Интегрированный урок в 5 классе по теме "Лермонтов. Бородино"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Лермонтов "Бородино" Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr.urok_po_borodino_5_klass.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД»
Учитель русского языка и литературы
Щурова Л.В.
и учитель истории
Нестерова М.В.
5 класс. Лермонтов «Бородино».
Тема: Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе.
Эпиграф: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Цели: - познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года;
- познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова, отображающим это историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для изображения;
- показать взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства и музыки;
- воспитывать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к русскому народу
Ход урока:
1. Слово учителя лит-ры: Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный, его мы проведем вместе с учителем истории М.В., т.к. для изучения некоторых литературных произведений, посвященных какому-либо историческому событию, надо хорошо знать историю. Сегодня именно такой случай.
2. Создание проблемной ситуации: на экране слово «Бородино» (СЛАЙД)
- Что можно сказать, прочитав это слово? (ответы учащихся, обсуждение)
3. Слово учителя лит-ры: Тема подвига русского народа всегда волновала и волнует наших писателей и поэтов. И наш сегодняшний урок будет посвящен теме подвига.
Учитель истории: Ребята, а что такое подвиг? (ответы учащихся, обсуждение)
Учитель лит-ры: Мы сегодня с вами познакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова, написанное им в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения. В Отечественной войне 1812 года.
Учитель истории: Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз приходилось ему героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. В начале 19 века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России. захватить ее огромные территории, покорить народ по-прежнему мечтали чужеземцы. И в начале 19 века над страной нависла грозная опасность. (СЛАЙД ПОРТРЕТА НАПОЛЕОНА СО СЛОВАМИ) Император Франци Наполеон Бонопарт, покоривший всю Европу, двинул свои войска на Россию. Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как Отечественая война 1812 года.
Учитель лит-ры: « Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да говорят, еще какие, недаром помнит вся Россия про день Бородина!» Ребята, прозвучали слова, которые являются главными на нашем уроке
-Ребята, приходилось ли раньше России отстаивать свою независимость? Назовите.
- Какие качества проявлял народ в борьбе с врагами? (ответы)
Это и есть подвиг, патриотизм (раскрытие этих понятий)
Учитель лит-ры: « Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы! Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля, е будь на то Господня воля – не отдали б Москвы!
Учитель истории: В ночь 24 июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве,» - любил повторять Наполеон. Он рассчитывал мощным ударом разгромить русскую армию еще на границе.
Но его план был сорван. Россия сопротивлялась весь народ был готов встать на защиту Отечества. Наполеону помогал вся завоеванная им Европа, а Россия была одна. Русские войска,ведя оборонительные бои, стали отступать.
Главнокомандующим русской армиив этот грозный час был назначен талантливый полководец Мих. Илл. Кутузов (СЛАЙД ПОРТРЕТА КУТУЗОВА), которого любили солдаты и беззаветно верили ему. Опытный полководец, ученик Суворова, хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить сил. На 108 версте от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь сразиться с противником, дать решающий бой. Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Было тихо в нашем лагере. Утро следующего дня - это начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день почти 15 часов. Ядра сыпались с обеих сторон градом. Залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул… земля дрожала, от дыма не было видно даже солнца. Несмотря на потери, русские не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда. когда кончились пули в бою, русские воины продожлали сражаться врукопашную. Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых. Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь едва находила место, куда поставить ногу.
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Россию/
4. Словарная работа (с иллюстрациями)
Учитель лит-ры: - В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени
Работа со словами
5. Выразительное чтение стихотворения учителем.
6. Беседа по содержанию (вопросы на экране)
- Почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?
( хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его огромное значение в судьбе России, русского народа, показать суровое мужество русских воинов-богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага)
- Как построено стихотворение?
(в форме разговора - диалога молодого солдата и старого, участника сражения)
- Почему рассказ о Бородинском сражении ведется от лица старого солдата?
( рассказ от имени старого солдата придает описанию сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показал все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, артиллериста, активного участника величайшей битвы )
- Был ли он храбрым?
(найти и прочитать строчки текста, сделать вывод)
- Как он вспоминает битву?
( постоянно чувствуется еще не забытое восхищение подвигом русских солдат)
- Как он называет свое поколение, которое участвовало в сражении?
(«Могучее, лихое племя, богатыри»)
Почему?
(он гордится ими, их победой)
- Почему рассказчик употребляет слово «мы» 20 раз, а слово «я» - 3?
( он не отделяет себя от войска, он участвует в общем деле с народом)
- Каким вы его представляете, его внешний облик?
( это старый, опытный солдат; он много повидал в жизни, он участник войны, герой Бородинского сражения; он скромен. Сдержан, говорит спокойно, не торопясь; он воодушевляется, говорит вдохновенно, эмоционально, когда речь идет о его товарищах, командире )
- Попробуем определить тему стихотворения, о чем оно?
(запись в тетради. Тема – изображение Бородинской битвы)
- С какой целью автор вспоминает это сражение? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения?
( идея произведения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
- Работа с терминами (по группам)
- Как вы понимаете значение слов? (слова на экране)
Мужество, храбрость, отвага, героизм, патриотизм, удаль
- Определить значение каждого слова по карточкам
- Игровой момент: «Отгадай портрет исторического лица (выступление учащихся)
- Кроссворд по произведению или игра «Цепочка»
- Вывод по уроку
- Рефлексия – оценка своей работы на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок 10 класс (биология, география)
интегрированный урок 10 класс (биология, география) Лес- наш дом...
География и математика -интегрированный урок 6 класс
урок 6класс "География и математика "...
интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...
Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"
Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...
Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"
Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии....
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...
Комментарии
Большое спасибо за очень
Большое спасибо за очень содержательный урок!