Урок литературы в восьмом классе по теме "Николай Рубцов. Личность. Лирика".
план-конспект урока по литературе по теме

Знакомство с личностью и поэзией Н.Рубцова через тему "малой родины".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rubcov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема.    Николай Рубцов. Личность. Лирика.

Цель. Через тему «малой родины» приобщать к поэзии Н. Рубцова.

Задачи. 1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.

                 2. Учить читать выразительно.

                 3. Продолжить работу над развитием речи.

                 4. Пробудить интерес к творчеству поэта.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь – это наша родина. И хоть мы это слово пишем с маленькой буквы. Оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия. И это место принято называть «малая родина».

  1. Работа над словом.

На доске написано слово «родина».

  • Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (дом, речка, лес, город и т. д.)
  • Составьте из слова «родина» новые слова. (род, рад, народ, радио)

Сегодня мы поговорим о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его «малой родины».

  1. Чтение учащимся стихотворения «Тихая моя родина».

Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

  1. Чтение воспоминаний  Станислава Куняева.

«В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «

Н.Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать…

    - Давайте ваши стихи!..

Я начал читать.        

Я запомнил, как диво

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждою избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

        Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

        - Как вас звать?

           - Николай Михайлович Рубцов».

  1. Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве. (Открываю тему урока. Записываем в тетради.)

Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос Рубцов – поэт, человек. Какой? Над ним вы будете думать в процессе урока, делайте пометки в тетрадях.

        Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы, а нередко рано потерянное чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Н. Рубцова. Может быть, ребята, именно вы, юные, больше всего нуждаетесь именно в его поэзии, потому что ищете свой берег добра на большой реке жизни.

  1. Анализ стихотворения «Тихая моя родина».

Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопрос.

  • Как рисует Рубцов свою «Малую родину»? (1 строфа – 2 строчки, школа деревянная с новым забором, избы)
  • Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта? (Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

Сообщение по биографии.

        А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: «Сведений почти не имею». С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

        Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

        Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

  • Совпали ли ваши наблюдения?

  • Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите (выразил чувства). Какие мысли, чувства выразил поэт? Совпадает ли автор и лирический герой? (Да). Будем поэта называть лирический герой.
  • Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?

Эпитеты

  -   Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.

      Случайно ли несколько раз употреблено слово «тихо»? (Лирический герой                  возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей  памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или  даже говорить громко?) 

  • И даже целая строчка повторяется. Какая? (Тихая моя родина, я ничего не забыл.) Это основная мысль стихотворения.
  • Прочтём шёпотом ещё раз строки: Тихая моя родина, мать моя здесь похоронена. Вы не обратили внимание на ещё один художественный приём аллитерацию, т. е. повторение звуков, с помощью которых рождается тишина.
  • Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства? (Радость от встречи)
  • Новый забор перед школою. (Радость, восторг от встречи. Школа прежняя, лишь новый забор.)
  • Обратите внимание на последнюю строфу. «Связь жгучая, смертная» (Чувства кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная – связь до смерти, до конца дней.)

Сравнения

                                 Словно ворона весёлая,

                                 Сяду опять на забор.

О чём говорит это сравнение? (Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)

                Метафора

                                  Речка за мною туманная

                                  Будет бежать и бежать. (Как и в детстве).

        Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок).

        «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

        Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

        Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.

        Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.

        … Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

        Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?»

  • Какая тема звучит в этом произведении? ( Тема малой родины, что и у Рубцова в стихах.) Какое родство душ, не правда ли.
  • Что увидели общего?

  1. Стихотворение «Звезда полей».

Чтение наизусть стихотворения.

  • Найдите строки, слова, которыми рисует поэт «малую родину».
  • Каким поэтическим средством языка он пользуется? ( Первые две строчки – метафоры)
  • Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (последние строки).
  • Чем необычны эти стихи? (Слово «звезда» повторяется 5 раз, с названием – 6).

Знакомство с символическими образами.

Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё ни раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… «тихая родина», это и звезда – Русь, и звезда – вся земля, всё человечество, как в этих стихах.

Прочитать последнюю строфу.

  1. Выводы.

Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы «малой родины» - это и берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.

Чтение стихов учителем.

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

А это из «Посвящения другу».

Не порвать мне мучительной связи

С долгой осенью нашей земли,

С деревцом у сырой коновязи,

С журавлями в холодной дали…

«Доволен я буквально всем…»

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой осенний свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом! –

Сказать: - Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою…

Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная отличает поэзию Рубцова.

Чтение воспоминаний Виктора Коротаева.    

«Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становится ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему».

        Немало пришлось Н. Рубцову путешествовать, странствовать. Но его всегда тянуло на Родину, домой. И не случайно мотив пути, дороги, образ путника, странника и даже бродяги занимает большое место в его поэзии. Но об этом у нас с вами состоится разговор позже, при новой встрече с Рубцовым. Я только скажу вам, что символ пути – это движение между жизнью и смертью.

        Поражает, насколько поэт обладал даром предвидения, пророчества. И это вылилось в стихах о России и его личной судьбе.

9.Чтение наизусть «Я умру в крещенские морозы».

        Вы почувствовали, наверное, мотив движения, пусть и после смерти. Нет покоя и в вечном покое. Ведь он прожил очень короткую жизнь. Не дожил несколько дней до 35 лет.

        Он умер зимой, в январе, в крещенские морозы, как и предполагал.

        Если хотите узнать о его жуткой смерти, о том, как закончилась жизнь и почему так рано, почитайте.

  1. Давайте обратимся к заданию, которое я вам предлагала. Каким видится Рубцов? Хочется ли читать его стихи?

Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг Рубцова по институту, а позже критик Василий Оботуров писал: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку – увы!- часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распусаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…»

  1. «В горнице»

А другой критик Юрий Селезнёв сказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле».

Вслушаемся в музыку хотя бы этих стихов. 

( Музыкальное исполнение стихотворения.)

Вы убедились в правильности слов критика. Положите перед собой тексты. Какой поэтический образ, о котором мы говорили сегодня, есть в этих стихах? (Первая и последняя строфа – мотив звезды, мотив пути – «лодку мастерить себе», - чтобы плыть дальше.

Встреча с умершей матерью высвечивается звездой и находятся душевные силы лодку мастерить себе, чтобы плыть дальше.)

         Наш разговор о Рубцове этим не заканчивается. Дома вам предлагаю написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» о своей родине, своих чувствах. Может быть перекличка с поэзией Рубцова. Новая встреча с поэтом в 11 классе.

Тихая моя родина.

Тихая моя родина!                                                              Тина теперь и болотина                                                                            

Ивы, река, соловьи…                                                          Там, где купаться любил…

Мать моя здесь похоронена                                                Тихая моя родина,  

В детские годы мои.                                                            Я ничего не забыл.

- Где же погост? Вы не видели?                                        Новый забор перед школою,  

Сам я найти не могу. –                                                        Тот же зелёный простор.

Тихо ответили жители:                                                       Словно ворона весёлая,

- Это на том берегу.                                                            Сяду опять на забор!  

Тихо ответили жители,                                                       Школа моя деревянная!..

Тихо проехал обоз.                                                              Время придёт уезжать -

Купол церковной обители                                                 Речка за мною туманная

Яркой травою зарос.                                                           Будет бежать и бежать.

Там, где я плавал за рыбами,                                             С каждой избою и тучею,

Сено гребут в сеновал:                                                       С громом, готовым упасть,                                      

Между речными изгибам                                                   Чувствую самую жгучую,

Вырыли люди канал.                                                          Самую смертную связь.

Звезда полей.

Звезда полей во мгле заледенелой,                                Звезда полей горит, не угасая,    

Остановившись, смотрит в полынью.                           Для всех тревожных жителей земли,  

Уж на часах двенадцать прозвенело,                            Своим лучом приветливым касаясь

И сон окутал родину мою…                                           Всех городов, поднявшихся вдали.

Звезда полей! В минуты потрясений                           Но только здесь, во мгле заледенелой,  

Я вспоминал, как тихо за холмом                                Она восходит ярче и полней.  

Она горит над золотом осенним,                                 И счастлив я, пока на свете белом

Она горит над зимним серебром.                                 Горит, горит звезда моих полей.

В горнице.

В горнице моей светло,                                                       Дремлет на стене моей

Это от ночной звезды.                                                         Ивы кружевная тень,    

Матушка возьмёт ведро,                                                     Завтра у меня под ней

Молча принесёт воды…                                                     Будет хлопотливый день!    

Красные цветы мои                                                             Буду поливать цветы,

В садике завяли все.                                                            Думать о своей судьбе,

Лодка на речной мели                                                         Буду до ночной звезды

Скоро догниёт совсем.                                                        Лодку мастерить себе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"

На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...

Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

Презентация у уроку литературы в 6 классе "Образы и настроения пейзажной лирики"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведений русской пейзжной лирики....

Урок литературы в 6 классе Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: человек и природа.

Технологическая карта урока литературы. Цели деятельности учителя: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества ...