Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса к учебнику В.Я.Коровиной.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа содержит: Пояснительную записку, Требование к уровню подготовки ученика, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (с указанием видов деятельности учащихся и ожидаемыз результатов), учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе_9 класс | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №124»
Принято Утверждаю
Методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124»
Учителей русского языка и литературы __________________Н.М.Поргебников
МБОУ «Лицей №124» Приказ № от 30.08.2013
Протокол №1 от 30.08.2013
Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
основного (общего) образования
базовый уровень
для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Срок реализации рабочей программы – 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена Залесковой Ириной Владимировной
(Горбачева Татьяна Петровна)
Барнаул, 2013
2. Пояснительная записка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема 9 класса – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа и реализуется в течение 2013-2014 учебного года.
Формы и методы, технологии обучения:
- основная форма обучения – урок, различные его типы;
- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;
- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.
Формы оценки образовательных достижений учащихся:
- сочинение на литературную тему;
- выразительное чтение наизусть (признак правильного понимания текста);
- монологический устный ответ;
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);
- анализ эпизода;
- сенквейн;
- реферат;
- сообщение;
- зачет.
Выбор УМК для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):
- биографические сведения о мастерах слова;
- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных в программу произведений;
- содержание изученных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
- наизусть произведения, рекомендованные для заучивания;
Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):
- владеть правильным, беглым и выразительным чтение художественных и учебных текстов, в том числе чтение наизусть;
- владеть устным или письменным пересказом – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- создать развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная);
- написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);
- свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов);
- использовать словари (орфографический, орфоэпический, литературоведческий, мифологический, энциклопедии, словарь имен и др.);
- письменно составлять развернутый ответ на вопрос в с вязи с изучаемым художественным произведением; сочинение-миниатюру; сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах;
- создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
- создать план будущего сочинения, доклада (простого или сложного);
- создавать оригинальные произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения);
- свободно владеть устной и письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьника в 5-9 классах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).
4. Тематический поурочный план учебного предмета («Литература») 3 часа в неделю, 34 учебные недели).
№ урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы и методы, средства обучения на уроке. |
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа, тестирование | Составят представление о литературе как искусстве слова | Работа с учебником |
2. | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история с «Слове…» | Лекция, беседа | Повторят изученное по Древнерусской литературе. Познакомятся с историей открытия «Слова…» | Инсерт-таблица. Выразительное чтение, анализ текста. |
3. | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению. | Практикум | Изучат художественные особенности «Слова…». Подготовятся к домашнему сочинению. | Чтение отрывка из «Слова…» наизусть, устный ответ. |
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | Лекция | Оставят представление об особенностях русского классицизма. | Работа с учебником, конспект |
5. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» . Особенности содержания и формы произведения. | Лекция, практикум. | Познакомятся с основными фактами биографии поэта, изучат особенности содержания и формы «Вечернего размышления…» | Анализ текста, выразительное чтение, работа с учебником |
6. | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | Беседа | Изучат жанровые особенности оды. | Выразительное чтение, работа с вопросами в учебнике |
7. | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи гуманизма и просвещения в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Урок внеклассного чтения | Познакомятся с основными фактами из биографии поэта. Сделают вывод о художественных особенностях оды Г.Р.Державина | Анализ текста, выразительнее чтение |
8. | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | Практикум | Сделают вывод о традиции и новаторстве в лирике Г.Р. Державина | Сравнительный анализ стихотворений, выразительное чтение |
9. | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | Рассказ, беседа. | Знать основные факты из биографии писателя. Сделают вывод об обличительном пафосе произведения. | Выразительное чтение, индивидуальное, таблица. |
10. | Особенности повествования в жанре «Путешествия…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Практикум | Знать жанрообразующие признаки путешествия, уметь находить их в изучаемых произведениях. | Выразительное чтение, коллективная, постановка проблемных вопросов |
11. | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Лекция | Знать основные черты сентиментализма, уметь рассматривать произведения автора как сентиментальные. | Постановка проблемных вопросов, коллективно-индивидуальная, выборочное чтение. |
12. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | Практикум | Рассматривать произведение в аспекте творческого направления. | Постановка проблемных вопросов, коллективная, Дневник двойной записи. |
13. | Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений) | Урок развития речи | ||
14. | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Лекция | Иметь представление о романтизме и реализме. | Сравнительная таблица, работа с учебником, коллективно-индивидуальная, Диаграмма Вена. |
15. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Романтическая лирика. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | Лекция, практикум | Знать основные биографические сведения, уметь рассматривать стихотворения автора в аспекте романтизма | Анализ текста, выразительное чтение. |
16. | В.А.Жуковский. Особенности жанра баллады «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Беседа, практикум | Знать жаровые признаки баллады, особенности языка. Уметь рассматривать произведение «Светлана» в аспекте жанра | Анализ текста, выразительное чтение. |
17. | А.С. Грибоедов: личность и судьба, драматурга. | Лекция | Знать основные факты биографии и творчества. | Работа с учебником. Инсерт, коллективно-групповая |
18. | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | Беседа | Знать особенности композиции комедии, содержание ключевых сцен, выявлять элементы сюжета и композиции произведения, понимать ключевые проблемы изученных произведения. | Чтение ключевых сцен комедии, выразительное чтение по ролям. |
19. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | беседа | Иметь представление об идеологических принципах представителей фамусовской Москвы, понимать ключевую проблему. | Выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, коллективная, ТСО |
20. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | |||
21. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | Беседа | Уметь составлять характеристику Чацкого; понимать ключевую проблему образа героя. | Выборочное чтение, чтение по ролям, метод проблемных вопросов, коллективная. |
22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | |||
23. | Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | Урок развития речи. | Уметь анализировать эпизод комедии, выявлять традиции и новаторство канонов классицизма, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного замысла писателя; | Выборочное чтение, коллективная, |
24. | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | Подготовка к домашнему сочинению | Уметь составлять конспект литературоведческой статьи, сопоставлять точки зрения критиков; излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее.. | Метод проблемных вопросов с выборочным чтением. |
25. | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин») Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | Лекция, беседа | Знать основные факты биографии писателя, сопоставлять этапы биографии с творческими периодами; уметь анализировать лирическое стихотворение, понимать его художественное своеобразие | Репродуктивный, проблемное изложение материала Коллективная, индивидуальная Книга, ИКТ. Чтение наизусть |
26. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы и служения Родине. Тема свободы, власти в лирике А.С.Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». | Беседа | Уметь анализировать литературное произведение, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного замысла писателя. | Репродуктивный, проблемное изложение материала Коллективная, индивидуальная Книга, ИКТ. Чтение наизусть |
27. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина.»На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | Семинар | Метод постановки проблемных вопросов, эвристический Групповая. Чтение наизусть. | |
28. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум | ||
29. | Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. | Урок контроля | ||
30. | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров : цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | Урок внеклассного чтения | ||
31. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | Лекция | Уметь представление об особенностях жанра романа, сюжете, композиции. Знать особенности «онегинской строфы», понимать ее роль в идейно-композиционном замысле романа. | Книга, коллективная, эвристичекий, выразительное чтение |
32. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Беседа | Уметь составлять сравнительную характеристику героев, сопоставлять героев. Составлять устное высказывание по теме урока. | Устное монологическое высказывание, книга, выборочное выразительное чтение. Диаграмма Вена. |
33. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Беседа | ||
34. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Практикум | Уметь анализировать письмо героя как средство создания его характеристики | Выразительное чтение наизусть. Анализ двух писем. |
35. | Автор как идейно-эмоциональный и лирический центр романа. | Беседа | Уметь находить в тексте способы выражения авторской оценки, характеризовать образ автора. | Выборочное чтение, монологическое высказывание, коллективная., метод проблемных вопросов |
36. | Пушкинская эпоха в романе. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Семинар | Сформируется представление об отражении в романе особенности эпохи. Уметь находить в романе примеры по теме урока, пользоваться дополнительной справочной литературой. | Индивидуально-групповая. Эвристический метод, работа с книгой. |
37. | Пушкинский роман в русле русской критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Урок развития речи | ||
38. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | Урок внеклассного чтения | Метод проблемного вопроса, коллективная, выразительное чтение. | |
39. | М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно…» | Лекция, беседа. | Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя, Уметь анализировать стихотворения, выявляя их специфические особенности, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее. | Работа с книгой, конспект, репродуктивный, коллективно-индивидуальный. |
40. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | Практикум | Коллективный, сенквейн, выразительное чтение наизусть | |
41. | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Практикум | Индивидуальные сообщения, метод проблемного вопроса, книга. ТСО | |
42. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | Семинар | Эвристический, коллективно-индивидуальная, выразительное чтение. | |
43. | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. | Лекция | Знать особенности композиции, замысла романа, уметь анализировать роман в аспекте жанра психологического романа. | Метод постановки проблемного вопроса, коллективная, выборочное чтение. |
44. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | Беседа | ||
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Беседа | Уметь анализировать образ главного героя в системе персонажей, составлять устное монологическое высказывание. | Метод проблемного вопроса, коллективная, фрагменты фильма, ИКТ |
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Беседа | ||
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | Практикум | ||
48 | Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина. | Практикум | ||
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению | Семинар | Уметь анализировать роман в аспекте литературного направления, письменное высказывание на литературную тему. | Индивидуальная, репродуктивный, составление письменного монологического высказывания |
50 | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | Урок контроля | ||
51 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Деканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | Лекция | Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя. Уметь анализировать поэму, выявляя ее специфические особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее | Индивидуальная, групповая, Эвристический, коллективно-индивидуальная, выразительное чтение. |
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | Беседа, практикум | Выразительное чтение эпизода. Анализ эпизода. | |
53 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | Беседа, практикум | ||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | Беседа | ||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | Беседа | Выборочное чтение, метод постановки проблемного вопроса, эвристический метод, фрагменты спектакля. | |
56 | «Мертвые души» - поэма о величии Росии. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Подготовка к сочинению. | Семинар | ||
57 | «Мертвые души». Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г Белинского. Подготовка к сочинению. | Семинар | ||
58 | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир и угроза его распада. | Лекция, беседа | Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя. Уметь анализировать пьесу, выявляя ее специфические особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее. | Методика постановки проблемного вопроса, работа с книгой, выразительное чтение по ролям, анализ эпизода комедии. |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | Беседа | Знать жанровые признаки комедии. | |
60 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Беседа, лекция | Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя. Анализировать повесть, выявляя ее специфические особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее | |
61 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Беседа, лекция | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развития понятие о повести. | Знать жанровые признаки повести, уметь анализировать произведение в аспекте жанра. Разовьют понятие о повести. | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
63 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Урок внеклассного чтения | Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя. Анализировать повесть, выявляя ее специфические особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее | |
64 | А, П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Лекция | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
65 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Беседа | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
66 | Подготовка к сочинению- «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся). | Урок развития речи | ||
67 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирической поэзии. | Уроки внеклассного чтения | Разовьют понятие о жанрах лирических произведений | Индивидуальные сообщения |
68 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | Лекция | Репродуктивный, коллективная, конспектирование, работа с книгой | |
69 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевич. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Лекция, беседа. | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
70 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | Практикум | ||
71 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце» Сатира на общество шариковых и швондеров. | Лекция | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
72 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | Практикум | ||
73 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя. | Беседа | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | Практикум | ||
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика в рассказе «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. | Беседа | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» . Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Беседа | ||
77 | Контрольная работа по произведениям второй половины 19-20 века. | Урок контроля | ||
78 | Русская поэзия Серебряного века. | Лекция, урок-концерт | Знать особенности поэзии Серебряного века, иметь представление о жанровом многообразии литературного периода начала 20века, уметь анализировать стихотворение в аспекте творческого метода автора, жанра, философской проблематики, своеобразия размера, ритма, тематики, смысла названия и биографического комментария. Уметь анализировать стихи поэта в аспекте традиции и новаторства. | |
79 | А.А.Блок. Слово о писателе. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Беседа, практикум | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение. | |
80 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Беседа | ||
81 | Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.»Письмо к женщине», Не жале., не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | Практикум | ||
82 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?». «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | Беседа, практикум | ||
83 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | Беседа, практикум | ||
84 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэзии Цветаевой. | Лекция, беседа | Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение, чтение наизусть. | |
85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Практикум | ||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.»Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание», Философский характер лирики Заболоцкого. | Беседа | ||
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Беседа | ||
88 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Практикум | Знать особенности поэтики А.А.Ахматовой | Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод, чтение наизусть |
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», Во всем мне хочется дойти …». Философская глубина лирики Пастернака. | Беседа, практикум | Иметь представление о философской глубине лирики Пастернака, особенностях поэтики стихов о природе и любви | |
90 | А.А.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», Весенние строчки». | Беседа, практикум | Иметь представление об интонации и стили стихотворений о природе и Родине | Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод, чтение наизусть |
91 | А.А.Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | Беседа | Знать особенности интонации стихов о войне | |
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков. | Урок внеклассного чтения | Индивидуально-групповые сообщения, использование дополнительного справочного материала. | |
93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков. | Урок внеклассного чтения | ||
94 | Зачетное занятие по русской лирике 20 века. | Урок контроля | ||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…», Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | Урок внеклассного чтения | Знать жанровые, эстетические, особенности, систему персонажей, особенности конфликта античной литературы, литературы Возрождения. | Выборочное чтение, чтение по ролям, коллективная, репродуктивный, ТСО |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты) Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | Лекция | ||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | Лекция | ||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Урок внеклассного чтения | Знать жанровые, эстетические, особенности, систему персонажей, особенности конфликта античной литературы, литературы Возрождения. | Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод. |
99 | И.-В. Гетте. Слово о писателе. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиск справедливости и смысла человеческой жизни. | Лекция | ||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Грэтхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Урок внеклассного чтения | ||
101 | Выявления уровня литературного развития учащихся. | Беседа, тестирование | ||
102 | Выявления уровня литературного развития учащихся. | Беседа, тестирование |
5. Формы и средства контроля образовательных результатов учащихся.
- сочинение на литературную тему;
- выразительное чтение наизусть (признак правильного понимания текста);
- монологический устный ответ;
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);
- анализ эпизода;
- сенквейн;
- реферат;
- сообщение;
- зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009.
- Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие.- М.: Дрофа, 2006.-172 с.
- Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.- 352 с.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...