Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Кулий Лариса Александровна

На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов,  а также  по тепловому эффекту. Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_tipy_him_reakciy_8_klass.rar1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

8 класс

Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить усвоение учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «классификация химических реакций», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»;
  2. Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при определении типа химической реакции;
  3. развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.
  4. Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

Форма:

        Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.

  1. Вводная беседа

Вопрос – проблема:

Химических реакций, как и химических веществ, очень много. А как их можно классифицировать?

СЛАЙД (фото химических реакций (явлений))

Задача: познакомиться на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека.

  1. Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

Работа в группах

Лабораторный опыт: «Типы химических реакций»

Оборудование и материалы:

Спиртовка, тигельные щипцы; пробирки, держатель;

Медная пластинка (проволока), гидроксид меди (II); р-р сульфата меди (II), зачищенный железный гвоздь; р-ры хлорида железа (III), гидроксида натрия.

Опыт 1:

  1. Накалите медную пластинку в пламени спиртовки. Внимание! Медную пластинку следует брать тигельными щипцами.
  2. Через некоторое время выньте пластинку из пламени, рассмотрите получившийся налёт.
  3. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.

Опыт 2:

1. Пробирку с твёрдым  гидроксидом  меди (II) нагрейте в пламени спиртовки. Внимание! Повторите меры предосторожности с. 186, п..3.

2. Как изменился цвет гидроксида меди (II)?

3. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.

Опыт 3:

1. В пробирку налейте 3 см3 р-р сульфата меди (II),отметьте его цвет.

2. Осторожно опустите зачищенный железный гвоздь.

3. Через несколько минут  осмотрите поверхность гвоздя, отметьте цвет раствора.

4. Напишите уравнение реакции, назовите образовавшиеся вещества.

Опыт 4:

1. В пробирку налейте 2 см3 р-ра хлорида железа (III).

2. По каплям добавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка.

3. Отметьте цвет осадка.

4. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшиеся вещества.

Выводы по работе:        

  1. Во всех  опытах происходили химические реакции.
  2. В 1-ом опыте из двух  веществ образовалось одно сложное вещество, во 2-ом опыте – наоборот- из одного сложного вещества образовались два новых, в 3 –ем – прореагировало простое вещество со сложным и образовалось новые простое и сложное вещества, в 4 –ом опыте вступили в реакцию два сложных вещества и образовались два новых сложных вещества.

3. Реакции можно классифицировать по  числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

СЛАЙД (типы х.р.) Типы реакций и их механизмы приведены в таблице:

химические реакции соединения
A + B = AB
Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное

химические реакции разложения
AB = A + B
Из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ

химические реакции замещения
A + BC =AC + B
Атом простого вещества замещает один из атомов сложного

химические реакции ионного обмена
AB+CD = AD+CB
Сложные вещества обмениваются своими составными частями

СЛАЙД (заполнение 2 и 3 столбика таблицы)

№ опыта

Уравнение химической реакции

Тип химической реакции

1

2

3

4

 

  1. Классификация по признаку выделения или поглощения теплоты.

     В процессе химических реакций происходит перегруппировка атомов за счёт разрыва  связей в молекулах исходных веществ и образования новых химических связей в молекулах продуктов реакции. На разрыв химических связей между атомами нужно затратить энергию. При соединении же атомов в молекулу энергия, наоборот, выделяется. В зависимости  от соотношения энергии разрыва и энергии образования связей любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии.

СЛАЙД.

            РЕАКЦИИ

                             ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ                        ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ

         протекают с выделением теплоты             протекают с поглощением теплоты

         Q > 0 (+Q)                                                                             Q<0 (-Q)

пример: реакции горения                          пример: многие реакции разложения, они,

                                                             как правило, протекают при нагревании,

                                                              на что указывает символ t над знаком  

                                                              равенства в уравнении.

СЛАЙД.  Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом. Его обозначают буквой Q («ку») и выражают в кДж.

Химическое уравнение, в котором указан тепловой эффект химической реакции, называют термохимическим.

Работа в группах (на 7 мин)

Задания: 

I группа: Опишите реакцию горения угля, ответив на вопросы:

  1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
  2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
  3. Вспомните, что является признаком этой реакции?
  4. Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.

II группа: Опишите реакцию горения магния («бенгальский огонь»), ответив на вопросы:

1.  Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?

2.  Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?

3.  Вспомните, что является признаком этой реакции?

4.  Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.

III группа: Опишите реакцию горения серы, ответив на вопросы:

  1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
  2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
  3. Вспомните, что является признаком этой реакции?
  4. Напишите уравнение реакции горения серы, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.

IV группа: Опишите реакцию горения алюминия, ответив на вопросы:

  1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
  2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
  3. Вспомните, что является признаком этой реакции?
  4. Напишите уравнение реакции горения алюминия, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.

Вывод: 1. Реакции горения относятся к реакциям соединения.

         2. В результате любой реакции горения выделяется теплота. Это свойство     используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

  1. Домашнее задание

30 №1-3 (учебник И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская, Химия 8 класс, «Русское слово», 2010 г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс

Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс

Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Презентация к уроку химии "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Электронный вариант урока  "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс...