Урок-исследование по литературе в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Низова Алла Валентиновна

Разработка урока

литературы в 7 классе

Урок – исследование

 

ТЕМА: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки – были А. Платонова «Неизвестный цветок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._litra.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

литературы в 7 классе

Урок – исследование

ТЕМА: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки – были               А. Платонова «Неизвестный цветок».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Учить сопоставлять два литературных произведения, проводить литературное исследование.

             РАЗВИВАЮЩАЯ: Развивать навыки работы с текстом;  развивать устную речь – составление связного ответа, инсценировка эпизодов литературного произведения, письменную речь – написание сочинения – размышления.

             ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Помочь учащимся глубже проникнуть в авторскую философию жизни, донести смысл вечных ценностей, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, раздаточный материал.

УЧИТЕЛЬ Низова А.В.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

Начинаем урок, тема которого сформулирована словами русского поэта Ф. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…».

Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире существует зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все? И любят тоже не всех?

 Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь.

Послушайте стихотворение.

Учитесь насаждать любовь, как сад,

Старательно, как истинный садовник,

Где если солнце - зреет виноград,

А если тень - божественный крыжовник.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрека,

Чтобы внутри все пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

Учитесь воздавать за доброту,

За то тепло, что ни огонь, ни пламя,

А видишь: пробивает мерзлоту,

И если нужно, согревает камень.

Учитесь вдохновенно у небес,

Восславивши Творца природы вечной.

И возрождайтесь, как весною лес,

И умирайте к жизни бесконечной.

   

Только что прозвучали прекрасные строки: «Учитесь насаждать любовь, как сад...», «Учитесь отдавать любовь легко...», «Учитесь воздавать за доброту...». Эти слова созвучны цели нашего урока. Ее мы постараемся достичь, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки А.Платонова «Неизвестный цветок».

На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в XX веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы:

  • Что объединяет эти произведения?
  • Как притчи помогают понять содержание литературных произведений?
  • Можно ли сказку А. Платонова назвать притчей?

  1. Работа по теме урока.

1.  Беседа с классом.

Вспомните пушкинскую повесть «Станционный смотритель». Какой библейский сюжет и с какой целью использовал автор?

﴾Притчу о блудном сыне, которая помогает лучше понять содержание повести.

Судьба Дуни напоминает историю блудного сына, только героиня вернулась

 к отцу слишком поздно.)

Обобщаю ответы: притча о блудном сыне стала своего рода ключом для читателя в понимании нравственных проблем, поднятых автором. Не случайно Пушкин уже с первых строк, описывая комнату смотрителя, обращает наше внимание на настенные картинки.

Какое произведение мы называем притчей? Что вы знаете о жанре притчи?

2. Индивидуальное задание ученику по книге «Литература. Справочные материалы» под редакцией С.В.Тураева.

﴾Притча — поучительное произведение. Жанр притчи отличает иносказательный характер.﴿3

                3.  Лексическая работа. (Обращаемся к справочному разделу учебника: притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение).

4. Работа по тексту. Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине, с которой вы уже знакомились. (Чтение притчи учителем. У учащихся на столах тексты).

Каковы ее главные герои? ﴾Самарянин и человек, пострадавший
от разбойников.﴿

Что о них известно? (Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Самарянин — единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде.)

5. Работа со сносками. Обращаю внимание на сноски к тексту: самарянин — житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока. (Другой герой — «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли.) 6. Беседа.

6.  Беседа. Почему у него нет имени? (На его месте мог оказаться любой человек.)

Кто увидел пострадавшего, как поступил? (Первым увидел священник: «увидел и прошел мимо». Потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и прошел мимо». А самарянин «...увидел и сжалился, подошел... и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

Почему он не прошел мимо, как сделали это другие? (Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее.)

Чему учит притча? Какова ее главная мысль? («Люби ближнего своего»... Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде;
не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание.) 

Приходим к выводу, что важнее не имя человека и слова, а поступки. Кого можно назвать ближним? (Это близкие, родные люди. Ближний тот, кто пришел на помощь; «оказавший милость». Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдет мимо.)

Дополняю ответы: человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет? (Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, призыв, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками.)

7. Сопоставительный анализ. Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно пи ее считать притчей?

Сначала сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и «Неизвестный цветок». Есть ли общее между ними? (В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имен. Эпитеты «добрый» и «неизвестный» помогают понять поступки героев, особенности их характеров.)

Назовите главных героев сказки. (Как и в притче их тоже два: Даша и цветок; один из них неизвестен.)

Работа с текстом по группам.

Что мы узнаем о них? Нацеливаю учеников на работу с текстом, предлагая задания для двух групп.

Для первой группы: В какой момент мы знакомимся с Дашей? (Она живет в пионерском лагере, вдали от мамы.)

О чем она беспокоится? (Чтобы скорее дошло ее письмо.)

Как это ее характеризует? (Очень любит маму, скучает по ней, тяжело переживает разлуку.)

Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание? (Ее душевное состояние созвучно грустному настроению цветка.)

Отчего девочка вспоминает сказку о розе? (Ее рассказывала мама; в ней тоже речь шла о цветке, «который все грустил по своей матери».)

Как она поступила, увидев необычный цветок? (Не сорвала, а «спросила...», «склонилась», «поцеловала его». Даша пожалела цветок и решила ему помочь.)

Для второй группы: Каким мы видим цветок вначале? (Маленький, одинокий, слепой.)

Какое чувство вызывает его описание? (Жалость, грусть.)

В каких условиях он рос? (Рос на пустыре, где «трава не росла, а лежали одни камни», где «была сухая мертвая глина»; ему «нечем питаться».)

Как вы понимаете слова «нуждался в жизни»? (Очень хотел жить, старался победить смерть.)

Что помогало ему выжить? (Трудолюбие, терпение, упорство, вера.)

Предлагаю ребятам понаблюдать за ролью глаголов, ученики быстро их находят: «Сторожил», «трудился», «собирал», «превозмогал», «радовался» и др. Вместе приходим к выводу, что глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все трудности.

Когда и чему радовался цветок? («...когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев»; когда подружился с Дашей.) Опишите, каким он стал. Какие автор использует эпитеты, сравнения? Зачем?

Ученики приводят примеры, подтверждающие, что наш герой «стал настоящим цветком»: «венчик составлен из лепестков простого светлого цвета», «как звезда, светился живым мерцающим огнем» и др.

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (Можно прочитать по ролям или предложить детям инсценировать фрагмент.)

Разговор закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в «светящуюся головку». Это и стало началом их дружбы.

Расскажите об их дружбе. Как Даша решила помочь своему новому другу? (Привела пионеров, которые «четыре дня работали, удобряя землю на пустыре». Ребята хотели, чтобы «земля стала доброй» и цветку стало легче расти.) 

Как сложились их отношения после разлуки? («Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке». Даша скучала без своего друга, хотела снова с ним встретиться. Девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь ее помощь.)

Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб. Можем ли мы сказать, что он зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны? (Нет, он возродился; добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, еще лучше, сильнее, прекраснее.)

8. Сопоставительный анализ. А теперь вернемся к предмету нашего исследования: можно говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой? (Они рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)

Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее? (Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась.) Зачем вернулась? Что значит это возвращение, хотя, на первый взгляд, они и так оказали посильную помощь? (Добро не имеет меры; хотели убедиться, не нужна ли еще помощь; это возвращение — зов совести, зов доброго сердца.)

Предлагаю ребятам обратить внимание на заключительные строчки каждого из произведений: у Платонова: «Он (цветок) зовет к себе безмолвным голосом благоухания...»; в притче: «Тогда Иисус сказал ему: "Иди и поступай так же"». А как? (Оказывай милость, твори добро.)

Почему это необходимо? (Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовет «безмолвным голосом». Надо уметь разглядеть страдающего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего.)

А теперь подумайте, можно ли сказку Платонова назвать притчей. Согласны ли вы с мнением одного из исследователей: «Неизвестный цветок» - это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей»? Вместе размышляем и над иносказательностью образа цветка, сопоставляя историю его жизни с жизнью человека.

Почему Платонов обращается к детям? (Они еще только постигают жизнь, учатся различать добро и зло, поэтому автор ненавязчиво помогает сделать детям правильный нравственный выбор.) Подмечаем и то, что детское сердце более открыто для добра, любви, справедливости.

Посмотрите на цветок. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора. Только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали?

На лепестках подписываем предложенные ученикам ответы: «милосердие», «забота», «участие», «внимание», «доброта», «жалость», «сочувствие», «сострадание».

Звучат стихи Ф. Тютчева « Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Нам жизнь дана, что бы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить  

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать, и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить  

Свой разум, кровь свою и тело.

9. Заключительное слово учителя. Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности — любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком...

III.  Итоги урока. Объявление оценок. Домашнее задание.

Я предлагаю вам написать сочинение – размышление и поделиться своими впечатлениями. (О чем заставила задуматься притча о добром самарянине? Какой отклик в вашем сердце оставили герои А. Платонова? Зачем, по мнению автора, нужно любить?)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.

Урок формирует целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека. Учащиеся знакомятся  с новыми терминами и понятиями, учатся устанавливать причинно- с...

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс

Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...

Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией

На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов,  а также  по тепловому эффек...

Урок-исследования "Сезонные явления природы" 6 класс

В материале рассматриваются сезонные явления в природе. Ученики проводили исследовательские работы, чтобы ответить на вопрос Почему деревья зимой плачут?...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Урок-исследование по физике в 7 классе Тема: «Условия плавания тел»

Урок - исследование по физике в 7 классе. Тема "Условия плавания тел"...