Урок литературы в восьмом классе по теме "Николай Рубцов. Личность. Лирика".
план-конспект урока по литературе по теме
Знакомство с личностью и поэзией Н.Рубцова через тему "малой родины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rubcov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Тема. Николай Рубцов. Личность. Лирика.
Цель. Через тему «малой родины» приобщать к поэзии Н. Рубцова.
Задачи. 1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.
2. Учить читать выразительно.
3. Продолжить работу над развитием речи.
4. Пробудить интерес к творчеству поэта.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь – это наша родина. И хоть мы это слово пишем с маленькой буквы. Оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия. И это место принято называть «малая родина».
- Работа над словом.
На доске написано слово «родина».
- Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (дом, речка, лес, город и т. д.)
- Составьте из слова «родина» новые слова. (род, рад, народ, радио)
Сегодня мы поговорим о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его «малой родины».
- Чтение учащимся стихотворения «Тихая моя родина».
Автор этого стихотворения Николай Рубцов.
- Чтение воспоминаний Станислава Куняева.
«В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «
Н.Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать…
- Давайте ваши стихи!..
Я начал читать.
Я запомнил, как диво
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждою избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас звать?
- Николай Михайлович Рубцов».
- Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве. (Открываю тему урока. Записываем в тетради.)
Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос Рубцов – поэт, человек. Какой? Над ним вы будете думать в процессе урока, делайте пометки в тетрадях.
Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы, а нередко рано потерянное чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Н. Рубцова. Может быть, ребята, именно вы, юные, больше всего нуждаетесь именно в его поэзии, потому что ищете свой берег добра на большой реке жизни.
- Анализ стихотворения «Тихая моя родина».
Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопрос.
- Как рисует Рубцов свою «Малую родину»? (1 строфа – 2 строчки, школа деревянная с новым забором, избы)
- Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта? (Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)
Сообщение по биографии.
А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: «Сведений почти не имею». С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.
Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.
Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.
- Совпали ли ваши наблюдения?
- Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите (выразил чувства). Какие мысли, чувства выразил поэт? Совпадает ли автор и лирический герой? (Да). Будем поэта называть лирический герой.
- Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?
Эпитеты
- Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.
Случайно ли несколько раз употреблено слово «тихо»? (Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)
- И даже целая строчка повторяется. Какая? (Тихая моя родина, я ничего не забыл.) Это основная мысль стихотворения.
- Прочтём шёпотом ещё раз строки: Тихая моя родина, мать моя здесь похоронена. Вы не обратили внимание на ещё один художественный приём аллитерацию, т. е. повторение звуков, с помощью которых рождается тишина.
- Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства? (Радость от встречи)
- Новый забор перед школою. (Радость, восторг от встречи. Школа прежняя, лишь новый забор.)
- Обратите внимание на последнюю строфу. «Связь жгучая, смертная» (Чувства кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная – связь до смерти, до конца дней.)
Сравнения
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.
О чём говорит это сравнение? (Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)
Метафора
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (Как и в детстве).
Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок).
«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.
… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?»
- Какая тема звучит в этом произведении? ( Тема малой родины, что и у Рубцова в стихах.) Какое родство душ, не правда ли.
- Что увидели общего?
- Стихотворение «Звезда полей».
Чтение наизусть стихотворения.
- Найдите строки, слова, которыми рисует поэт «малую родину».
- Каким поэтическим средством языка он пользуется? ( Первые две строчки – метафоры)
- Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (последние строки).
- Чем необычны эти стихи? (Слово «звезда» повторяется 5 раз, с названием – 6).
Знакомство с символическими образами.
Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё ни раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… «тихая родина», это и звезда – Русь, и звезда – вся земля, всё человечество, как в этих стихах.
Прочитать последнюю строфу.
- Выводы.
Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы «малой родины» - это и берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.
Чтение стихов учителем.
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
А это из «Посвящения другу».
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
«Доволен я буквально всем…»
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом! –
Сказать: - Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою…
Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная отличает поэзию Рубцова.
Чтение воспоминаний Виктора Коротаева.
«Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становится ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему».
Немало пришлось Н. Рубцову путешествовать, странствовать. Но его всегда тянуло на Родину, домой. И не случайно мотив пути, дороги, образ путника, странника и даже бродяги занимает большое место в его поэзии. Но об этом у нас с вами состоится разговор позже, при новой встрече с Рубцовым. Я только скажу вам, что символ пути – это движение между жизнью и смертью.
Поражает, насколько поэт обладал даром предвидения, пророчества. И это вылилось в стихах о России и его личной судьбе.
9.Чтение наизусть «Я умру в крещенские морозы».
Вы почувствовали, наверное, мотив движения, пусть и после смерти. Нет покоя и в вечном покое. Ведь он прожил очень короткую жизнь. Не дожил несколько дней до 35 лет.
Он умер зимой, в январе, в крещенские морозы, как и предполагал.
Если хотите узнать о его жуткой смерти, о том, как закончилась жизнь и почему так рано, почитайте.
- Давайте обратимся к заданию, которое я вам предлагала. Каким видится Рубцов? Хочется ли читать его стихи?
Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг Рубцова по институту, а позже критик Василий Оботуров писал: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку – увы!- часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распусаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…»
- «В горнице»
А другой критик Юрий Селезнёв сказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле».
Вслушаемся в музыку хотя бы этих стихов.
( Музыкальное исполнение стихотворения.)
Вы убедились в правильности слов критика. Положите перед собой тексты. Какой поэтический образ, о котором мы говорили сегодня, есть в этих стихах? (Первая и последняя строфа – мотив звезды, мотив пути – «лодку мастерить себе», - чтобы плыть дальше.
Встреча с умершей матерью высвечивается звездой и находятся душевные силы лодку мастерить себе, чтобы плыть дальше.)
Наш разговор о Рубцове этим не заканчивается. Дома вам предлагаю написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» о своей родине, своих чувствах. Может быть перекличка с поэзией Рубцова. Новая встреча с поэтом в 11 классе.
Тихая моя родина.
Тихая моя родина! Тина теперь и болотина
Ивы, река, соловьи… Там, где купаться любил…
Мать моя здесь похоронена Тихая моя родина,
В детские годы мои. Я ничего не забыл.
- Где же погост? Вы не видели? Новый забор перед школою,
Сам я найти не могу. – Тот же зелёный простор.
Тихо ответили жители: Словно ворона весёлая,
- Это на том берегу. Сяду опять на забор!
Тихо ответили жители, Школа моя деревянная!..
Тихо проехал обоз. Время придёт уезжать -
Купол церковной обители Речка за мною туманная
Яркой травою зарос. Будет бежать и бежать.
Там, где я плавал за рыбами, С каждой избою и тучею,
Сено гребут в сеновал: С громом, готовым упасть,
Между речными изгибам Чувствую самую жгучую,
Вырыли люди канал. Самую смертную связь.
Звезда полей.
Звезда полей во мгле заледенелой, Звезда полей горит, не угасая,
Остановившись, смотрит в полынью. Для всех тревожных жителей земли,
Уж на часах двенадцать прозвенело, Своим лучом приветливым касаясь
И сон окутал родину мою… Всех городов, поднявшихся вдали.
Звезда полей! В минуты потрясений Но только здесь, во мгле заледенелой,
Я вспоминал, как тихо за холмом Она восходит ярче и полней.
Она горит над золотом осенним, И счастлив я, пока на свете белом
Она горит над зимним серебром. Горит, горит звезда моих полей.
В горнице.
В горнице моей светло, Дремлет на стене моей
Это от ночной звезды. Ивы кружевная тень,
Матушка возьмёт ведро, Завтра у меня под ней
Молча принесёт воды… Будет хлопотливый день!
Красные цветы мои Буду поливать цветы,
В садике завяли все. Думать о своей судьбе,
Лодка на речной мели Буду до ночной звезды
Скоро догниёт совсем. Лодку мастерить себе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в восьмом классе на тему: "Образ Александра Невского".Выполняла Рогова Ира, ученица 8-б класса. Руководила Волкова Т.Ю.
Образ А.Невского...
Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"
На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...
Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика....
Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»
Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....
Использование ИКТ на уроках литературы в старших классах в рамках изучения темы "Лирика А.С. Пушкина"
Презентация по теме "Лирика А.С. Пушкина"...
Презентация у уроку литературы в 6 классе "Образы и настроения пейзажной лирики"
Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведений русской пейзжной лирики....
Урок литературы в 6 классе Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: человек и природа.
Технологическая карта урока литературы. Цели деятельности учителя: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества ...