Писатель- историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»

Основные умения и навыки:

 - уметь давать характеристику литературному герою; знать определение классицизма; уметь дискутировать;                                                                     

Перечень контрольных мероприятий: 

- стихотворение Г.Р. Державина наизусть.

Из литературы 19 века.

Романтическая лирика начала века. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. 19 в. Литературные течения этого периода.

 В.А. Жуковский – «литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский). Очерк жизни и творчества. Элегии и баллады Жуковского.

 А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. Герои комедии. Гончаров «Мильон терзаний». Теория литературы: конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).

Основные умения и навыки:

 - знать основные вехи биографии и творчества А.С. Грибоедова;

- знать особенности классицистической комедии.                                                                   

Перечень контрольных мероприятий: 

- монолог из пьесы наизусть (на выбор);

- классное сочинение по комедии.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Вольнолюбивая лирика. Поэт и власть. Стихотворение «Анчар». Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. «Евгений Онегин». Работа Пушкина над романом. Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети 19в. Роль посвящения. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. Теория литературы: роман в стихах.

Основные умения и навыки:

 - знать основные вехи биографии и творчества А.С. Пушкина;

- уметь анализировать стихотворения;                                                                   

Перечень контрольных мероприятий: 

- стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Мадона», «Пророк», «Я вас любил…» наизусть по выбор;

- отрывок наизусть из романа «Евгений Онегин»;

- домашнее сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лирики.

 Тема поэта и толпы, образ России, судьба поколения 30-х гг. в лирике поэта.

Роман «Герой нашего времени». Роль эпиграфа. Замысел, смысл названия и проблематика. «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). «Фаталист».

Н.В. Гоголь. Судьба писателя. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики. Образ Чичикова. Теория литературы: деталь как средство создания образов героев поэмы и элемент художественного стиля Гоголя.

И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя-повествователя.

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Работа с текстом драматического произведения.

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть  «Белые ночи».

Л.Н. Толстой. Личность и судьба. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии.

А.П. Чехов. Личность и судьба. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Анна на шее»  

Основные умения и навыки:

-  знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; уметь давать характеристику литературному герою; знать определение романтизма; уметь дискутировать; уметь анализировать лирическое стихотворение.                                                                 

   Перечень контрольных мероприятий: 

- классные сочинения по творчеству  М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- наизусть стихотворения Лермонтова, отрывок из поэмы Гоголя.

Из поэзии 19 века.

Поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета .                                                    

    Основные умения и навыки:

-  знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире;

- уметь анализировать лирическое стихотворение;                                                                                                          Перечень контрольных мероприятий:   

-  наизусть стихотворения на выбор учителя и учащихся.

 Из  русской литературы 20 века.

 Многообразие  жанров и направлений.

 И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальна история любви людей разных социальных слоев.

Максим Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. «Макар Чудра».  

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания

М.А. Шолохов «Судьба человека». 

Основные умения и навыки:

-  знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; уметь давать характеристику литературному герою; знать основные черты романтизма и реализма; уметь дискутировать; уметь анализировать прозаическое произведение;                                                             

      Перечень контрольных мероприятий: 

- устное высказывание на заданную тему.

Из  русской поэзии 20 века. 

«Серебряный век» русской поэзии.

А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. «Ветер принес издалека…», «Возмездие», «В ресторане» и др.

С.А. Есенин. Своеобразие лирики. «Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо к женщине» и др. народно-песенная основа лирики поэта. Россия – главная тема есенинской поэзии.

В.В. Маяковский. «Громада – любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта. «А вы могли бы?», « Нате!», « Послушайте!», «Люблю», « Прозаседавшиеся». Новаторство поэта.

 М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь. на меня похожий…», «Мне нравится…» и др. Особенности поэтики Цветаевой.

 Н.А. Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», « Завещание» и др. философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

А. Ахматова. «Я отраженье вашего лица». «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Особенности поэтики

 А.Т. Твардовский. Стихи о родине. Военная тема в творчестве поэта. «Урожай», «Родное», «Матери», «Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении, нравственная позиция солдата.

 Основные умения и навыки:  

- знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; знать основные черты поэзии Серебряного века; знать особенности поэтики каждого изученного поэта;  уметь анализировать лирическое стихотворение;                                                                   

 Перечень контрольных мероприятий: 

-  наизусть стихотворения по указанию учителя.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Развития речи

классные

сочинения

домашние

сочинения

1

Введение.

1

2

Из древнерусской литературы.

6

 

3

Из литературы 18 века.

10

-

-

4

Из русской литературы 19 века.

58

5

Из русской литературы XX века

23

6

Из зарубежной литературы.

8

Итого:

102

5

2

Требования к  уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса литературы ученик должен уметь:

Устно:

- выразительно читать тексты художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;

- Устный пересказ всех видов- подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) –главы, нескольких глав в повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи т. д.

-  подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений изучаемых по программе старших классов.

- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;

- рецензия на самостоятельно прочитанноепроизведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера и др.;

- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями;

- свободное владение монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения и пр.;

- использование словарей различного типа, библиотечных каталогов;

Письменно:

- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций;

- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений;

- создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады и пр.);

- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление и пр.

Литература

-Литература в 9 классе: методические советы / Золотарева В.Д.,  М.,2008.

-Уроки литературы: 9 класс. Книга для учителя / под ред. В.П.Журавлева.- М.,2008.

- Е.В. Амелина. Литература в тестах: готовимся к КГЭ.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.

- Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11 кл. в 2ч./ сост. А.В.Баранников, Т.А.Колганова, Л.М. Рыбченкова.- М., «Просвещение»,2002.

- Русская литература ХХ века: задержанная литература, писатели, прошедшие ГУЛАГ, современная авторская песня, человек в современном мире. Учебная книга для уч-ся старших классов. В 2ч. /авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: Скрин; Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.

-Волшебный ларец: русская литературная сказка ХХ века / сост. В.П. Журавлев.-М., «Просвещение»,1998.

- Новелла Серебряного века./ сост. Т. Берегулева-Дмитриева.-М.: ТЕРРА, 1994.

-Сказка Серебряного века. /сост. Т.Берегулева-Дмитриева.-М.: ТЕРРА, 1994.

- Антология русской поэзии и прозы: ХХ век: в помощь учащимся 9 кл. в 2ч./ сост. Г.Г.Гольдштейн, Н.С.Орлова.- М. «Круглый стол»,1994.

- Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2ч./  под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1998.

- Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 2002.

-Русские писатели. Библиографический словарь в 2ч. / редк. Б.Ф.Егоров и др.; ред.-сост. П.А.Николаев. М.: Просвещение,1990 (Б-ка учителя рус.яз. и лит.).

- В.И.Макаров, Н.П.Матвеева. От Ромула до наших дней… Словарь лексических трудностей художественной литературы.- М.: Былина, 1993.

-Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006 (Мастерская учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе для 7 класса Коровина.

Рабочая программа по литературе на основе учебника Коровиной для 7 класса разработана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс...

рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной

рабочая программа по литературе 8 кл....