ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Данное планирование по литературе составлено на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной примерного тематического планирования по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5ylitplan.docx | 68.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ№422
С.Н. Пятанова ________ О. Н. Богданова
« » 2013 г. « » 2013 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(предмет)
Учебный год: 2013-2014
Класс 5
Учитель Шубунова В. И.
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе общеобразовательной базовой программы по курсу «Литература». В. Я. Коровиной. 2011г.
Количество часов:
Всего 102 в неделю 3
Учебник :«Литература» 5 класс, 1-2 части, М., "Просвещение", 2011г.
Дополнительная литература: «Поурочное планирование 5 класс»,
Н.В.Егорова, М., «ВАКО», 2011г.; «Поурочное планирование 5 класс», Т.Н.Трунцева, М., «ВАКО», 2013г.
Пояснительная записка 5 класс
Данное планирование по литературе составлено на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной примерного тематического планирования по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- отличать стихотворение от прозы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
- создавать сочинения-миниатюры по картине;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни.
- Развитие устной и письменной речи:
- Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Письменная и устная характеристика разных образов.
- Письменный ответ на вопрос.
- Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Сочинение с аргументами.
5 класс (102 часа)
№ | Название темы 1 четверть (22ч.) | Ча-сы |
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 |
2 3 4 5 6 | Устное народное творчество (6ч.) Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы (фольклор). Русские народные сказки. Вид и характер сказок. Изучение сказки "Царевна-лягушка". Народная мораль в сказке. "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета. "Журавль и цапля" - сказка о животных. Народное предание о справедливости. "Солдатская шинель". Теория литературы (сказка, эпитеты, гипербола, сравнение) Народное представление о добре и зле. | 1 1 1 1 1 |
7 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 2 |
8 | Древнерусская литература. Начало письменности у славян и возникновение древнерусской литературы. Изучение "Повести временных лет", "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Т.л.(летопись). | 2 |
9 | Русская литература ХVIII века. М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..." как юмористическое нравоучение. Т.л. (роды и жанры литературы) | 2 |
10 | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Мораль басен Эзопа. Понятие об эзоповом языке и подтексте. Т.л. (юмор, сатира, сарказм, олицетворение, гротеск, аллегория). | 1 |
11 12 13 14 | Русские басни И.А.Крылова (4ч.) Аналитическое чтение басен "Волк и ягнёнок". Обличение человеческих пороков в басне. Т.Л.(аллегория, мораль) "Ворона и лисица", "Свинья под дубом". Аналитич.чтение. "Волк на псарне" как басня о войне 1812г. Аллегорическое отражение исторических событий. Т.л. (аллегория, мораль, диалог). Выразительное чтение наизусть басен. Конкурс иллюстраций к басне. | 1 1 1 1 |
15 16 | Литература XIX века. (3ч.) В.А.Жуковский "Спящая царевна". Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. "Кубок". Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Т.л. (баллада, проблема). Составление сюжетной цепочки. Самост.работа. | 1 1 |
17 18 | А.С.Пушкин (8 часов). Жизнь (детские годы) и творчество. (Обзор.) Стихотворение "Няне" как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок. Т.л. (пролог, поэма). | 1 1 |
19 | Контроль знаний. Тест. 2 четверть (23ч.) | 1 |
20 | Литература XIX века. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Система образов, сюжет, борьба добра и зла. Т.л. (стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм, строфа). | 2 |
21 | Развитие речи. Сходство и различие сказок В.Жуковского и А.Пушкина. Понятие о рифме, строфе, ритме. | 2 |
22 | Внекл.чт. Проиллюстрировать отрывок из любимой сказки А.Пушкина (наизусть) | 1 |
23 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Нравоучительное содержание сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Т.л. (фантастика, реальность). Составление сюжетной цепочки | 2 |
24 | Андрей В.М.Гаршин "Attalea Princeps". Выборочный пересказ. Т.л. (пафос). | 1 |
25 26 | М.Ю.Лермонтов (3ч.) "Бородино" (аналитическое чтение). Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Средства выразительности, подобранные автором. Т.л. (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) Наизусть отрывок. | 2 1 |
27 28 29 | Н.В.Гоголь (3ч.). Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Составление сюжетной цепочки. Обзор сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сам.работа по любой повести из сборника. Т.л. (гипербола, гротеск, юмор, литота). | 1 1 1 |
30 31 32 | Н.А.Некрасов (3ч.). Стихотворение "Крестьянские дети" (отрывок наизусть). Мир детства. Речевая характеристика персонажей. Поэма "Мороз, Красный нос" (выразительное чт. отрывка "Есть женщины в русских селеньях...") Поэтический образ русской женщины. Чтение наизусть отрывка. | 1 1 1 |
33 34 | И.С.Тургенев (2ч.) "Муму"(анализ эпизодов). Образ Герасима. Жизнь в доме барыни. Т.л. (эпизод и его анализ). Поведение Герасима с барыней и Татьяной. Положительные и отрицательные герои. | 1 1 |
35 | Развитие речи. Классное сочинение по рассказу "Муму". Р.Р. Работа над речевыми и грамматическими ошибками | 2 1 |
36 | Контроль знаний. Тест. 3 четверть (36ч.) | 1 |
37 | А.Фет. Аналитическое чт. стихотворения "Весенний дождь". Природа и человек. Умение видеть красоту. Выявление средств выразительности. | 1 |
38 39 40 | Л.Н.Толстой (3ч.) "Кавказский пленник"(анализ эпизодов). Протест против национальной вражды. Обучение сравнительной характеристики. Жилин и горцы. Жилин и Костылин. План. Сам.работа (вопросы). | 1 1 1 |
41 | А.П.Чехов (2ч.). Юмористические рассказы. Умение пересказывать и понимать суть художественных деталей ("Хирургия"). Т.л. (юмор, художественная деталь, сатира). | 2 |
42 43 | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихи о родной природе. Выявление средств выразительности. Т.л. (стихотворный ритм). Чтение наизусть стихотворения. | 1 1 |
44 | Лирика А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Выявление средств выразительности. (обзор) | 1 |
45 | Развитие речи. Обучение анализу стихотворения. | 2 |
46 | Внекл.чт. И.А.Бунин "Косцы" (умение выявить проблематику рассказа и сжато пересказать по плану). | 1 |
47 48 49 | В.Г.Короленко (4ч.) "В дурном обществе" . Составление плана, умение по нему пересказывать. Определить тему и идею. Умение дать характеристику героям и видеть развитие их отношений. Выявить отношение автора к героям. Аргументировать своё мнение. Т.л. (характеристика литературного героя, композиция произведения, художественная деталь). Сам.работа. | 1 1 2 |
50 | С.А.Есенин (2ч.) Своеобразие языка стихотворений о Родине. Аналитич.чтение. Сам.работа. Анализ стихотворения. | 2 |
51 | П.П.Бажов (2ч.) "Медной горы хозяйка". Т.л. (понятие о сказе). Умение дать характеристику героям. Составление сюжетной цепочки. | 2 |
52 | К.Г.Паустовский (2ч.) "Тёплый хлеб". Пересказ по плану. Выявление проблемы. Т.л. (авторская позиция). Герои и их поступки (мнение учеников) | 2 |
53 | Внекл.чт. К.Паустовский "Заячьи лапы". Сжатый пересказ по плану (умение работать с планом). | 1 |
54 55 | С.Я.Маршак (2ч.) "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. Юмор в драматической сказке. Столкновение добра и зла. Анализ эпизодов. Отношение автора к героям при помощи средств выразительности. | 1 1 |
56 | А.П.Платонов (2ч.) "Никита". Пересказ по плану. Душевный мир главного героя. Проблематика произведения. Т.л. (быль и фантастика). | 2 |
57 | Контроль знаний. Тест. | 1 |
58 59 | В.П.Астафьев (2ч.) "Васюткино озеро. Анализ эпизодов. Поведение в лесу героя, его черты характера. "Открытие" героем нового мира для себя. Черты автобиографии. | 1 1 |
60 | Р.Р. Контрольное сочинение по рассказу. | 1 |
61 | Русские поэты ХХ века. Стихи о родной природе Н.М.Рубцова, Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева. Аналитич.чтение (создать иллюстрацию понравившегося стихотворения). | 1 |
62 | Р.Р. Чтение наизусть стихотворений. | 1 |
63 64 | Саша Чёрный (2ч.) "Игорь-Робинзон". Составление сюжетной цепочки. Сравнительная характеристика детей в произведениях "Кавказский пленник" и "Игорь-Робинзон". Юмор в рассказах. Контроль знаний по теории литературы. 4 четверть (21ч.) | 2 1 |
65 | К.М.Симонов "Майор привёз мальчишку..." Война и дети. Чтение с комментариями. | 1 |
66 | А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". Подвиг детей в годы войны. Умение анализировать и делать выводы. | 1 |
67 | Р.Р. Обучение сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений К.Симонова и А.Твардовского) | 1 |
68 | Р.Р. Написание сочинения по анализу стихотворения. | 1 |
69 | Ю.Ч.Ким "Рыба-кит". Юмор в стихотворной форме. | 1 |
70 71 | Зарубежная литература (10ч.) . Р.Стивенсон "Вересковый мёд". Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.л.(баллада) | 1 |
72 | Внекл.чт. Д.Дефо "Робинзон Крузо". Сжатый пересказ по плану. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Сила характера героя. | 1 |
73 74 75 | Х.К.Андерсен (3ч.) " Снежная королева". Анализ основных эпизодов. Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней. Герда и снежная королева. Победа добра, дружбы и любви над злом. Оценить поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Т.л. (аргумент). | 1 1 1 |
76 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на проблемную тему. | 1 |
77 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по сказке "Снежная королева". | 2 |
78 | Ж.Санд " О чём говорят цветы". Спор героев о прекрасном. Т.Л. (спор) | 1 |
79 80 | М.Твен (2ч.) "Приключения Тома Сойера". Понимание внутреннего мира героев. Выборочный пересказ с элементами комментария. На чём строится дружба мальчиков? Черты характера Тома , раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Проблема и аргументы. | 1 1 |
81 82 | Дж.Лондон (2ч.) "Сказание о Кише". Проследить взросление героя в отдельных эпизодах. Забота о старших. Уважение взрослых. Характеристика героя. Чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Выявление средств выразительности и авторского отношения с их помощью. Т.л. (эпитет, метафора, гипербола, сравнение, антитеза). | 1 1 |
83 | Контроль знаний по зарубежной литературе. Вопросы. | 1 |
84 | Итоговый урок "Путешествие по стране Литературы 5 класса". Задания для летнего чтения. | 2 |
Итого часов | 102 |
Согласовано Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ №422 ___________С. Н. Пятанова _________________20___г | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №422 __________О. Н. Богданова Приказ №_______________ _________________20___г |
Тематическое планирование
учебного предмета
"Литература"
6 класс
Учебный год : 2014-2015
Класс - 5
Учитель - Шубунова В.И.
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе общеобразовательной базовой программы по курсу "Литература" В.Я.Коровиной. 2012г.
Количество часов:
всего 102 в неделю 3
Учебник "Литература" 6 кл. 1-2 части В.Я.Коровина, "Просвещение" М.,2011г.
Дополнительная литература:
Пояснительная записка 6 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту образования;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Ц е л и обучения:
Изучение литературы в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet
Задачи литературного образования в 9 классе :
- Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека
- Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
- Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
- Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
- Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
- Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
- Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.
В 9 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Виды деятельности учащихся 9 класса на уроках литературы
Чтение:
- Чтение литературных произведений, включенных в программу.
- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
- Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления, чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.
- Анализ:
- Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
- Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Анализ традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Выявление черт литературного направления (Реализма, модернизма)в произведении.
- Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
- Анализ стилевых доминант (Историзма, документализма) в литературном произведении.
- Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
- Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
- Анализ тематики и проблематики ( исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
- Развитие устной и письменной речи:
- Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
- Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
- Сочинение о тематике и проблематике (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
- Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
- Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Письменный анализ эпического, лирического, драматического и лироэпического произведения.
- Сочинение на литературоведческую тему.
- Конспектирование литературно-критической статьи.
- Отзыв или сочинение на произведение.
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
№ | Название | Часы |
1 | Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений). | 1 |
2 | Из древнерусской литературы Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория л и т е р а т у р ы . Слово как жанр древнерусской литературы. | 3 |
3 | Из литературы XVIII века Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешествен- ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория л и т е р а т у р ы , Сентиментализм (начальные представления). | 10 |
4 | Из русской литературы XIX века Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений). | 3 |
5 | Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афо- ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»), Преодоление канонов классицизма в комедии. | 8 |
6 | Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). | 14 |
7 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского, Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Т е о р и я литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). | 11 |
8 | Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). | 7 |
9 | Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -— воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). | 2 |
10 | Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Т е о р и я литературы. Повесть (развитие понятия). | 3 |
11 | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. (Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.) | 1 |
12 | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. | 3 |
13 | Из русской литературы XX века Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести. Т е о р и я литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория л и т е р а т у р ы . Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Т е о р и я литературы, Притча (углубление понятия). | 10 |
14 | Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | 15 |
15 | Из зарубежной литературы Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах —• знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Апигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория л и т е р а т у р ы . Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Т е о р и я литературы. Философско-драматическая поэма. | 6 |
35 | РР Написание сочинений | 5 |
Итого часов | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.
Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно-тематическое планирование 7 класс по предмету "Технология" для неделимых классов
Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления обо всех разделах программы и профессионал...