Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности | |||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* | ||
Вид | Форма | |||||||
Первая четверть | ||||||||
1. | Тема 1: «Введение» Всего часов 1 | |||||||
1.1 | 1-ая уч. нед. | Писатели – создатели, хранители… | 1 | Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина | текущий | Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5) | Понимать основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Строить собственные высказывания о книгах и чтении | Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздни-ках |
2. | Тема 2: «Устное народное творчество» Всего часов 2 | |||||||
2.1 | 1-ая уч. нед. | Обрядовый фольклор | 1 | Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение | текущий | Сообщения, выразитель-ное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 11-12) | Иметь представление о видах календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. : исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках | Вопросы и задания 1-8 (с. 10-11) |
2.2 | 2-ая уч. нед. | Пословицы и поговорки | 1 | Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля | текущий | Вопросы и задания 1—4 (с. 16), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок | Понимать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Использовать пословицы и поговорки в речи | Вопросы и задания рубрики «Развивай-те дар слова» (с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произве-дений |
3 | Тема 3: «Древнерусская литература» Всего часов 1 | |||||||
3.1 | 2-ая уч. нед. | «Сказание о Белгородском киселе» | 1 | Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника) | текущий | Пересказ статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Михель-сон, вопросы и задания (с. 25), вопросы и задания рубрик «Развивайте дар слова» (с. 23, 26), «Фонохресто-матия» (с. 26) | Видеть черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Составлять план и пересказывать Текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литерат уры и живописи | Сообщение по Теме «Басни» |
4 | Тема 4: ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА Всего часов 4 | |||||||
4.1 | 3-ая уч. нед. | Русская басня | 1 | Повторение изученного о басне. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание | текущий | Вопросы и задания 1—2, 5 с. 31-32) | Иметь представление о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл : выразительно читать басни; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 3—4 (с. 31-32), чтение вступи-тельной статьи об И.А. Крылове |
4.2 | 3-ая уч. нед. | И. А. Крылов «Осел и Соловей» | 1 | Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне | текущий | Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—4 (с. 36), 2 (с. 45), 1-3 (с. 46, рубрика «Фоно-хрестома- тия»), описание иллюстрации | Иметь представление о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24007/ | Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова |
4.3 | 4-ая уч. нед. | «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 | История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням | текущий | Выразитель-ное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы 1, 3-4 (с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохре-стоматия» (с. 46-47) | Одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение | Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3 (с. 55) |
4.4 | 4-ая уч. нед. | Внеклассное чтение | 1 | Басни И. А. Крылова, Эзопа, Лафонтена, С. Михалкова и др. | текущий | Сообщение о любом баснописце на выбор, выразительное чтение басен, викторина. | Сведения о жизни и творчестве известных баснописцев; крылатые выражения, пришедшие из басен. Понимать: аллегорический смысл басен: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение | Сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина |
5 | Тема 5 «ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА». Всего часов 26 | |||||||
5.1 | 5-ая уч. нед. | А. С. Пушкин Лицейская лирика «И. И. Пущину» | 1 | Лицейские годы А.С. Пушкина. Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению | текущий | Вопросы и задания 1—5 (с. 54), 1,4 (с. 55), 1-3 (с. 56) | Иметь представление о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину». Выразительно читать стихотворение прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | Вопросы и задания рубрики «Фоно-хресто-матия» (с. 60), вырази-тельное чтение |
5.2 | 5-ая уч. нед. | «Узник», «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 1 | Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении . Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62) | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 57), вопросы и задания рубрики «Фонохрес-томатия» (с. 60) | Понимать историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | стихо-творения «Узник» наизусть |
5.3 | 6-ая уч. нед. | РР. Анализ стихотворения | 1 | Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | текущий | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-3 (с. 59), 4 (с. 59-60, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь»), 1-4 (с. 61) | Стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха | Задания 4 (с. 59), 2 (с. 60, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский» |
5.4 | 6-ая уч. нед. | «Дубровский». История создания романа | 1 | История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—11 (с. 67—78). Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества. Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | текущий | Вопросы и заДания (с. 66), вопросы к главам I—II (с. 150-151) | Содержание глав 1-П. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения. | Во-просы к гла-вам Ш-1У (с. 151) |
5.5 | 7-ая уч. нед. | Главы 5-7 | 1 | Анализ глав V—VII (с. 78-99). Резкая перемена в судьбе Владимира. Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян. Отношение крестьян к Дубровскому. Роль пейзажа в эпизоде «После похорон». Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» | текущий | Вопросы к главам Ш- VII (с. 151-152) | Содержание глав 1- VII. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы к главам VШ-ХП (с. 152) |
5.6 | 7-ая уч. нед. | Учитель-француз. Главы 8-12 | 1 | Анализ глав VШ-ХП (с. 99-126). «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объяснение Дубровского с Машей. Отношение автора к героям | текущий | Пересказ эпизода, вопросы и задания к главам VШ-ХП (с. 152) | Содержание глав I— XII. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки | Вопро-сы и задания к главам ХШ-ХVШ- (с. 152) |
5.7 | 8-ая уч. нед. | Главы 13-19 | 1 | Анализ глав ХШ-Х1Х (с. 126-150). Эпизод с кольцом (составление плана и пересказ). Саша Троекуров и рыжий «разбойник» Митя. Отношения в семье Троекуровых. Обреченность любви Владимира и Маши. Обсуждение проблемной ситуации: «Почему Маша не приняла помощи Дубровского?» Конец лагеря Дубровского. Развязка романа. Иллюстрации к роману | текущий | Составление плана, выбороч-ный пересказ, вопросы и задания к главам ХШ-Х1Х (с. 152-153) | Сюжет и содержание романа «Дубровский». : выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи | Озаглав-ливание глав романа, чтение статьи «Литература и другие виды искусст-ва», вопросы и задания к ней (с. 154-155) |
5.8 | 8-9-ая уч. нед. | РР. Подготовка к сочинению РР. Сочинение | 2 | Понятие о композиции, романе, сюжете. Чтение статьи «Композиция» (с. 155). Обсуждение тем сочинения: 1. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? 2. Обреченность любви Владимира и Маши. | тематический | Вопросы и задания (с. 155-156) | Сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Сочине-ние, подготовка к контрольной работе |
5.9 | 9-ая уч. нед. | Контрольная работа по роману Урок контроля знаний | 1 | Произведения А.С. Пушкина (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства). Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | итоговый | Сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию автора и его отношение к героям. Анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения | чтение повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьян-ка», подготов-ка инсцени-ровки эпизода | |
5.10 | 10-ая уч. нед. | Внеклассное чтение | 1 | История создания цикла «Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции. Особенности портрета в повести. Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование | текущий | Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование, вопросы и задания 1—7 (с. 157-158) | Сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка». Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям. Выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки | Сообщение о М. Ю. Лермонтове |
5.11 | 10-ая уч. нед. | М.Ю.Лермонтов "Тучи" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о М.Ю. Лермонтове. Чтение вступительной статьи о поэте (с. 159-162) и обсуждение вопросов к ней (с. 163). Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова | текущий | Элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 164-165), 1-2 (с. 173), выразитель-ное чтение | Сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения. Выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Задание 5 (с. 165), вырази-тельное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» |
5.12 | 11-ая уч. нед. | "Три пальмы", "Листок", "Утёс" Урок-практикум | 1 | Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция, герои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в балладе. Словарная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к балладе. Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес». Особенности выражения темы одиночества в произведениях. Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Листок». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического текста. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихотворениям | текущий | Элементы анализа текста, составление плана, вопросы и задания (с. 168) вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 173-174) | Сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. : определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова. Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов. Выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Листок» |
5.13 | 11-ая уч. нед. | И.С.Тургенев "Бежин луг" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Народные верования и предания. Составление плана рассказа. Характеристики мальчиков. Словарная работа | текущий | Сообщения, выразитель-ное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 207), 3 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов **http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/75748/ | Сообще-ние об отро- ческих и юношеских годах И.С. Тургенева, чтение рассказа «Бежин луг» |
5.14 | 12-ая уч. нед. | Характеристика мальчиков Урок-практикум | 1 | Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно- выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу | текущий | Выборочный пересказ, вопросы и задания 4-5 (с. 207), 2 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-3 (с. 208, рубрика «Фонохресто-матия») | Сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев. Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним | Вопросы и задания 4-5 (с. 207), 1,4. (с. 208, рубрика «Совер-. Шенст-вуйте свою речь»), составле-ние словари-ка диалект-ных и просторечных слов из рассказа.Сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева |
5.15 | 12-ая уч. нед. | Ф.И.Тютчев Стихотворения Урок изучения нового материала, урок-практикум | 1 | Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащихся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 327—329). Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов | текущий | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 211-212), 1-3 (с. 213), 1-2 (с. 216, к стихотворениям «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...») | Сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно- выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи | Задание 3 (с. 216, к стихотво-рению «Неохотно и несмело...»), Вырази-тельное чтение стихо-творения Ф.И. Тютчева «Листья» |
5.16 | 13-ая уч. нед. | А.А.Фет Стихотворения Урок-практикум | 1 | Обучение анализу стихотворения. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии. Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 215), 1 (с. 215, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1 - 4 (с. 216) | Содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений. Выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Задание 6 (с. 225), вырази-тельное чтение стихо-творений А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»,сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, чтение стихотво-рения «Железная дорога» |
5.17 | 13-ая уч. нед. | Н.А.Некрасов "Железная дорога" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте (с. 226-228). Сообщение о селе Карабиха (рубрика «Литературные места России», с. 329—330). Контраст между картинами «славной осени» и картинами подневольного труда. Величие народа-созидателя. Раздумья поэта о судьбе народа. Словарная работа. Описание репродукций картин К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», И.С. Елазунова «Железная дорога» | текущий | Сообщения, вопрос к статье о поэте (с. 228), выразитель-ное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 2—6 (с. 235), задание рубрики «Литература и живопись» (с. 236) | Сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога». Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи | Вопросы 1, 7-9 (с. 235), вырази-тельное чтение стихо-творения Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка» |
5.18 | 14-ая уч. нед. | "Дедушка" Размеры стиха Урок изучения нового материала | 1 | Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. Образ деда, болеющего за Отчизну. Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки. Боль автора за Родину, за «народ угнетенный». Вера в волю и труд человека. Образ Саши - образ надежды на светлое будущее. Словарная работа | текущий | Выразительное чтение, элементы лингвисти-ческого анализа текста, вопросы и заДания (с. 254) | Понимать историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вырази-тельное чтение фрагмен-та поэмы Подготовка к контрольной работе |
5.19 | 14-ая уч. нед. | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасо-ва | 1 | Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | итоговый | Контрольная работа | Содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша» |
5.20 | 15-ая уч. нед. | Н.С.Лесков Сказ "Левша" гл 1-4 Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе (с. 257—259). Герои произведений Н.С. Лескова. Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова. Развитие представлений о жанре сказа. | текущий | Выразитель-ное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 259), 1-6 (с. 305-306) | Сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; **http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28289/ | Вопросы и задания 1—5 (с. 306-307) |
5.21 | 15-ая уч. нед. | Главы 5-10 | 1 | Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. | текущий | Вопросы и задания (с. 306-308) | Сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. : объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки **http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/72707/ | Составление плана, пересказ фрагментов, подготовка к тестированию |
5.22 | 16-ая уч. нед. | Судьба мастера в России | 1 | Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Словарная работа | текущий | тест | Сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки | Подготовка к сочинению, прдбор материалов. |
5.23 | 16-ая уч. нед. | Работа над сказом. Решение кроссворда. | 1 | Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов | текущий | сочинение | Сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Сочинение, чтение рассказа А. П. Чехова «Толс-тый и тонкий» |
5.24 | 17-ая уч. нед. | А.П.Чехов "Толстый и тонкий" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312). Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения. Речь персонажей как средство их характеристики. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к рассказу | текущий | Вопросы и задания (с. 310, 312), выразитель-ное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 316), 1-3 (с. 316, рубрика «Фонохресто-матия») | Сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения | Задание 5 (с. 316) Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XIX века о родной природе |
5.25 | 17-ая уч. нед. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Уроки- практикумы | 1 | Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | текущий | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 319, 321-322, 323-324) | Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи | Чтение феерии АС. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению |
6. | Тема 6: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА » Всего часов 15 | |||||||
6.1 | 18-ая уч. нед. | А.С.Грин "Алые паруса" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальостью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации и рисунки к произведению. Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение | текущий | Вопросы и задания 1—3 (с. 6)[1], 1-4 (с. 28), 1-4 (с. 28, ко всему произведению), 1—5 (с. 29), вопрос рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с 29) | Сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. : пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Задания 5 (с. 28), 5 (с. 28, ко всему произведению), 6 (с. 29), чтение сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок» |
6.2 | 18-ая уч. нед. | А.П.Платонов "Неизвестный цветок" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Описание иллюстраций | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 33), 1-5 (с. 38), 1-3 (с. 39, рубрика «Фонохресто-матия»), 1—3 (с. 39, рубрика «Развивайте свою речь») | Сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения **http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/1056427/ | Задания 6 (с. 38), 4 (с. 39, рубрика «Разви-вайте свою речь»), чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» |
6.3 | 19-ая уч. нед. | М.М.Пришвин "Кладовая солнца" Урок изучения нового материала, урок-беседа Урок-практикум | 2 | Слово о М.М. Пришвине. Сообщение о деревне Дунино (рубрика «Литературные места России», с. 315—316). Чтение и обсуждение статьи К.Г. Паустовского о писателе (с. 40—41). Особенности жанра произведения М.М. Пришвина. Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1 -го лица множественного числа). Образы Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Элементы фольклорной сказки в «Кладовой солнца» (сюжет, победа добра над злом, образы животных, птиц, деревьев). Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа Время и пространство в произведении. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сравнительная характеристика Насти и Митраши. Рассказ о ели и сосне. Образ Травки - преданного друга человека. Антипыч и Травка. Вера писателя в человека - доброго и мудрого хозяина природы. Роль сравнений и эпитетов в создании образов героев, в раскрытии отношения к ним автора. | текущий | Аналитичес-кий пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 4—10 (I, с. 76-77), 1-3 (11, с. 77), 1-2 (с. 77, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1—2 (с. 78) | Понимать особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям; роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов | Вопро-сы и зада-ния 4-10 (1, с. 76-77), пере-сказ эпизода сказки-были (по выбору) Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихо-творений о Великой Отечественной войне (с. 80-82, 84) |
6.4 | 20-ая уч. нед. | Произведения о Великой Отечественной войне Урок изучения нового материала, урок-беседа. | 1 | Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Чувство сострадания, любви к народу, к солдатам. Искренность интонации. Образ русской земли. Слово о Д.С. Самойлове. Стихотворение «Сороковые». Всенародный масштаб трагедии. Противопоставление войны и молодости, жизни. Смена настроения и интонации. Роль эпитетов в поэтическом тексте. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи Г.В. Артоболевского | текущий | Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—5 (с. 82), 1-5 (с. 85), 1-2 (с. 88), вопросы и задания рубрики «Фоно- хрестоматия» (с. 85-86) | Иметь представление о фактах военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение | Чтение рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» |
6.5 | 20-21-ая уч. нед. | В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" Нравственные проблемы рассказа Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя (с. 88—90). Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев. Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев. Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. Комментированное чтение | текущий | Аналитический пересказ, вопросы и задания 4-8 (с. 111), 1-3 (с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1—4 (с. 112, рубрика «Сделаем выводы») | Сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: п как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания 4-8 (с. 111), 1-3 (с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову») Чтение рассказа ВТ. Распутина «Уроки французского» |
6.6 | 21-22-ая уч. нед. | В.Г.Распутин "Уроки французского" Смысл названия рассказа Урок изучения нового материала, урок-беседа Комбинированный урок | 2 | . Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобиографической статьи «Уроки доброты» (с. 113—114). Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения | текущий | Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—9 (с. 155), 1-4 (с. 156, рубрика «Сделаем выводы»), 1—4 (с. 156, рубрика «Литература и другие виды искусства»), 1-3 (с. 157) | Сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. : пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания 7-9 (с. 155), 2 (с. 155, рубрика «Будьте внимательны к слову») Подго-товка к сочине-нию по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина |
6.7 | 22-ая уч. нед. | РР Сочинение по произведениям Астафьева, Распутина Урок развития речи | 1 | Сочинение на одну из тем: 1. Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. 2. Уроки доброты и честности в рассказах | тематический | Сочинение | Понимать этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев | Чтение рассказа В.М. Шукшина «Срезал» |
6.8 | 23-ая уч. нед. | В.М.Шукшин "Срезал" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места России», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди». Несоответствие реальности и мечты в рассказах. Смысл названия рассказа «Срезал». Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства. Смешное и грустное в рассказе. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 162, 173-174) | Сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение | Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Три- надца- тый подвиг Геракла», вырази-тельное чтение диалогов по ролям |
6.9 | 23-ая уч. нед. | Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии) | текущий | Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 1 —7 (с. 194) | Сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки ** | Сочине-ние по заданиям I, II (с. 194), вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XX века о родной природе |
6.10 | 24-ая уч. нед. | А.А.Блок Стихотворения о природе Уроки -практикумы | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». | текущий | Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-6 (с. 203), вопросы и здания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 197, 200, 201, 204) | Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль ** http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24625/ | Задания 7 (с. 203), 1-2 (с. 205) Выразительное чтение стихотворения |
6.10 | 24-ая уч. нед. | С.А.Есенин Тема природы Уроки- практикумы | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | текущий | Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-6 (с. 203), вопросы и задания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 197, 200, 201, 204) | Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль **http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24856/ | Выразительное чтение и анализ стихотворения |
6.11 | 25-ая уч. нед. | А.А.Ахматова, Н.Рубцов Стихотворения Уроки- практикумы | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...». Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204) | текущий | Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-6 (с. 203), вопросы и задания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 197, 200, 201, 204) | Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение и анализ стихотворения |
7 | Тема 7: «Из литературы народов России» Всего часов 2 | |||||||
7.1 | 25-ая уч. нед. | Г.Тукай Стихотворения | 1 | Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212) | Сведения о жизни и творчестве Г. Тукая; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Выразительно читать. стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение и анализ стихотворения |
7.2 | 25-ая уч. нед. | К.Кулиев Стихотворения | 1 | Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...» | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212) | Сведения о жизни и творчестве К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Выразительно читать. стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Чтение статьи «Мифы Древней Греции» (с. 213-214), выбороч-ное чтение сбор -ников мифов (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Эллады» и др.) |
8. | Тема 7: «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Всего часов 17 | |||||||
8.1 | 26-27-ая уч. нед. | Мифы Древней Греции "Яблоки Гесперид" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам. Словарная работа | текущий | Пересказ мифов о подвигах Геракла, вопросы и задания 1-4 (с. 214), 1-11 (1-4), Ш-1У (с. 222-223) | Понимать теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры | Задание 5 (II, с. 222): сочине-ние об одном из подвигов Геракла |
8.2 | 27-ая уч. нед. | Внеклассное чтение Урок-практикум | 1 | Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам. Словарная работа | текущий | Защита проекта на тему одного из мифов | Понимать теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры | Чтение «Легенды об Орионе» |
8.3 | 28-ая уч. нед. | "Легенда об Арионе" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона: талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа | текущий | Пересказ, вопросы и задания (с. 225-226) | Понимать теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина ** | Чтение статьи о Гомере и его твор-честве (с. 227-233) |
8.4 | 28-29-ая уч. нед. | Гомер и его поэмы "Одиссея" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические мы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме Одиссея». Итака - остров, воспетый Гомером. Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие») Одиссея. Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме | текущий | Вырази-тельное чтение, вопросы и задания 1—5 (с. 233), 1-4 (с. 242) | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме | Задание 6 (с. 233), чтение фрагмента поэмы «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (с. 243-261) Вопросы и задания рубрики «Литера-тура и другие виды искусства» (с. 262), вырази-тельное чтение глав романа М. Сервантеса «Дон Кихот» |
8.5 | 29-30-ая уч. нед. | Сервантес "Дон Кихот" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к роману. Вечный образ в стихотворении Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника) | текущий | Выразитель-ное чтение, вопросы и задания (с. 265) | Сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства | Чтение баллады Ф. Шиллера «Перчат-ка» |
8.6 | 30-ая уч. нед. | Шиллер "Перчатка" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к балладе | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 272) | Сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. : выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации к балладе | Чтение статьи о П. Мериме (с. 273-274), новеллы «Маттео Фальконе» |
8.7 | 31-ая уч. нед. | Мериме "Маттео Фальконе" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Слово о П. Мериме. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа. Иллюстрации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение» (с. 292-293) | текущий | Вырази-тельное чтение, вопросы и задания (с. 274-275, 291-292) | Сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. : выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле ** | Чтение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Малень-кий принц» |
8.8 | 32-33-ая уч. нед. | Экзюпери "Маленький принц" Главы 10-18 главы 19-24 | 3 | Слово об А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка-притча «Маленький принц». Маленький принц - средоточие всего лучшего в человеке. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира. Стремление к взаимопониманию между людьми. Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение. Рисунки автора к сказке-притче | текущий | Выразительное чтение, вопросы и заДания (с. 296, 313-314) | Сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение | Подготовка к итоговой контроль-ной работе |
8.9 | 33-ая уч. нед. | Контрольная работа Урок контроля знаний | 1 | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | итоговый | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Иметь представление о содержании и героях произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | |
8.10 | 34-ая уч. нед. | Повторение. Список литературы на лет Урок развития речи о | 1 | Беседа по прочитанным за год книгам. Задания для чтения летом | тематический | Пересказ, анализ текста | Иметь представление о содержании и героях прочитанных произведений. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. : пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки | |
8.11 | 34-ая уч. нед. | Резервный урок | 1 |
[1] С этого урока используется ч.2 учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...