«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры» «Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий"
методическая разработка по литературе

В мастер - классе представлена система работы по созданию виртуального музея (региональный компонет по литературе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_o_sozdanii_virutalnogo_muzeya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании секции

«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»

«Информационно – коммуникационные технологии и  духовно – нравственное  развитие  школьников:  «Виртуальный музей  «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский»  

А.В. Абрамова

Заместитель директора по научно – методической работе, учитель русского языка и литературы   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть – Омчуг», Магаданская область

Уважаемые коллеги!  

В 2015 году в школы было направлено письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об изучении предметных областей «ОРКСЭ» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».  Изучение и обсуждение этого документа помогло выявить проблемы образовательной практики:

В этих документах  содержатся  конкретные требования по развитию духовно – нравственных качеств личности школьников через названные предметные области, есть опыт ведения курса ОРКСЭ Модулей «Основы православной культуры», «Основы светской этики»), но нет  технологии, обеспечивающей преемственность курса ОРКСЭ И ОДНКНР. Мы знаем, что ОРКСЭ преподаётся 1 час в неделю в 4 классе. Затем курс исчезает из  образовательного процесса. Отсутствие преемственности – это тоже одна из проблем реализации  названных предметных областей. Самая сложная проблема – обеспечить участие самих школьников в процессе реализации  «Основ духовно – нравственной культуры народов России».  

Одной из форм работы, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства, преемственность, способствующей участию школьников в работе является виртуальный музей. И это не только потому, что тема  работы «Виртуальная экскурсия». Где проводят время дети на переменах, в свободное время после уроков? Очень часто в  виртуальном  пространстве.  Привлекая школьников к созданию виртуального музея, мы ориентируем ребёнка на поиск познавательного и содержательного материала, тем более создание музея – это дело не одного и даже не десяти дней. Кроме этого, нужна основа для  проектирования музея. У нас такой основой стал устный журнал «Слово о великом человеке. Святитель Иннокентий», созданный при активном участии учеников 7 классов в прошлом учебном году. Лекторская группа из числа семиклассников представила журнал в 7 – 10 классах школы. А в текущем учебном году был разработан проект  виртуального музея. Что самое трудное в создании виртуального музея?  

Определить его идею.

Коллеги, давайте поработаем вместе и определим идею создания виртуального музея «Новомученики Земли Колымской» (участники выдвигают собственные гипотезы).

 Спасибо. Очень хорошо.

Следующий наш совместный шаг: проектирование  самого музея. Давайте определим количество залов в нашем музее.  Например, три.

Итак, как можно назвать первый зал: (участники выдвигают собственные гипотезы). В качестве примера предлагаются варианты:  «История советской Колымы», «Репрессии и Колыма», «Трагические страницы истории нашей малой родины».

Второй зал «Дорогами скорби» -  лагеря на территории области (участники определяют содержание материала).  

Третий зал «Новомученики Земли Колымской».

А на каких уроках можно будет использовать  материалы  музея  в качестве источника информации?

Как сделать эту работу полезной?

(Один из ответов: подготовить детей к экскурсии по музею).

Я приглашаю Вас на экскурсию в виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский».

Маршрут экскурсии по виртуальному музею включает посещение 7 залов:

1). По страницам истории Колымского края.

2).  Православие на Колыме. Храмы Магаданской области.

3). Святитель Иннокентий: детство и юность.

4). В начале  священного пути. Жизнь  во имя людей.

5). Путь Святителя по Колымской земле.

6). Дела Твои святы…

7). В памяти народов.

  Вначале экскурсии  говорится  о содержании залов музея,  обращается внимание на оформление экспозиции  перед входом в музей. Затем участники экскурсии направляются в первый зал. Краткий экскурс в историю освоения Магаданской области  позволяет слушателям вспомнить, что они знают  из истории и географии малой родины. Особое внимание уделяется событиям духовной жизни на Колыме,   слушатели знакомятся с понятием  миссионер. На первом этапе экскурсии упоминается имя святителя Иннокентия, отмечается его огромная роль в распространении  православия  на севере. Таким образом, слушатели готовы посетить второй зал музей «Православие на Колыме. Храмы Магаданской области». Во втором зале представлены фотографии большинства храмов нашей области. В Ягоднинском районе есть храм святителя Иннокентия, поэтому логичен переход в третий зал, где можно познакомиться с  материалами, рассказывающими о родине святителя, его детстве и юности.  

Сведения о начале священного пути святителя Иннокентия снабжены доступным наглядным материалом:  географическими картами, рисунками девятнадцатого века, иллюстрациями, фотографиями. Цитируются высказывания людей, знавших святителя Иннокентия, приводятся примеры его мужества и самоотверженности. В пятом зале «Путь святителя Иннокентия по Колымской земле»  расположены материалы о его пребывании в нашем краю. Усиливает эмоциональное воздействие на слушателей наглядный материал: на карте Магаданской области проложен путь святителя (по его запискам, письмам, воспоминаниям современников), иллюстрации девятнадцатого века, современные фотографии подчёркивают, в каких тяжелейших климатических и общественных условиях  жил и служил великий человек. В шестом зале слушатели знакомятся с деяниями святителя на Дальнем Востоке, в Якутии, здесь же представлена карта «Итоги миссионерской деятельности  святителя Иннокентия в Сибири, на дальнем Востоке, в Русской Америке. Территория епархии, где в течение многих лет служил святитель,  равнодушным не оставляет  никого.

Экскурсанты знакомятся с редким документом – Указом о назначении святителя митрополитом Московским, его деятельностью на этом высоком посту, посещают место упокоения митрополита Московского Иннокентия.

В седьмом зале представлены  материалы,  которые подтверждают мысль о вечности    православных духовных ценностей. Слушатели побывают в музее на родине святителя, поучаствуют в ангинском хороводе в честь святителя  Иннокентия, посетят памятники в Магадане, Благовещенске, ознакомятся с выставочными материалами, посвящёнными Иннокентию, святителю, Апостолу северных народов, митрополиту Московскому,  в городах Сибири и дальнего Востока.  

По окончании экскурсии  слушатели  могут задавать вопросы экскурсоводам. Если экскурсия проводилась в рамках изучения регионального компонента по истории, географии, обществознанию, то учитель может предложить детям написать сочинение – эссе, рассуждение о жизни и подвиге святителя. Если участниками экскурсии являются взрослые (родители, учителя), то формой рефлексии может быть «Неоконченное предложение», «Синквейн» и др. При условии проведения экскурсии на классном часе можно предложить детям внести дополнения в содержание данного проекта.

Заверяю

Врио директора                                           Горчакова В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры  «Святитель  Николай  Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...

Соборы и церкви Московского Кремля.. Презентация к урокам МХК, Основам Православной культуры.

Соборы и церкви  Московского Кремля.. Презентация к урокам МХК, Основам Православной культуры....

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»

В содержании мастер - класса  отражена система работы над созданием проекта "Виртуальный музей" учащимися...