Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_tipy_himicheskih_reakciy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
8 класс
Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить усвоение учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.
Задачи:
- Закрепить понятия «классификация химических реакций», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»;
- Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при определении типа химической реакции;
- развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.
- Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.
Форма:
Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.
- Вводная беседа
Вопрос – проблема:
Химических реакций, как и химических веществ, очень много. А как их можно классифицировать?
СЛАЙД (фото химических реакций (явлений))
Задача: познакомиться на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека.
- Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
Работа в группах
Лабораторный опыт: «Типы химических реакций»
Оборудование и материалы:
Спиртовка, тигельные щипцы; пробирки, держатель;
Медная пластинка (проволока), гидроксид меди (II); р-р сульфата меди (II), зачищенный железный гвоздь; р-ры хлорида железа (III), гидроксида натрия.
Опыт 1:
- Накалите медную пластинку в пламени спиртовки. Внимание! Медную пластинку следует брать тигельными щипцами.
- Через некоторое время выньте пластинку из пламени, рассмотрите получившийся налёт.
- Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.
Опыт 2:
1. Пробирку с твёрдым гидроксидом меди (II) нагрейте в пламени спиртовки. Внимание! Повторите меры предосторожности с. 186, п..3.
2. Как изменился цвет гидроксида меди (II)?
3. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.
Опыт 3:
1. В пробирку налейте 3 см3 р-р сульфата меди (II),отметьте его цвет.
2. Осторожно опустите зачищенный железный гвоздь.
3. Через несколько минут осмотрите поверхность гвоздя, отметьте цвет раствора.
4. Напишите уравнение реакции, назовите образовавшиеся вещества.
Опыт 4:
1. В пробирку налейте 2 см3 р-ра хлорида железа (III).
2. По каплям добавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка.
3. Отметьте цвет осадка.
4. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшиеся вещества.
Выводы по работе:
- Во всех опытах происходили химические реакции.
- В 1-ом опыте из двух веществ образовалось одно сложное вещество, во 2-ом опыте – наоборот- из одного сложного вещества образовались два новых, в 3 –ем – прореагировало простое вещество со сложным и образовалось новые простое и сложное вещества, в 4 –ом опыте вступили в реакцию два сложных вещества и образовались два новых сложных вещества.
3. Реакции можно классифицировать по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
СЛАЙД (типы х.р.) Типы реакций и их механизмы приведены в таблице:
химические реакции соединения | химические реакции разложения | химические реакции замещения | химические реакции ионного обмена |
СЛАЙД (заполнение 2 и 3 столбика таблицы)
№ опыта | Уравнение химической реакции | Тип химической реакции |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
- Классификация по признаку выделения или поглощения теплоты.
В процессе химических реакций происходит перегруппировка атомов за счёт разрыва связей в молекулах исходных веществ и образования новых химических связей в молекулах продуктов реакции. На разрыв химических связей между атомами нужно затратить энергию. При соединении же атомов в молекулу энергия, наоборот, выделяется. В зависимости от соотношения энергии разрыва и энергии образования связей любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии.
СЛАЙД.
РЕАКЦИИ
ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ
протекают с выделением теплоты протекают с поглощением теплоты
Q > 0 (+Q) Q<0 (-Q)
пример: реакции горения пример: многие реакции разложения, они,
как правило, протекают при нагревании,
на что указывает символ t над знаком
равенства в уравнении.
СЛАЙД. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом. Его обозначают буквой Q («ку») и выражают в кДж.
Химическое уравнение, в котором указан тепловой эффект химической реакции, называют термохимическим.
Работа в группах (на 7 мин)
Задания:
I группа: Опишите реакцию горения угля, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
II группа: Опишите реакцию горения магния («бенгальский огонь»), ответив на вопросы:
1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
3. Вспомните, что является признаком этой реакции?
4. Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
III группа: Опишите реакцию горения серы, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения серы, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
IV группа: Опишите реакцию горения алюминия, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения алюминия, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
Вывод: 1. Реакции горения относятся к реакциям соединения.
2. В результате любой реакции горения выделяется теплота. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.
- Домашнее задание
30 №1-3 (учебник И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская, Химия 8 класс, «Русское слово», 2010 г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией
На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов, а также по тепловому эффек...
План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОРов....
Урок - бал : "Типы химических реакций"
Изучение нового материала происходит под классическую музыку, использованы стихи только собственного сочинения....
Презентация к уроку "Основные типы химических реакций"
Урок в 8 классе по теме «Основные типы реакций». Дает возможность учащимся закрепить знания об основных типах химических реакций; совершенствовать навыки решения уравнений реакций различных типов; сов...
Урок химии "Типы химических реакций"
Данный урок предназначен для учащихся в 8 классе. Расчитан на 2 часа....