Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Урок формирует целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.
Учащиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа. У них формируется представление о реках и их частях, развивается умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте. Межпредметные связи способствуют воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_po_geografii.docx | 818.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.
Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;
начать формировать представление о реках и их частях,
создать образ реки различного типа.
Развивающие:
развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;
развивать познавательный интерес к предмету;
продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;
составлять описание географического объекта.
Воспитательные:
способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;
воспитывать любовь к природе.
Форма урока:
Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Оборудование:
Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.
Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет.
Межпредметные связи
На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.
Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.
Образовательные результаты:
знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.
Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.
В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.
Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.
Ход урока (структура урока)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продолжительность, минут |
I.Организационный | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя | 1 |
II. Мотивационно - целевой | Показывает презентацию «Реки» (равнинные, горные). | Внимательно смотрят. | 3 |
III.Актуализация знаний | Задаёт вопросы: 1. Назовите различия между морем и рекой? 2. Что же такое река? | Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления Формируют понятие: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки. | 2 |
IV. Усвоение новых знаний: 1. Работа с физической картой России 2.Знакомство с правилом показа реки и её частей. 3. Показ рек на карте (от истока к устью). 4.Физминутка 5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями 6.Работа с учебником (с.87, рис. 57, с.88) | Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1). А). Объясняет: Все реки имеют исток – начало реки. (Прикрепляет на магнитную доску карточку со словом исток. Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова). Русло – углубление, где течёт река. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0» (в России – Балтийский футшток). Задаёт задание: А.Найдите на карте истоки разных рек. Б. Покажите на карте следующие реки: Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго. Объясняет как определить правый и левый берег. Смотрит Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1). 1. Знакомит с характеристикой профиля реки: Речная долина – углубление, в котором располагается русло. Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис 3). 2. Задаёт задание: Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена. 3. Задает вопросы: - Что такое бассейн реки? - А водораздел? - Уральские горы для каких рек являются водоразделом? 4. Задаёт задание: На своих схемах обозначьте границу бассейна реки. | В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор). По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита. Слушают объяснение На экране – слайд: Ищут в атласах, показывают на карте. Работа в парах. Показывают в атласах друг другу. Затем по очереди на экране (от истока к устью). Выполняют упражнения за ведущим упражнения Чертят в своих тетрадях Слушают объяснение Ищут определение речной долины в учебнике. Ищут террасы на рисунке. Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис). Отвечают на вопросы (для Волги и Оби) Выполняют задание | 34, в т.ч. 2 4 1 10 3 7 7, в т.ч. 2 1 2 2 |
V. Рефлексивно - оценочный | 1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… 2. Выставляет оценки в журнал | Выполняют поставленную задачу Взаимооценка | 3 |
VI. Информирует учащихся о домашнем задании | Задаёт задание: Параграф 30, с. 87-90, записи в тетради Устно описать географическое положение Волги, Амазонки | Записывают домашнее задание | 2 |
Литература, источники:
1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.
3. Интернет – ресурсы.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.
6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Учебные атласы.
Приложение 1
Рис 1
Приложение 2
Рис.2
Приложение 3
Рис. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...
Урок-исследование по теме Реки.
Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека....
Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце. Погружаясь в мир ...
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"
Презентация позволяет усилить эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
урок-исследование по географии с использованием работы в творческих группах по теме: «Зона Арктики»
знакомство учащихся с ледяной природной зоной нашей планеты...
Урок-исследование по географии в 6 классе по теме «Свойства вод мирового океана»
исследование, включающее детей в самостоятельную познавательную и аналитическую деятельность...