Методическая разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок по литературе для учищихся 6 класса на тему: «Илья Муромец- общенародный идеал».
Цель урока: создать условия для развития и обогащения системы духовно-нравственных ценностей учащихся путем осознания значения образа Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и соловей разбойник» через составление характеристик героя в рамках анализа произведения устного народного творчества.
Задачи урока:
*обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме, совершенствовать навыки интерпритации былины, анализа эпизода и составления характеристики литературного героя;
*развивающие: развивать навыки аргументации теоретических суждений; построения суждений на основе известной информации; работы в группе; анализа эпизодов; стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания
*воспитательные: воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы; создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока.
1.ФИО: Орлова Ирина Александровна
2.Должность: Учитель русского языка и литературы
3.Место работы: МБОУ СОШ №13 г. Мурома
4.Предмет: литература
5.Класс: 6
6.Тема урока: «Илья Муромец- общенародный идеал»
7.Базовый учебник : УМК под редакцией Г.И.Беленького «Литература 6 класс»
8.Цель урока: создать условия для развития и обогащения системы духовно-нравственных ценностей учащихся путем осознания значения образа Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и соловей разбойник» через составление характеристик героя в рамках анализа произведения устного народного творчества.
9.Задачи:
*обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме, совершенствовать навыки интерпритации былины, анализа эпизода и составления характеристики литературного героя;
*развивающие: развивать навыки аргументации теоретических суждений; построения суждений на основе известной информации; работы в группе; анализа эпизодов; стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания
*воспитательные: воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы; создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.
10.Тип урока: комбинированный
11.Фомы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
12.Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор.
13.Ход урока:
1.Звучит запись – исполнение былины.
– Что вы сейчас услышали? (Фрагмент из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», которую читали дома.)
– К какому роду литературы относится былина? Почему?
( героический эпос, повествует о подвигах богатырей, защитников Русской земли)
– О чем она повествует?
( былина рассказывает о подлинной доблести защитников )
– Это произведение фольклорное или литературное?
( фольклорное)
– Что такое фольклор?
(Произведения УНТ.)
(Термин фольклор (folklore) переводится с английского как мудрость народная. Такой перевод не только формально точен, но и верен по смыслу. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.)
2.Слово учителя: У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово “былина” вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20 столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг.
– Что необычного вы заметили в исполнении произведения? (Исполняется под музыку.)
– Да, сказывание былин сопровождалось игрой на гуслях. Это старинный струнный музыкальный инструмент. Вы видите его на картине В.М. Васнецова “Баян”.
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.
-Сегодня мы продолжаем изучать былину «Илья Муромец и соловей разбойник» и проведем исследование, что делает былину своеобразным жанром и как в образе Ильи Муромца проявляется общенародный идеал. Итак ,запишите тему урока.
3. Проверка домашнего задания:
– Ни одно исследование не проводится без привлечения данных толковых словарей. К сегодняшнему уроку вы получили задание: поработать с толковыми словарями, найти в былине непонятные слова и найти определение их значений, чтобы лучше понять содержание былины. Давайте проверим, что вы сделали.
– Кто главный герой прочитанной былины? (Богатырь Илья Муромец). Его образ запечатлели на своих полотнах многие русские художники. И каждый изобразил образ богатыря по-своему. Это картина художника Кибрика, изображающая Илью Муромца, сражающегося с Калиным-царем. Далее перед вами картина Васнецова “Богатырский скок”.
– Каких еще богатырей вы знаете? На картине В.М.Васнецова “Богатыри” изображены любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Художник глубоко и тщательно изучал историю Древней Руси, ее искусство и литературу, особенно народное творчество, былины. Огромный труд вложил Васнецов в создание картины, поэтому образы русских богатырей получились яркие и поэтичные.
4.Вопросы по картине:
– Какой эпизод из жизни богатырей изображен на полотне? ( Они на “богатырском выезде”, зорко всматриваются вдаль, не видно ли врага.);
– Илья Муромец изображен в центре картины. Чем он выделяется среди других богатырей?
– Почему художник не показал богатырей в бою? (Основная идея картины – богатыри ни на кого не нападают, но всегда готовы защитить и защищают родину от врага.)
– А какое определение вы бы дали слову богатырь?
– А как же изображен любимый народный герой в словесном народном творчестве? Это нам придется выяснить самим.
5.Работа в группах:
1 группа. Составьте план былины.
2 группа. Определите композицию былины. О чем говорится в каждой части?
3 группа. Подберите эпитеты к следующим словам: молодец ,богатырь, лук ,ручушки. Как они характеризуют Илью Муромца и Соловья Разбойника? Найдите гиперболы. Какие изобразительно-выразительные средства используются в былине (повторы, анафора, инверсия)? Какова их роль?
Постоянные эпитеты – народно - поэтические эпитеты, получившие в языке устойчивый характер.
4 группа. Создайте словесный портрет Ильи Муромца.
6.Выступления групп.
Вопросы 1 группе:
– В чем особенность повествования? (Используются повторы.)
– С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаро-монгольской ордой.
Вопросы 2 группе:
– К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? В чем отличие былины от сказки? Соберите цитату из былины.
Вопросы 3 группе
– Как эти эпитеты характеризуют Илью? Соловья?
– Какова роль гипербол? Приведите примеры гипербол.
– Обратите внимание на существительные. В чем их особенность? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
– Какую роль выполняют в былине эпитеты, гиперболы, уменьшительно-ласкательные суффиксы? (Это средства создания образа былинного героя.)
Выступление 4 группы. (Смелый , храбрый, мужественный, защитник родной земли, свято верящий в Бога, сильно любящий свою родину, патриот. Главное превосходство богатыря не в физической силе, а в убеждении, что он сражается за правое дело, за свою родину)
7.Подведение итогов.
– Так какой он, народный герой Древней Руси? (Русский богатырь – человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, он патриот, смысл жизни видит в служении Родине.);
– Какие качества прежде всего ценил русский народ в былинном герое? Каковы нравственные ценности народа? (Русский народ ценил в богатырях силу, смелость, готовность встать на защиту Родины и сразиться с врагом.)
– Каковы жанровые особенности былины?
Итак, мы определили художественные особенности былины, нашли средства создания образа Ильи Муромца, определил, какие качества ценил русский народ в богатырях. А теперь давайте попробуем сформулировать определение былины как жанра. (Формулировка определения.)
– Сейчас сравним ваше определение с определением, которое дает словарь литературоведческих терминов.
– А теперь проверим, как вы усвоили материал. (вопросы у каждого ученика на карточке).
*Что такое былина?
*От какого слова оно образовано?
*Что в былине реально?
*Что есть вымысел?
*Кто является героем былины?
*Каких былинных героев вы знаете?
*Как построена былина?
8.Рефлексия:
– Справились ли вы с заданиями? Что показалось трудным в работе?
9.Домашнее задание:
1. Составить устный рассказ о былине;
2. Придумать сюжет для былины (на выбор);
3.Написать сочинение на тему: «Илья Муромец – общенародный идеал».
10.Литература:
1.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописцев до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999. – С. 68-69.
2.Литература. 7 класс. Поурочные разработки по учебнику Т.Ф. Курдюмовой /авт.-сост. О.А.Финтистова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 66-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...